Белорусская философия и общественно-политическая мысль кратко основное
Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.
Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения.
Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию.
Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:
Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период производства, торговли, роста и возвышения городов, начала формирования гражданского и национального самосознания.
Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования.Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию.
В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:
радикальное реформационно-гуманистическое . Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению).
умеренное реформационно-гуманистическое. Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур.
атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения. Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной, униатской, католической
20 Особенности развития и основные проблемы русской философии
Характерными чертами русской философииявляются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философиисоставляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
•период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; относится к IX - XIII вв.
развитие собст-но философии началось с принятия христ-ва, когда вчерашний язычник, живущий ограниченным родовым сознанием призыв-ся к личн и моральн ответств-ти.
• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); XIII - XVII вв
Среди видных философов данного периода:
Сергий Радонежский, Максимилиана Грек ,Андрей Курбский
• философия XVIII в.; Первые философы появились на Руси в XVII-XVIII веках. Однако их философия не была самобытной.
• русская и советская философия XX в.
Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) и выдающимися людьми, внесших вклад не только в отечественную, но и мировую неклассическую философию, Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма
Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х годов ХХ века и продолжающийся в настоящее время характеризуется отходом от догматизированных форм философии, пересмотром отношения к марксисиско-ленинской философии и ренессансом русской религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных мыслителей, в том числе – созданных в русском зарубежье).