Билет 25. Духовная жизнь и ее роль в развитии чела и общества.

Он построен не по одной херни. Ранее ток марксизм, тут вся философия.

Концепция, контекст духовной жизни:

1) религиозно-онтологическое, ибо религия оперирует и к бытию, и чел часть товарного мира и мы принимаем участие в мире своем.

Подчинение жизни духовному порядку(исполнение всяких законов духовных). Проблема: чел одновременно смертен и бессмертен(диалект. Противор.) смертна наша плоть – она явна, ощущаема. Она требует удовлетворения соц. и биол. интересов. Но эти интересы не соотносятся с духовными законами и интересами(любовь, сострадание, помощь) и тут проблема: чему отдает предпочтение человек? Мы ща отдаем нашему телу предпочтение, а про дух ток когда за близкого помолимся.

Еще аспект: в религии чел обязан трудится над самим собой. Созидать в себе христианство что ли, приближаться к богу. В этом есть смысл его жизни, тут он спасается.

По мере молитвенного опыта чел преображается, и это преображение – сердцевина духовной жизни с точки зрения религиозной доктрины.

2) в материалистическом понимании: созидание кулььтурных6 аксиологических феноменов. Это раскрытие сущности человеческого бытия посредством тех или иных практик, его талантов, способностей. Но может это произойти ток в условиях социалистического общества(по Марксу), а в капиталистич. – идет отчуждение.

Но для марксизма и для религии главное – труд. ток в религии это молитвы, затворничество, ритуалы. А в марксизме – раскрытие и формирование собственной сущности.

3) Фейербах. Духовная деятельность для него(он критикует религиозный подход, говорит должна быть система отношений меж людьми. Система отношений чел-чел главенствующая, меж ними любовь, ненависть, и пр. Для него бог не на небе, а в сердце чела, и каждый должен реализовать сущность в отношениях меж людьми)

4) в современном: духовная жизнь не может ограничится религиозным и пр.

Это весь комплекс действий чела в сфере науки, искусства, религии, философии. Любой пласт культурной деятельности от ремесла до полета в космос – это итог духовной деятельности, это процесс духовн. деятельности.

2 аспекта измерения дух. Деятельности:

наука сконцентрирована на практики, а духовная жизнь не имеет тока лишь прагматического интереса, она насыщает жизнь чела чем то таким, чего нельзя найти нигде. Парадокс в том, что этому невозможно научить, объяснить то толком нельзя наверн. Когда возникает изумление, удивление перед непозновательностью, что есть мир, который сокрыт от меня – вот оно. В этой изумительности отличие чела от животных. Духовная деятелньость позволяет быть ему счастливым не зависимо от того, есть ли материальные блага или нет. Чел с духовном складом бытия не звисит ни отчего. Например сократ не брал денег за учебу, хотя ученики были ооочень богатами. Сократу хватало красоты мира, хотя у него дома жена и 3 детей.

Духовная деятельность эт то, что преображает чела не ради чегото, она делает чела интересным, радостным без причины. А чел который ищет радости в другом получает деньги и проблемы.

Поэтому духовная деятельность имеет большое значение в науке(наука изменяет нашу жазнь, делает ее более разнообразной, более длиной), искустве и религии(они нас восхищают, они возволяют челу стать человеком.)

Билет: единство цивилизационного и эвол. Подхода в истории чето там.

По марксизму.

Первый кто заявил о систематизации истории общества был Гесион, он грил что человечество проходит этапы в своей истории. Мол есть золотой век, есть серебреный. Он жил в железном, а потомки в каменом будут. Высттраел по принципу деградации.

Формационно-цивилизационный подход был сформулирован марксом, хотя большую часть идей маркс заимствует. Пояние формация – из геологии, класовую борьбу от фрнцузких историков Тьер Тьери Тьизо. Он грит что все человечество закономерно поступательно развивается как единое целое, проходя последовательно определенные стадии в своем развитии. Он их навзал общественно-экономические формации.он их выделяет несколько:

1)первобытно-общинноеъ

2)рабовлад.

3)феодальное

4)капиталистическая

5)социалистическое – переходное к след.

6)комунистическое

2,3,4 – антогонистические формации, в них формирование классов и их борьба.

Переход от одной формации к другой – посредством классовой борьбы, результатом которой является соц. Революция. В рамках каждой формации есть произв. Отношения и силы, которые внутрений источник конфликта. В рамках прежних отношений новые силы не могут реализовать свои потребности и интересы, и тогда конфликт переходит в острую фазу – революция

Формационный подход – прогреситская концепция(есть прогресс), оперирует всеобщностью(все через эти фазы должны пройти), двигателем прогресса – классовая борьба меж антогонистическими классами.

Парадокс в том, что маркс, энгельс, кант и пр живут в 19-20веках и работают эту концепцию на основе материалов европейской истории. В эту концепуию не вписываются азиатские страны, и пр. Посему марк создает дополнительную ветвь – азиатское способ производства, которе по частиям берет и феодальный, и рабовладельческий способ производства.

У россии рабовладельчества небыло толком. У нас раб – раб божий. А в европе – раб – это соственость человека. Посему росия тож из этой системы выходит.

Еще трудность: любое надстроечное явление(флиософия, религия и пр) определяется процесами экономического порядка. Протеснтистизм из-за капитализма, а энгельс грит наоборот, что протенстициализм способствовал развитию капитализма.

Посему марксова концепуия интересна, у нее огромный потенциал для развития, но она не всеоблемьюща.

Цивилизационный подход: Данилевский(книга россия и европа), Шпенгель(закат европы, но в оргининале называется закат заката(европа – запад), мол закат западного мира)), сорокин.

Суть: он грит, что нет единой модели общественого бытия. Цивилизации, которые существовали и существуют носят замкнутый или локальный характер, и каждая цивилизаци – уникальный, неповторимый еномен, каждая проходит в своем становлении несколько фаз: зарождение, юность6 расцвет, упадок, гибель. И каждая проходя через эти стадии – гибнит. Отчатси цивилизации взаимодейтсвуя перенимают часть опыта, но цивилизации не находятся на общей траектории, нет, каждая цивилизация уникальны(арабы, ацтеки и пр).

Типа византия и арабская – они разная, нельзя сказать кто лучше.

А вот шпенгель в закат закате грит6 что современая европа - последняя фаза гибели европейской культуры. Цивилизация для него – техноогический, наукоемкий мир, где нет метса для шекспира, бетховина, молитв и пр. Есть место для цивилизованых форм жизни, и это о нназывает гибелью европейсткой культуры. Для него цивилизация – гибель, где гибнет культура.

Во второй половине 20го века появляется концепция конвергенции(постиндустриального общества): Даниел бенн, сорокин, они грят, что(до распада СССР), 2 модели капиталистической и социалистической – что они сольются и будет круто, они рили что ток 2 страны перешли на постиндустриальное общество СССР и США. Ну а щас уже откатились в индустриальное, ибо не делаем технологии, ток машины.

+ цивилизационного: позволяет увидеть уникальное, единичное цивилизацияй, но – в том, что он не видит логики, последовательноти собитий в человечестве.

Порасуждать еще моно, что такое прогресс и всем он измеряется.

27 билет: взаимодействие общества и природе, анализ концепции какойто и пр.

Общество живет исключительно благодоря естесвенным природным условиям. Мы зависимы от природы, не тока потому что нужна вневть, газ и пр, мы зависим от планетарного существования, нам нужен воздух, вода, температура, давление, солнце, УФ, земля, атмосфера и пр. Если небудет хотяб одного – конец. Например вдруг на 5 мин воздух исчезнет. И чел исчезнет. Так мы постулирует первый тезис: человек зависит от мира. Но всилу исторического прогрсса, чел не тока зависит от природы, он ее изменяет, трансформирует, и тем самым разрушает. И тут мы видим противоречие. Чтоб жить надо природу, но своей жизнью мы ее разрушаем. Посему в 50-60годы в европе и америки философы, экономитсы, биолооги и пр объединились в римский клуб для изучения последствий деятельноти чела на планете. И выяснилось, что чел находится на грани. В скором закончится запасы газа, невти, редких металов(вольфрам, медь…), потом золото, серебро, железо, уголь ипр. И гдет в конце 21 века, если человечство будет наращивать темпы траты ресурсовне востанавливая их – катастрова. К томуж человек разрушает и возобновляемые ресурсы – леса, атмосфера, вобщем вся биосфера. Посему в докладах римского клуба «пределы человеческого роста» они хотели шокировать общество того времени, чтоб люди увидели что происходит с озоновым слоем, реками, океанами, к чему ведет использование атомной энергии, с целью отановки этого прогресса.

Аулерио Печчеи – написал книгу, где излагает идеи нового гуманизма, он призывает к остановке или снижению темпов экономического развития, призывает к формированию новых черт человека, типа ответвсвеность по отношению к природе, посему выробатыны такие теории как «коэволюции» - теория соразмереных темпов развития природы и общества.(эт о теориях экологического песимизма)

Геологический детерминизм – учение философов, где выводится развитие общества и гос-во в зависимости от географической среды обитания(от климота). Природа обуславливает не тока образ жизни, стиль хозяйства у нем, природа и климат обуславливают и стиль мышления, ментальность, а отчасти и полит. Институт. (одним из первых представителей – монтез кьер?, книга «о духе закона», где грил о том что в странах, где мягких климат, где природа сама дает пропитание – у людей формируется раслабленый стиль жизни, ненадо ниче делать чтоб прокармить себя, посему они не склонны к завоеванию, агресии, диктатуры, они склонны к подчинению. А люди в северных странах – склонны отвоевывать у природы, они склоны к иновациям, достяжениям, они упровляют.)

Гегель продолжает – грил что климат, природа и мировой дух фиксирую своеобразные национальные черты, которые предопределяются природными и геологи. Факторами.

Продолжение(своеобразное) этой темы – геополитика. Они сформировалась в начале 20в, в работах немеччких политиков и историков : Хаус Хофер, Рудольф Черлин, Фридрих Радце. Они разработали чет, сущность которой в том, что гос-во обладает определеной теоритрией, и это своего рода организм, у которого есть естественые потребности роста, развития, и след7 с развитием потребности и интересов возникает конфликт за територии, ископаемые, и они грят, что уже долго нас немцев притесняют. Сначало до франко-пруской войны. Потом расширяют свое пространство и получают колонии, где сталкиваются с англией и сша. И новый конфликт, который приводит к 1ой мировой, после которой ущемленость чуввствют, что вылилось во 2ую войну. Геополитека – эт типа схватка за ресурсы(эт в класическом виде), в современом понимании геополитика – это геоэкономика, распростронение своего влияние не с помощью оружия, а с помощью экономических интерверсий. Например США в 90ы заявили, что регион кайспийского моря – зона жизнено важных интересов США. Блин кде это море и где США, хрен добратя, и их не интирисуют интересы стран, которые там рядом. Китай и америка ведут экономиечкие ойны в африке за их ресурсы, и китайцы щас их опережают за кремнивые жалезы, они первые заключили контракт и разрабатывают залежи.

След. Билет: сущность личности. Проблемы свободы и ответсвености личноти.

Тут моно расматривать не тока в контексте одной систеемы. Моно по эгзистинциализму, диалектико-материализму и пр, тут спект от сократа до 20в.

Обозначим спектр:

Экзистинциализм о личности чела: личноть это формируемое обществом начало в человеке, которое ориентировано на исполнение социальных конвенций. И эти конвенции позволяют жить безконфликтно. И по экзистанц. Это ущербность в современом обществе, мол безконфликтное состояние при нем спит иличность и гибнет потом.

Посему важна пограничная позиция, - эт война, смерть, голод, эпидемия, в них привычные соц. Конвенции не действуют и тут чел может встретися и ощутить со своей сущностью. Что позволяет жить в этом мире конвенций.

Другой взглят на личнсть: диалектико-материалистический: личность – есть ансамбль общественных отношений.

По марксу энгельсу личность – отражение совокупности общесвеных отношений той или иной эпохи. Личность всегда формируется в контексте общественых отношений. Мы есть слепок общественых отношений современости. Не мы формируем реальност, а социальная реальность формирует личность. Но в силу отчуждения личность не может реализовать все свои таланты, посему личность по марксу формируется ущербная в условиях капитализма.

Уильям Джеймс: он грил о том, что в общем то на протяжении человеч. Жизни чел формирует не одну, не 2, а множество личностей. Вот на учебы мы студенты, ыведем как студенты, здоровыемся, вежлевы, в халатах. Но на диско/футболе – иная личность. С родителями –третья личнось и пр. Так чел представляет комбинацию этих масок, личностей. И тут чел может потерятся и не сформировать сущностное начало своей личности, он будет ток менять маски, и навопрос кто ты есть ты не отвеишь, ты будешь перечилсять соц. Функции: друг, товаришь, студент, муж и пр. Личностное начало не перечесляется соц. Ролями, оно формируется самим человеком.

Для марксистов личность формируется ток в условиях общества, для экзистанциолистов ток в пограничных ситуациях.

Свобода и ответсвеность:

Что есть свобода? Марксисты грят – свобода – осозная необходимость. Каждый свободен в выборе, идьти на лекцию 6самому готовится, отдыхать, и тут мы осознаем необходимость даного явления, делая выбор, и мы осознано идем сюда. Сие свободная необходимость.

Чел свободен сам выбирать.

Мы становимся свободнами когда осознаем свою несвободу.(эт какая то важная мысль)

Каждый чел свободен выбирать, но после выбора он становится ответсвеным за собвтеный выбор. Тут модель канта показательна: мы не свободны в действиях, мы подчиняемся законам физики, химии, социума, но чел чето свободен гдето там. Если ты свободен значь ответсвенен за свои действия. Если чел не осознает своей ответсвености – он не свободен. Это игра какая то, анектод про пофигистов( типпа нам пофиг что там написано)…

Два последних вопроса объелиним: общесвто и здоровье чела, медицина и общетва и чет еще там.

Определеине ВОЗ: здоровье т не ткоа отсутсвие заболеваний, а это еще и физическое, социальное, духовно нравственое благополучие чела. Посему чел может болеть и как биологическое, и как соц. Сущесвто и пр.

Здоровье биологическое определяется ДНК(наследственостью), социально-экономические условиями жизни.

След уровень: экологический – благоприятны ли условия жизни.

След уровень: уровень развития системы здравоохранения и качество мед7 помощи.

Сие все про биологическое здоровье.

Социальное благополучие обеспечивается социально стабильностью общества.

Духовнонравстеное здоровье не обусловнено ДНК, экономикой и наукой.

Это итог, результат работы каждого конкетного чела. Сие практика культивирования самого себя.

Образ жизни и здоровье: над грить не о вредна привычках, в основном о мерах государства, о качестве жизни и образе жизни, оно складыывается из:

1)активная жизненая позиция

2)сознательное и дисциплинированое отношение к собственому телу.

3) умени справлятся со стрессами современой цивилизации. Вписыватся в ритм жизни.

Медецина и общества, соц. Функц. Медецины:

Гос-во должно реализовывать последовательную политику в здравохранении:

развитие здравохранения как лечебного, профилактическгого, начно-иследователньсокго, усебно-педагогического и просветительского направления.

Начинать эти вопросы с понятий жизнь и здоровье. Все функции общественые невозможны если чел не здоров, знач это фундамендальная базовая ценность чела, а деятельность по защиты и сохранению здоровья – основополагающее, значитк медецине должно быть подобающее отношение. К врачам соответсвующее отношение должно быть, и врачи должны исполнять работу не как зароботок, а как призвание к спасению жизни.

Наши рекомендации