Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.

Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.

Философия – это сфера общественного сознания (ЭТО НЕ НАУКА), которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления.

Здесь важно: философия – это не наука, это особая часть. У нее нет определённой сферы изучения, только общие законы 3емных сфер.

Философия как дисциплина подразделяется на: (сферы фил .знания)

1) Онтология – учение о бытие.

2) Гносеология – учение о познании.

3) Социальная философия.

4) Аксиология – аксис – ценность. Изучает и анализирует ценности.

5) Этика. Учение о морали и нравственности.

6) Эстетика – эстет – учение о чувственном познании. Но с 18в, означает учение о прекрасном как в природе, так и в искусстве.

7) Особая сфера: история философии. Тут фиксируется важное отличие философии от науки. Чтобы заниматься БХ можно и не знать историю БХ. А с философией нет. Философия как появилась 2000 лет назад, так и не сдвинулось с места, посему историю сильно изучают.

Функции философии:

1) Мировоззренческая - Философия дает некую мировоззренческую ориентацию в мире.

2) Познавательная(гносеологическая) – изучая наиболее общие законы мы их познаем.

3) Методологическая - Философия претендует на то, чтоб давать методы другим наукам.

4) Прогностическая - она пытается дать прогноз на будущее, ибо изучаем законы всех 3емных сфер, по ним моно спрогнозировать дальнейшее развитие.

В философии существует основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны.

1) Онтологическая. Он звучит так, с этой стороны: Что первично? Материальное начало или духовное?

По ответу на него философы делятся на:

а) материалистов - материя первична, материя имеет историко-философскую традицию, первого обычно называют демокрит. Там еще Маркс, франузы всякие.

б) идеалисты - первично духовное начало, бог или какая нибудь абсолютная идея (гегель) и пр. первый Платон считается. Он главный и первый. Он объективный идеалист.

Идеалисты делятся на:

1) Объективных идеализм. Т.е. не зависит от воли и сознания людей

2) Субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая.

Тут еще моно еще рассказать основные исторические этапы развития философии и назвать их основные проблемы, это будет в последующих вопросах подробно

2) Гносеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: познаваем ли мир?

Тут по ответу делятся на 3 группы философы. В вопросе 14 – проблема познаваемости мира, его по этому учить:

1) Гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(Маркс), так и идеалисты (Гегель), но они тут отличались:

Гегель считал вообще, что он достиг абсолютное знание, а Маркс говорил что к абсолютному знанию будем приближаться по асимптоте, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости.

2) Агностики (А- отрицание, гнозиз – знание). Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемо (Кант). Он считал, что мир как он есть сам по себе (и вне нашего восприятия) является принципиально не познаваемым. Существование мира вещей самих по себе. И как бы развивалась наука мы никогда не узнаем как вещи сами по себе, ибо они даны в нашем восприятии и мы из него не выпрыгнем

3) Скептики (Девид Юм - 18в, Англия) они говорят, что мы что то знаем о мире, но мы не знаем насколько это знание истинно, у нас нет критериев истинности. Мы не знаем существуют ли причинно-следственные связи, или нет.

Билет 6. Марксизм.

Учение Маркса и Энгельса. Тут надо начать с исторический и пр. предпосылок к марксизму:

1)исторические предпосылки: восстание лионских ткачей. Если шире – возникновение пролетариата как класса. Для Маркса пролетариат – это тот класс, который должен уничтожить классовую систему как таковую. (когда жил Маркс пролетариат – как животные, самый низ социальной структуры, он отождествляет себя с тем, что предельно ему далеко)

2)естественно-научные предпосылки: закон сохранения энергии, открытие клеточной теории, теория Дарвина. Эти 3 открытия повлияли на развития марксизма, дали основу.

3)теоритические. Тут они очень легко разбиваются по национальным категориям:

а)немецкая классическая философия: Гегель(диалектика), Фейербах(материализм, он ученик Гегеля, но перешел в материализм и критиковал еще диалектику, а Маркс говорил делать этого нельзя. По сути это синтез их)

б)полит экономика: английская полит-экономика(прежде всего Адамс Смит, Рекордон еще.) – произведение Капитал(Маркс)

в)французский утопический социализм.: Сен-Симон, Фурье.

(По сути он объединил все, нового не придумывал.)

Марксизм обычно делят на:

1)диалектический материализм – учение о природе, познании и т.д, общая философия

2)учение об обществе истории и т.д.

Ранний Маркс в ранних работах анализирует понятие отчуждение.

Отчуждение он понимает в 3ех смыслах:

1)отчуждение людей от результатов их труда. Рабочие работают, делают, а плодом их труда пользуются другие.

2) человек отчуждается и от самого труда: труд перестает быть радостью и творчеством, а становится отвратительной необходимостью ради выживания. В общем радости от работы мало.

3)люди отчуждаются друг от друга, ибо они рассматривают друг друга как конкуренты, а не как товарищей, со работников.

Он анализирует их, и говорит что все это приводит к тому, что человек отчуждается от своей сущности, все это как бы разрушает нас самих.

Но потом он говорит, что родовая сущность – это тоже абстракт. Он говорит – сущность человека – совокупность всех общественных отношений. А значит наша сущность такова, как сущность общества, в котором живем.

В поздних работах он анализирует элементы общества в которых мы живем. Он вводит понятия общественно-экономическую формацию, еще чет и пр.

Он говорит, что история – переход от одной формации к другой, 1 из 5:

1)первобытно общинная

2)

3)феодальная

4)

5)коммунистическое

Движение происходит так: производственные силы развивается, а общество отстает, возникает и нарастает конфликт, происходит революция и переход от одной общ.эк. формации к другой.

И вот в итоге это должно привести к коммунистической формации.

Но фишка: капитализм: в нем нарастание ведет к прогрессу капитализма самого, а не к коммунизму.

А в коммунизме преодолено отчуждение, где нет частной собственности и пр.

Билет 7. Русская философия.

На выбор либо Соловьев либо Бердяев.

Основные этапы:

1)принятие христианства(988). При князе Владимире, и это совпадает с обретением письменности. Поэтому все наши памятники – христианские. Поэтому все язычество ток по христианским памятникам моно восстановить.

Идет развитие письменности, усвоение христианского наследия из Византии(а она наследница Рима и Греции) к нам идет и античные знания(минимальные).

Но в этот период появляются и самостоятельные мыслители.

1)«слово о законе и благодати» - митрополит Илларион

2)татаромонгольское нашествие. Русь под золотой ордой. Там не до философии.

3) московский период. Там Иван Колита объединяет земли под Москвой. Как таковой философии не было, но: доктрина «Москва – третий Рим» (первый Рим – пал. Второй Рим – Константинополь – пал от Турков. Мол отошли от подлинного православия – наказал бог. И вот Москва – последняя.)

Проникновение исихазма на Русь. Исихия – уединенная молитва. Сие православно-мистическое учение из Византии(святой Григорий Палома разработал. Учение об неких божественных энергиях, с которыми Христианин молитвами может соединится с божественными концами)

Спор меж нестяжатилями и иосифлянами. Иосифляне – считали, что церковь должна быть богатой, чтоб помогать. А другие – что церковь должна не вмешиваться, а только молится. Победили иосифляне.

4)Петербургский период. Век русского просвещения. Тут и ломоносов, и Татищев, Радищев, Новиков и пр. Идет усвоение и накопление западных образцов.

5)В 19в моно уже говорить о философии в норм смысле. Тут важно: спор меж славянофилами и западниками. (внесла ли что-то Россия в мировую историю? И ответил – ничего не внесла. Мол все самое важное в европе случилось.). и эта спровоцировала этот спор.

Славянофилы – хомяков и пр, мол у нас своя судьба, ресурсов дохера и пр.

Западники: мол путь развития один, и запад просто ушел вперед. Наша задача – догнать, а никакого самобытного пути нет. Сюда – Белинский, Грамовсвкий и пр.

Этот спор идет вплоть до сегодня.

След. Важный этап – Добролюбов, Писарев. Учение о Русском освободительного движении.

След: 70ы годы – народники

След: становление русского марксизма: Ленин и пр. Потом революция и становления советской власти.

Но в начале еще движение – по возврату к религии, мистики и пр. Оно было всего лет 40. – русское философское возрождение.

Ключевая фигура – Соловьев.

Основные произведения: оправдание добра», «3 разговора», «Россия и будущность теократии»

Ключевое понятие – понятие всеединства. Говоря о истине он дает определение: истина – это сущее, всеединое.

Сие означает: вот мы смотрим на мир, видим кучу вещей, процессов разнообразных. Мир в многообразии. Но мир одновременно и нечто, значит все это многообразие дано нам одновременно в неком единстве. Т.е. тут сразу и многообразие, и единство в многообразии.

Символом всеединства – святая София(премудрость божья). Одновременно соловьев пытался реализовать теорию всеединства в религии. Мол как так Иисус то 1, а почему есть всякие католики и пр. Он говорил что все эти односторонности должны соединены. Но не прокатило. Его из-за этого недолюбливали и те и другие.

К концу жизни «три разговора» -он жутко разочаровался в будущем и разработал теорию Панмонголизма. Мол европейская раса будет уничтожена расой жёлтой(а тут как раз в Китае боксерское восстание случилось.) и он решил что вот оно! И умер с осознанием этой мысли.

Бердяев:

основные произведения: «судьба России», истоки и смысл русского коммунизма, философия неравенств.

Он начинал как марксист, но затем заинтересовался религиозной философией, и стал даже не православным философом.

В основе было понятие мионической философии(?) меон – по гр. нечто.

Мол чел – одновременно дитя божье, но учувствовал в создании не тока бог, но и меон. Мол еще до бога существовала некая меоническая свобода, это нечто. А значит в челе есть нечто до божественной реальности, посему чел воспринимает и ведет себя иногда как соперник бога. Тут на него повлияли немцы: Майстер Экхард и Якоб Бюэ, они тоже учили что до бога существовала некая безосновная бедна.

Вообще Бердяев прославился размышлениями о религиозной основе комунизма, пусть они там атеисты все равно она оттуда. Ну и положительно о коммунизме отзывался, мол энергия от религии.

Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.

Философия – это сфера общественного сознания (ЭТО НЕ НАУКА), которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления.

Здесь важно: философия – это не наука, это особая часть. У нее нет определённой сферы изучения, только общие законы 3емных сфер.

Философия как дисциплина подразделяется на: (сферы фил .знания)

1) Онтология – учение о бытие.

2) Гносеология – учение о познании.

3) Социальная философия.

4) Аксиология – аксис – ценность. Изучает и анализирует ценности.

5) Этика. Учение о морали и нравственности.

6) Эстетика – эстет – учение о чувственном познании. Но с 18в, означает учение о прекрасном как в природе, так и в искусстве.

7) Особая сфера: история философии. Тут фиксируется важное отличие философии от науки. Чтобы заниматься БХ можно и не знать историю БХ. А с философией нет. Философия как появилась 2000 лет назад, так и не сдвинулось с места, посему историю сильно изучают.

Функции философии:

1) Мировоззренческая - Философия дает некую мировоззренческую ориентацию в мире.

2) Познавательная(гносеологическая) – изучая наиболее общие законы мы их познаем.

3) Методологическая - Философия претендует на то, чтоб давать методы другим наукам.

4) Прогностическая - она пытается дать прогноз на будущее, ибо изучаем законы всех 3емных сфер, по ним моно спрогнозировать дальнейшее развитие.

В философии существует основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны.

1) Онтологическая. Он звучит так, с этой стороны: Что первично? Материальное начало или духовное?

По ответу на него философы делятся на:

а) материалистов - материя первична, материя имеет историко-философскую традицию, первого обычно называют демокрит. Там еще Маркс, франузы всякие.

б) идеалисты - первично духовное начало, бог или какая нибудь абсолютная идея (гегель) и пр. первый Платон считается. Он главный и первый. Он объективный идеалист.

Идеалисты делятся на:

1) Объективных идеализм. Т.е. не зависит от воли и сознания людей

2) Субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая.

Тут еще моно еще рассказать основные исторические этапы развития философии и назвать их основные проблемы, это будет в последующих вопросах подробно

2) Гносеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: познаваем ли мир?

Тут по ответу делятся на 3 группы философы. В вопросе 14 – проблема познаваемости мира, его по этому учить:

1) Гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(Маркс), так и идеалисты (Гегель), но они тут отличались:

Гегель считал вообще, что он достиг абсолютное знание, а Маркс говорил что к абсолютному знанию будем приближаться по асимптоте, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости.

2) Агностики (А- отрицание, гнозиз – знание). Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемо (Кант). Он считал, что мир как он есть сам по себе (и вне нашего восприятия) является принципиально не познаваемым. Существование мира вещей самих по себе. И как бы развивалась наука мы никогда не узнаем как вещи сами по себе, ибо они даны в нашем восприятии и мы из него не выпрыгнем

3) Скептики (Девид Юм - 18в, Англия) они говорят, что мы что то знаем о мире, но мы не знаем насколько это знание истинно, у нас нет критериев истинности. Мы не знаем существуют ли причинно-следственные связи, или нет.

Наши рекомендации