Материалистической диалектики
Известные высказывания Ленина о диалектике, его глубокие оценки ее как «души» марксизма, как того решающего, что позволяет марксизму находиться в тесной связп с развивающейся практикой и творчески отвечать на изменяющиеся запросы времени, не оставляют никакого сомнения относительно той роли, которая, по его убеждению, принадлежит материалистической диалектике в системе марксистского учения. Это настолько очевидно, что даже враги ленинизма, пытающиеся по-своему попять, в чем была сила Ленина, каким оружием он действовал, возглавляя самую могущественную революционную партию современности, обращают внимание на то значение, какое он придавал диалектике, подчеркивают это как одну из отличительных особенностей его теоретических взглядов и практической деятельности.
Конечно, объяснение, которое они дают хотя и правильно указываемому, но эмпирически схватываемому факту, далеко от истины. Во-первых, то, что Ленин придавал огромное значение диалектике, не составляет какой-то особой отличительной черты только ленинизма. Ленин в этом, как и во всех других отношениях, продолжал и развивал учение марксизма, неразрывной составной частью которого является материалистическая диалектика. Дело заключается лишь в том, что новые исторические условия, назревшие революционные перемены потребовали от марксистов особенно пристального внимания к этой стороне их учения, дальнейшего ее развития. Иначе невозможно было с подлинно Марксистских позиций подойти к ответу на те вопросы, которые поставила наступившая эпоха. Во-вторых, в корне фальшиво представление о том, что «особое» отношение Ленина к диалектике вызвано тем, что он был прежде всего «практиком», «инженером» революции, революционного действия и диалектика была как бы специально изобретенным орудием, которое помогало ему осуществлять свои революционные
планы. Согласно этому представлению, диалектика никак не связана с объективным миром и его законами, а, напротив, как бы насильственно навязывается действительности во имя достижения каких-то целей.
Не может быть ничего более нелепого, чем подобное «объяснение». Ленин потому и придавал такое важное значение материалистической диалектике как методу познания и революционного действия, что она наиболее полно и точно выражает собственные законы развития мира. Недаром в своем известном наброске «К вопросу о диалектике» он на первое место, характеризуя сущность диалектического подхода, ставит «объективность» рассмотрения вещей, определение предметов самих в себе («вещь сама в себе»), «собственное движение», «собственную жизнь» вещи, ее реальную объективную диалектику. Самой жизни, самим реальным процессам природы, общества присуща диалектика, и только поэтому диалектическое мышление способно быть формой отражения и воспроизведения в человеческих понятиях действительности и человеческой деятельности. В этом, а не в чем-либо ином состоит истинный «секрет» того внимания Ленина, которое он постоянно уделял диалектике (и требовал того же от других марксистов), ее дальнейшему развитию и конкретизации на новых данных науки и исторической практики.
С этой точки зрения понятно, почему Ленин в наступивший с первой мировой войны переломный момент в истории незадолго до Октябрьской революции снова и снова обращается к специальному изучению и исследованию диалектики. Нельзя не учитывать той внутренней связи, которая существует между ленинским исследованием диалектики и теоретическими открытиями, которые были сделаны Лениным в этот период, открытиями, обосновавшими и облегчившими путь к величайшим в истории общества революционным преобразованиям. Только благодаря диалектическому подходу к действительности можно было, вопреки господствовавшим в течение длительного периода представлениям, установить, что в условиях империализма социалистическая революция должна осуществиться и победить не одновременно во всех странах, а первоначально в одной, отдельно взятой стране.
Изумительная способность диалектически улавливать и осознавать всю сложность и противоречивость развития действительности позволила Ленину понять, что после Февральской революции 1917 г. наступила пора непосредственной подготовки к перерастанию ее в революцию социалистическую, и смело при-
звать массы к осуществлению этой революции,— и это тогда, когда так называемые авторитеты марксизма полагали, что в России наступил длительный период господства буржуазной демократии и что Россия «не созрела» еще для пролетарской революции.
Исследуя и углубляя на новейшем историческом опыте иразвитии естествознания материалистическую диалектику, Ленин особенно много сделал для понимания того, что собой пред-ставляет диалектика как наука, каково ее содержание, ее предмет, каковы ее элементы, ее система и структура, установил ее коренное отличие от мнимых концепций развития, показал, что к самой диалектике как науке, к ее законам и категориям нужно подходить диалектически, видеть неизбежность их развития и конкретизации в различных исторических условиях. Мысли Ленина по этим вопросам имеют огромную ценность и требуют дальнейшего тщательного изучения. Ниже мы попытаемся в краткой конспективной форме изложить основные идеи Ленина по вопросу о диалектике как науке и ее революционно-практическом значении.