Билет 16. Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
Билет 22. Общество как система общественных отношений. Общественное бытие, общественное сознание.
Внимание: ОТВЕТ ДЛЯ ЛЮОГО ПРЕПОДА НА ЭТИ ВОПРОСЫ МОГУТ НАЧАТСЯ СО СЛЕД ФРАЗЫ(ВОПРОСЫ 22 23 26), ОНИ СФОРМУЛИРОВАНЫ С ТОЧКИ СРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ МАТЕРИАЛЬИСТИЧ. ПОНИМАНИЯ ФИЛОС.
Т.к. вопрос сформулирован с точки зрения диалектического материализма понимания философия, то логика постановки вопроса отсылает нас к работам Маркса, Энгельса, Ленина.
Эти вопросы никем другим не рассматривались тупо. Ток они. Маркс Ленин и пр.
Обозначим кто автор этих идей: этот вопрос – работы Маркса.
Маркс позаимствовал что-то у Гегеля диалектику, у Фейербаха материализм, у экономистов – теорию прибавочной стоимости, у биологов – учение клетки, у Дарвина – учение о эволюции, и анализируя это он создает марксизм.
Марксизм делится на 2 части: истмат(историч. Материализм), и диамат(диалектич. Материализм).
Маркс в основном социальный философ, его интересует бытие общества, закономерности развития этого общества и Маркс разрабатывает, постулирует диалектико-материалист. понимание общественной жизни и истории. Он оппонирует Гегелю! Гегель утверждает что некая абсолютная идея(мировой дух) управляют общественными процессами типа познание свободы, построение общества, и для Гегеля идеальная конструкция – первична, а общественное бытие – вторично. А для Маркса наоборот, общественное бытие – первично, а общественное сознание – вторично, он материалист же. Маркс говорит что и в природном и соц. Бытие есть закономерности, которые нам надо раскрыть, и узнав их, мы сможем познать окружающую действительность, использовать их во благо себе, или во вред.
По Марксу общественное бытие следует определенным законам, ну один из фунд. законов, что любая деятельность чела направлена на удовлетворение своих потребностей. Так вот, весь исторический процесс – своего рода прогресс различных социальных, экономических практик по удовлетворению этих потребностей, так вот, по Марксу чел рождаясь в определенных условиях формируется как личность отражая те общественные условия, в которых он живет.
Система общественных отношений: по Марксу общество состоит из 2ух глобальных систем: базис и надстройка. Базисные отношения –материальные средства производства, которые формируются в той или иной соц-экон. реальности, посему чел не в силах их изменить, это реальность в которой мы живем! Это устоявшиеся основания общества. Базисные они потому что они определяют надстроечные компоненты общества. К надстройке относятся: политические, правовые, нравственные, философские, религиозные концепции, а так же характерные для этой эпохи институты, такие как церковь как институт, государство ка соц-эк. институт, полит. Партии, по Марксу базис – соц.эконом. условия определяют надстроечные компоненты, НО в тоже время и надстройка может определять базисные компоненты, т.е. эта взаимосвязь диалектичная.
Маркс выделяет в рамках обществ. отношений 2 основных вида:
1)идеологические отношения, где каждый чел руководствуясь своими интересами, идеями выступая как сторонник той или иной политики и пр, но я не сам создаю свою философскую идею, она на основе, она отражение общественного сознания!
2)материально-производственные отношения. Например: чел, которые производит какой то товар. Например айфон выпустили 4, все старые айфоны 1,2 ,3 – подешевели. Чел сделавший айфон 1 вынужден уже не по 50 продавать а по 25, не может он повысить. Не мы формируем рынок, а рынок формирует отношения наши в этой жизни. Много разорившихся людей, другой продвигая свой товар – на гребне волны. Посему для Маркса материальная структура производства – первична.
Как общественное сознание зависит от общественного бытия: есть пример: Аристотель сказал, люди (некоторые) рождаются рабами, а некоторые – свободными, и это норм, ибо это закон природы. Но это не его идея, это отражение реальности, в которой он жил, ибо тогда рабы были, у всех свободных были рабы, у свободных рождались свободными, а рабы – рабами. Это отражение экономической реальности афинского полиса. Любые концепции отражают общественное бытие.
Билет 16. Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
Какова цель познания: это раскрытие не познанного, получение полного представления о мире, и филос. разрабатывает понятие истины, которое понимается как раскрытие сокрытого. Есть некое сокрытое от нас, и попытка открыть это и будет истиной.
Есть разные определения истины:
Аристотель: истинное знание то, которое соответствует действительности. Это корреспондентная теория истины. (кореспандере с латинского – соответсвовать/согласовыватся) те знания которые соотв. действительности в полной мере – это истина.
Слабые места этой коресп. теории: когда мы говорим о действительности(стул стол и пр) мы оперируем неким инструментом, который опосредует действительность через речь. Есть объективная действительность, есть внутренняя наша действительность, и есть речь, через которую мы опосредуем. Посему мы лишь опосредовано можем выстраивать картину.
Мы можем сказать высота стола 90см, 75дюймов и пр. Мы измеряем в другой системе символов, которую сами сделали(а о чем мы говорим, о реальности или системе символов, которую мы создали?)
Когерентная теория истины: когеренто – быть связанным, сцепленным, прочным. По ней истина – знания которое согласованы меж собой, не противоречат друг другу. Они могут пройти проверку на прочность теоритическим способом, они согласованы, связаны, не противоречат друг другу. Если знания последовательны взаимосвязаны и пр – это истина. Сторонник – Лейбниц(он говорил «мы должны принимать за истину согласие таких феноменов, которые связаны ???»
Элиминационный подход: никакие теоритические критерии не могут дать четкие, адекватные представление о действительности. Мы должны оперировать к нашему опыту, мы не можем оперировать понятием абсолютной, полной истины. Мы можем лишь говорить о том, что согласуется/подтверждается нашим опытом.
Конвенсциалисткая (соглашение, договор) истины: если ученые договариваются об истинности определенного круга идей или теорий, каких то умозрительных построений, и они принимают это соглашение меж собой – то это истина. Сие явления аксиоматического порядка(есть аксиома, которая не доказуема. Просто есть такое и все.)
Проблема критериев истины:
1)Декарт выделил критерий: ясность, четкость, очевидность. Это логические критерии, о которых говорят рационалисты.
2) от когерентников: не противоречивость
3) прагматиками, (Чарльз Пирс): истинное знание то, которое полезно для чела и общество или приносит благо.
4)практика(определение выше). Если то или иное теоритическое утверждение находит подтверждение не только в 1 эксперимент, а в повседневной практике – это истина.
В религиозной концепции понятие истины измеряется не доказуемостью, логичностью и пр, а там мб абсурдностью, мб чудо. «верую ибо понимаю, верую ибо знаю, верую ибо истина абсурдна».
Понятие об абсолютной и относительной истины: абсолютная истна – полное, исчерпывающее знание о действительности или о каком либо предмете (на определенном историческом этапе?) пример – каждый квадрат имеет 4 стороны и углы по 90 градусов. Если убрать последнею часть – будет ромб. Всякий квадрат это ромб, но не всякий ромб – квадрат. А если первую часть уберем – прямоугольник. Каждый квадрат – прямоугольник6 но не каждый прямоуг. – квадрат.
Но абсолютную истину не осознать без поэтапного приближения через относительные истины(эт не полное представление об окружающей действительности, которое имеет тенденцию к углублению, уточнению, делается более полным.)
Диалектика абсалют И относит истины заключ. в том что: в любой относительной истине есть доля абсолют, и наоборот в любой обсалют есть доля отностит.
Пример относительной истины: в античности было сформировано впервые учение о том, что наш мир –вращающая сфера(до этого полагали что она покоится на китах и пр), потом это было подтверждено Галилеем, они ток сказали что она шарообразная. В 19в сказали что она эллипсовидная. И потом уже сказали что наша земля – не статична, она в движении, она может сдавливаться, может растягиваться по полюсам. Вот оно поэтапное получение истин.
Сюда можно включить про агностицизм и пр, про истину. Как дополнение.
Чел. цивилизация существует 6-7тыщь лет. Вид тысяч 20, планета миллионы. Галактика миллиарды и пр. Как чел, который живет так мало еще используя опосредованную систему сигналов в виде букв, цифр, и пр можем ли мы в конечной форме, в конечной формуле из символом уместить весь объем знаний в этой форме? Просто сопоставить объемы.
Диагностический процесс как поиск истины: начиная с 17-18в только начинает формироваться классическая(НЕ традиционная) медицина. Традиционной лет 300, всяких традиционных операций типа кровопускания, примочки, травки и пр.
Так вот, классическая формируется по принципу открытого вопроса о природе. Типа давай попробуем так лечить, а не получилось, по другому попробуем. И так за века накопились методы по лечению. То есть диагностический процесс ток в 19в приобретает черты науки. Посему тут идет речь о том, что каждый врач, студент не только лекарь, это еще исследователь, ученый. Типа надо обращать внимание на нетипичное протекание заболевания, не классические формы симптомов и пр. Например 2 недели назад в Сибири в мелкой деревушку с мед. пунктом ребенок 8-9лет умер от туберкулеза открытой формы, оказалось что врач восприняла симптомы как ОРВИ и как пневмонию, при этом она разрешала ходить ребенку в школу, заниматься и пр. И ребенка спасти уже было нельзя никакими антибиотиками, и теперь 2 деревни в карантине. А все потому что врач делает тупо по плану, типа жар есть, понос есть, головокружения нет, а значит не то и пр.
Посему диагностич. процесс должен быть всесторонним, многоуровневым, системным, последовательным, внимательным, что позволит не только успешно лечить, но и делать открытия, проводить научные работы и пр.
Все эти эксперименты 19в, в т.ч. инфицирование самого себя(исследователя) привело к открытию что есть возбудители, к открытию сывороток против них.
На сегодняшний день кол-во нозологич. Единиц увеличивается в прогрессии. Над быть крайне внимательным.
Излечение, верный метод лечения, сохранение здоровье – это и есть достижение истины в мед. аспекте.