Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации
Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.
Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.
Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.
Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".
Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.
Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.
5.2. Разделы и темы дисциплин,
виды занятий, используемые образовательные технологии
Тематический план
для студентов очной формы обучения
на базе среднего общего образования
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции | Практ. занятия | ||||
I | Предмет философии и ее роль в жизни общества | ||||
1.1. | Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания | 4· | лекционное занятие; практические занятия в диалоговом режиме | ||
II | История философии | ||||
2.1. | Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
2.2. | От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) | 4· | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме; занятие с элементами групповой дискуссии | ||
2.3. | Основные этапы и особенности развития русской философии | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме |
III | Проблемы бытия и сознания в философии | ||||
3.1. | Бытие, материя, сознание | занятие с элементами групповой исследовательской работы | |||
3.2. | Философия развития | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
IV | Познание - ключевая проблема философии | ||||
4.1. | Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
V | Философия о человеке и обществе | ||||
5.1. | Природа и сущность человека. Человек и общество | 6· | лекционное занятие; занятие с элементами групповой исследовательской работы | ||
5.2. | Глобальные проблемы современной цивилизации | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
Всего | |||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 26% |
Тематический план
для студентов очной формы обучения
на базе среднего профессионального образования
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции | Практ. занятия | ||||
I | Предмет философии и ее роль в жизни общества | ||||
1.1. | Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания | 4· | лекционное занятие; практические занятия в диалоговом режиме | ||
II | История философии | ||||
2.1. | Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
2.2. | От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) | 2· | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме; занятие с элементами групповой дискуссии | ||
2.3. | Основные этапы и особенности развития русской философии | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
III | Проблемы бытия и сознания в философии | ||||
3.1. | Бытие, материя, сознание | занятие с элементами групповой исследовательской работы | |||
3.2. | Философия развития | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
IV | Познание - ключевая проблема философии | ||||
4.1. | Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
V | Философия о человеке и обществе | ||||
5.1. | Природа и сущность человека. Человек и общество | 4· | лекционное занятие; занятие с элементами групповой исследовательской работы | ||
5.2. | Глобальные проблемы современной цивилизации | лекционное занятие; практическое занятие в диалоговом режиме | |||
Всего | |||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 29% |
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
на базе среднего общего образования
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции | Практ. занятия | ||||
1.1. | Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания | 2· | 2· | лекционное занятие в диалоговом режиме; практическое занятие в диалоговом режиме |
2.1. | Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) | - | лекционное занятие | ||
2.2. | От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) | ||||
2.3. | Основные этапы и особенности развития русской философии | ||||
3.1. | Бытие, материя, сознание | - | лекционное занятие | ||
3.2. | Философия развития | ||||
4.1. | Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания | ||||
5.1. | Природа и сущность человека. Человек и общество | ||||
5.2. | Глобальные проблемы современной цивилизации | ||||
Всего | |||||
% занятий, проводимых в активных и интеракт. формах | 40% |
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
на базе среднего профессионального образования
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции | Практ. занятия | ||||
1.1. | Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания | - | лекционное занятие | ||
2.1. | Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) |
2.2. | От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) | ||||
2.3. | Основные этапы и особенности развития русской философии | ||||
3.1. | Бытие, материя, сознание | 2· | - | лекционное занятие | |
3.2. | Философия развития | ||||
4.1. | Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания | ||||
5.1. | Природа и сущность человека. Человек и общество | ||||
5.2. | Глобальные проблемы современной цивилизации | ||||
Всего | - | ||||
% занятий, проводи-мых в активных и интерактивных формах | 50% |
Самостоятельная работа
План самостоятельной работы
для студентов очной формы обучения
на базе среднего общего образования
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоем-кость в часах |
1.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.2. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
2.3. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
3.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
3.2. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
4.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
5.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
5.2. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
Итого: | 36 часов |
для студентов очной формы обучения
на базе среднего профессионального образования
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоем-кость в часах |
1.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.2. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
2.3. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
3.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
3.2. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
4.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
5.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
5.2. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. | |
Итого: | 11 часов |
для студентов заочной формы обучения
на базе среднего общего образования
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоем-кость в часах |
1.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.2. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
2.3. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. |
3.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
3.2. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
4.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
5.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
5.2. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
Итого: | 89 часов |
для студентов заочной формы обучения
на базе среднего профессионального образования
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоем-кость в часах |
1.1. | Составление ответов на вопросы плана практического занятия: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. |
2.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
2.2. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
2.3. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
3.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
3.2. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
4.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. Подготовка к понятийному диктанту: - изучение учебной и справочной научной литературы; - изучение глоссария. | |
5.1. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
5.2. | Подготовка ответов на вопросы для промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; Выполнение заданий для самопроверки. | |
Итого: | 23 часа |