Классовая структура общества

Классы – большие группы людей, различающиеся:

по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,

по их роли в общественной организации труда, а следовательно,

по способам получения и по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Понятие стратификация(от лат. stratum – слой, facio – делаю) – обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества.

В качестве признаков социального расслоения могут рассматриваться, например образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, квалификация и т.д.

Профессионально-образовательная структура

Она характеризует общество с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

Профессионально-образовательная структура общества образовалась позднее этнической структуры. Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда, когда произошло отделение скотоводства от земледелия; ремесла, торговли от сельского хозяйства; труда умственного от труда физического.

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества – сфера отношений между людьми по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распределения, распространения и потребления всеми слоями общества.

Основные элементы духовной жизни общества

Духовная деятельность

Духовные ценности

Духовные потребности людей

Духовное потребление

Индивидуальное сознание

Общественное сознание

Общественное сознание

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, учений, существующих в обществе и отражающих определенные стороны общественного бытия.

Структура общественного сознания

- Уровни общественного сознания

- Формы общественного сознания

Уровни общественного сознания

Существует два подхода к определению уровней общественного сознания:

- гносеологический

- социологический

При гносеологическом подходе различают

1) уровень обыденного сознания

2) теоретический уровень.

При социологическом подходе различают

1) уровень общественной психологии

2) уровень идеологии.

Формы общественного сознания:

Мораль

Религиозное сознание

Эстетическое сознание

Политическое сознание

Правовое сознание

Научное сознание

Философское сознание

Основные проблемы философии истории

Философия истории – раздел философского знания, занимающийся исследованием исторического бытия в целом или всемирной истории во всем ее многообразии (онтологическая сторона) и анализом исторического познания, его специфики, форм и метод (гносеологическая сторона)

Проблемное поле философии истории:

Природа, специфика, причины, закономерности и факторы движения истории.

Движущие силы исторического процесса

Проблема критериев общественного прогресса

Проблема выбора путей исторического развития и т.д.

Источники и факторы исторической динамики

Социально-экономические(развитие экономики, развитие техники и технологий, удаленность или близость у коммуникациям (торговли, транспорту и т.д.))

Природно-географические(географическое расположение, климат, рельеф местности и т.п.)

Демографические(численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.)

Этнокультурные(национальные менталитет, система духовных ценностей и др.).

Направленность общественного развития

Говоря о направленности общественного развития можно выделить две основные тенденции:

общественный прогресс и общественный регресс.

Общественный прогресс – есть поступательное движение общества по восходящей линии, понимаемое как усложнение системно-структурной организации общества.

Общественный регресс – есть противоположное направление социальных изменений, ведущих к упрощению, деградации общества.

Формы социальной динамики

Говоря о формах социальной динамики, можно выделить две основные формы социальных изменений – эволюцию и революцию.

Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественными изменениям, то есть революции.

Революция – это коренное качественное изменение во внутренней структуре системы, то есть скачок, который является связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы.

Среди видов революции можно выделить социальную, промышленную, научную, научно-техническую, культурную революции.

Наши рекомендации