Основные проблемы теории познания

Лекция № 9

Основные проблемы теории познания

План лекции:

1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

2. Чувственное и рациональное в познании.

3. Теория истины. Проблема критерия истины.

4. Наука как специфическая форма развития познания.

5. Методы научного познания.

6. Основные понятия и принципы синергетики

Основные понятия: гносеология, познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, концепция соответствия, когерентная концепция, прагматическая концепция, наука, синергетика.

Содержание:

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включен­ного в систему социокультурных связей, чья актив­ность направлена на достижение тайн противосто­ящего ему объекта.

Объект – это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать пред­метом его познавательной деятельности, любые фан­тазии и гипотетические ситуации.

Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества.

Характерные черты познания:

--познание есть сущностное отношение к миру;

--творческий процесс, детерминированный историческими аспектами

--основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

Наука как специфическая форма развития познания

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое вре­мя сложившийся образ науки считался единственно возмож­ным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духов­ной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гумани­тарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рацио­нальность. В науке новые сведения о реальности формулиру­ются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.

Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности:

1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.

2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.

3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.

Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.

Лекция № 9

Основные проблемы теории познания

План лекции:

1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

2. Чувственное и рациональное в познании.

3. Теория истины. Проблема критерия истины.

4. Наука как специфическая форма развития познания.

5. Методы научного познания.

6. Основные понятия и принципы синергетики

Основные понятия: гносеология, познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, концепция соответствия, когерентная концепция, прагматическая концепция, наука, синергетика.

Содержание:

Наши рекомендации