Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.

Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

5.2. Разделы и темы дисциплин,

виды занятий, используемые образовательные технологии

Тематический план

для студентов очной формы обучения

на базе среднего общего образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
I Предмет философии и ее роль в жизни общества  
1.1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания лекционное занятие; практические занятия в диалоговом режиме
II История философии  
2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
2.2. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме; занятие с элементами групповой дискуссии
2.3. Основные этапы и особенности развития русской философии лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме



III Проблемы бытия и сознания в философии  
3.1. Бытие, материя, сознание занятие с элементами групповой исследовательской работы
3.2. Философия развития лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
IV Познание - ключевая проблема философии  
4.1. Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
V Философия о человеке и обществе  
5.1. Природа и сущность человека. Человек и общество 6· лекционное занятие; занятие с элементами групповой исследовательской работы
5.2. Глобальные проблемы современной цивилизации лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
  Всего  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 26%  

Тематический план

для студентов очной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
I Предмет философии и ее роль в жизни общества  
1.1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания 4· лекционное занятие; практические занятия в диалоговом режиме
II История философии  
2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)   лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
2.2. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) 2· лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме; занятие с элементами групповой дискуссии
2.3. Основные этапы и особенности развития русской философии   лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
III Проблемы бытия и сознания в философии  
3.1. Бытие, материя, сознание занятие с элементами групповой исследовательской работы
3.2. Философия развития лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
IV Познание - ключевая проблема философии  
4.1. Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
V Философия о человеке и обществе  
5.1. Природа и сущность человека. Человек и общество 4· лекционное занятие; занятие с элементами групповой исследовательской работы
5.2. Глобальные проблемы современной цивилизации лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме
  Всего  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 29%  

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего общего образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
1.1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания 2· 2· лекционное занятие в диалоговом режиме; практическое занятие в диалоговом режиме

2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) - лекционное занятие  
2.2. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков)
2.3. Основные этапы и особенности развития русской философии
3.1. Бытие, материя, сознание - лекционное занятие  
3.2. Философия развития
4.1. Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания
5.1. Природа и сущность человека. Человек и общество
5.2. Глобальные проблемы современной цивилизации
  Всего  
  % занятий, проводимых в активных и интеракт. формах 40%  

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
1.1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания - лекционное занятие
2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)

2.2. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков)        
2.3. Основные этапы и особенности развития русской философии
3.1. Бытие, материя, сознание 2· - лекционное занятие  
3.2. Философия развития        
4.1. Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания
5.1. Природа и сущность человека. Человек и общество      
5.2. Глобальные проблемы современной цивилизации
  Всего -  
  % занятий, проводи-мых в активных и интерактивных формах 50%  

Самостоятельная работа

План самостоятельной работы

для студентов очной формы обучения

на базе среднего общего образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоем-кость в часах
1.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.2. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
2.3. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
3.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
3.2. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
4.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
5.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
5.2. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
  Итого: 36 часов

для студентов очной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоем-кость в часах
1.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.2. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
2.3. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
3.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
3.2. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
4.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
5.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
5.2. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки.
  Итого: 11 часов

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего общего образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоем-кость в часах
1.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.2. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
2.3. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.

3.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
3.2. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
4.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
5.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
5.2. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
  Итого: 89 часов

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоем-кость в часах
1.1. Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.

2.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
2.2. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
2.3. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
3.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
3.2. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
4.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария.
5.1. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
5.2. Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки.
  Итого: 23 часа

Наши рекомендации