Познание, практика, творчество
Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных ориентаций, хотя традиционная философия при обсуждении гносеологических проблем чаще замыкалась в сфере абстрактно-теоретического мышления. Концепция диалектического материализма выходит за эти рамки и вводит практику в основу теории познания. В «Тезисах
о Фейербахе», написанных в 1845 г., К. Маркс сформулировал ряд принципиальных положений. «Общественная жизнь, – писал он, – является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики»[2]. Диалектико-материалистическая философия признает в качестве первичного отношения человека к миру практическое отношение, а познавательное отношение рассматривает как вторичное. Структура практики тем самым обусловливает, задает структуру, степень развитости познавательного отношения. Практика есть материальная деятельность людей, направленная на преобразование предметного мира с целью удовлетворения потребностей человека; она предполагает наличие общественно организованного индивида, который целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социокультурном контексте.
В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия и формы своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса.
Важнейшие формы практики:
· материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;
· социальное действие – преобразование общественного бытия; изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и институтов и т. п.);
· научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Основные функции практики в процессе познания:
Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.
Практика выступает как основа познания, его движущая сила; она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика – основа познания, так как весь познавательный процесс обусловливается – в конечном счете – задачами и потребностями практики, а также и потому, что она (практика) обеспечивает познание техническими средствами, приборами, оборудованием.
Практика является опосредованно целью познания, ибо она осуществляется не ради простого любопытства: все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику, направляя и регулируя деятельность людей.
Практика представляет собой решающий критерий истины, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Уясните, что делает практику всеобщим и объективным критерием истины; выявите абсолютность и относительность практики в роли критерия истины.
Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а анализировать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному, а потому действенному и эффективному.
Познавать – значит не только получать, вырабатывать знание, но и создавать, творить знание. Поэтому познание имеет творческий характер. Творчество, как подчеркивал Н. А. Бердяев, есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. Творчество – это форма обновляющего себя бытия, это порождение нового в универсуме активностей. Можно предложить следующее определение познания: познание – это творческая активность человека, направленная на постижение бытия в форме знания.
Почему в данном определении слово «активность» предпочтительнее, нежели слово «деятельность»?
Творчество – исток, способ и форма человеческого бытия в мире. Формами творчества являются язык, игра, изобретение, открытие; все они взаимосвязаны, переплетены, проникают и обусловливают друг друга. Разнообразные формы творчества соприсутствуют во всех сферах человеческого бытия. Познание как универсальный аспект человеческой активности, как форма открытости человека миру и мира человеку раскрывает свою творческую природу широко и многогранно.
Представьте, как в вашей познавательной деятельности (в частности, в освоении философских знаний) проявляется творчество языковое, игровое, изобретающее и открывающее.
Во всяком творческом процессе есть свои стадии. Часто выделяют четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Творческие прорывы в новое знание не падают с неба: им предшествует упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочарования, случайности и неожиданности.
Творческой познавательной активности человека сопутствует интуиция. Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути.
Заметим, что рациональность и интуиция не исключают и не подменяют друг друга.
В реальном процессе познания они, как правило, тесно переплетаются, поддерживая и дополняя друг друга. Доказательство санкционирует и узаконивает завоевания интуиции, оно сводит к минимуму риск противоречия и субъективности, которыми всегда чревато интуитивное озарение. Внезапное интуитивное озарение способно открыть истины, вряд ли доступные строгому логическому рассуждению. Однако ссылка на интуицию не может служить сколько-нибудь твердым основанием для принятия каких-то утверждений. Интуиция приводит к интересным новым творческим и неординарным идеям, но она нередко порождает также ошибки, вводит в заблуждение. Интуитивные догадки субъективны и неустойчивы, они нуждаются в логическом обосновании. Чтобы убедить в интуитивно схваченной истине, как других, так и самого себя, требуется развернутое рассуждение, доказательство.