Классовая структура общества
Классы – большие группы людей, различающиеся:
по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда, а следовательно,
по способам получения и по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Понятие стратификация(от лат. stratum – слой, facio – делаю) – обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества.
В качестве признаков социального расслоения могут рассматриваться, например образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, квалификация и т.д.
Профессионально-образовательная структура
Она характеризует общество с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.
Профессионально-образовательная структура общества образовалась позднее этнической структуры. Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда, когда произошло отделение скотоводства от земледелия; ремесла, торговли от сельского хозяйства; труда умственного от труда физического.
Духовная сфера общества
Духовная сфера общества – сфера отношений между людьми по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распределения, распространения и потребления всеми слоями общества.
Основные элементы духовной жизни общества
Духовная деятельность
Духовные ценности
Духовные потребности людей
Духовное потребление
Индивидуальное сознание
Общественное сознание
Общественное сознание
Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, учений, существующих в обществе и отражающих определенные стороны общественного бытия.
Структура общественного сознания
- Уровни общественного сознания
- Формы общественного сознания
Уровни общественного сознания
Существует два подхода к определению уровней общественного сознания:
- гносеологический
- социологический
При гносеологическом подходе различают
1) уровень обыденного сознания
2) теоретический уровень.
При социологическом подходе различают
1) уровень общественной психологии
2) уровень идеологии.
Формы общественного сознания:
Мораль
Религиозное сознание
Эстетическое сознание
Политическое сознание
Правовое сознание
Научное сознание
Философское сознание
Основные проблемы философии истории
Философия истории – раздел философского знания, занимающийся исследованием исторического бытия в целом или всемирной истории во всем ее многообразии (онтологическая сторона) и анализом исторического познания, его специфики, форм и метод (гносеологическая сторона)
Проблемное поле философии истории:
Природа, специфика, причины, закономерности и факторы движения истории.
Движущие силы исторического процесса
Проблема критериев общественного прогресса
Проблема выбора путей исторического развития и т.д.
Источники и факторы исторической динамики
Социально-экономические(развитие экономики, развитие техники и технологий, удаленность или близость у коммуникациям (торговли, транспорту и т.д.))
Природно-географические(географическое расположение, климат, рельеф местности и т.п.)
Демографические(численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.)
Этнокультурные(национальные менталитет, система духовных ценностей и др.).
Направленность общественного развития
Говоря о направленности общественного развития можно выделить две основные тенденции:
общественный прогресс и общественный регресс.
Общественный прогресс – есть поступательное движение общества по восходящей линии, понимаемое как усложнение системно-структурной организации общества.
Общественный регресс – есть противоположное направление социальных изменений, ведущих к упрощению, деградации общества.
Формы социальной динамики
Говоря о формах социальной динамики, можно выделить две основные формы социальных изменений – эволюцию и революцию.
Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественными изменениям, то есть революции.
Революция – это коренное качественное изменение во внутренней структуре системы, то есть скачок, который является связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы.
Среди видов революции можно выделить социальную, промышленную, научную, научно-техническую, культурную революции.