Человек – это «зоон политикон», т.е. существо общественное.
Человек по природе предназначен для жизни сообща.
Эллинистический период (конец 4 - 2 вв. до н.э.)
В философии акцент смещается в область этики. Философов стал волновать вопрос не о том, что есть мир, а вопрос о том, как быть счастливым. Возникают такие школы как эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.
Скептицизм. Основатель – Пиррон. Основная проблема – как стать счастливым. Счастье – это атараксия (покой, безмятежность). Для достижения атараксии необходимо полное воздержание от каких-либо суждений о мире (эпохе). Главный противник человека, ищущего покой – это его тяга к знанию. Девиз скептиков: «Следовать жизни без мнения».
Стоицизм. Основатель – Зенон. Этика стоиков опирается на их веру в провидение и в разумность космоса. Главный этический тезис стоиков состоит в том, что от нас зависят не сами обстоятельства нашей жизни, а лишь наше отношение к этим обстоятельствам. Стоики воспитывали в себе атараксию (невозмутимость) и апатию (бесстрастие). Стоический идеал мудреца – пассивен, он примиряется со всем происходящим, так как все происходит по замыслу космического бога-разума.
Эпикуреизм. Основатель – Эпикур.
Эпикур развивает атомистическое учение Демокрита.
Главная цель философии – научить человека быть счастливым. Счастье – это безмятежный покой, полное отсутствие страдания (атараксия), удовольствие. Страдание вызывается различными видами страха: страх перед природными явлениями, страх перед богами, страх перед смертью. На преодоление этих страхов направлено учение Эпикура, в котором выделяются 3 главные части: физика, психология, этика.
Цель физики – доказать, что все природные явления имеют естественные причины, а как следствие – рассеять страх перед природными явлениями.
Цель психологии – рассеять страх перед смертью. Душа телесна, она состоит из атомов. Душа смертна, загробной жизни нет, поэтому нечего тревожить себя мыслями о том, что будет после смерти.
Цель этики – научить людей быть счастливыми. Для этого нужно стремиться к естественным и необходимым удовольствиям и избегать неестественных и не необходимых.
Древнеримская философия (2 в. до н.э.- 6 в. н.э.)
Неоплатонизм – последняя крупная философская система Античности. Возникает в 3 в. н.э. Основатель – Аммоний Саккас (175-242 гг.).
Наиболее видный представитель – Плотин (205-270 гг.). Основное произведение Плотина – Энеады».
Главное в неоплатонизме – учение о потусторонности, сверхразумности первоначала всего существующего (Единого) и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Мир – иерархичен. Началом мира является Единое.
Реальный физический мир возникает как следствие активности Мировой Души. Мир – это лишь остаток Единого.
Человек двойственен по своей природе. Душа человека – частичка Мировой Души. Тело человека – источник всего злого, всего несовершенного в человеке. Основная жизненная задача человека – воссоединение с Единым.
Путь воссоединения с Единым – это экстаз (выход за пределы), который достигается душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.
Философия Нового Времени (17 – сер. 19 вв.)
Философия Нового Времени включает в себя 3 периода:
Философию 17 века.
Философию эпохи Просвещения (18 век).
Немецкую классическую философию.
Философия 17 века
Особенности данного периода:
1) это период разложения феодализма и зарождения капитализма,
2) лицо эпохи постепенно начинает определять наука и ее авторитет вытесняет авторитет религии,
3) наука отделяется от философии и становится самостоятельной формой познавательной деятельности,
4) главенствующую роль в науке играет механика,
5) в философии центральное место занимает гносеология (теория познания),
6) в философии два течения: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм –направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание и признающее опыт единственным источником знания.
Родоначальник эмпиризма – Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.)
Основной девиз эмпириков: «Нет ничего в разуме, чего ранее не содержалось бы в опыте».
Рационализм (лат. ratio – разум) –направление философской мысли, ориентирующееся на математику и утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий.
Родоначальник рационализма – Р. Декарт.
Разум выступает источником знания и критерием истины. В самом разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей, которые существуют не на основе опыта, а до всякого опыта.
Основные представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.