Основные проблемы теории познания
Лекция № 9
Основные проблемы теории познания
План лекции:
1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное в познании.
3. Теория истины. Проблема критерия истины.
4. Наука как специфическая форма развития познания.
5. Методы научного познания.
6. Основные понятия и принципы синергетики
Основные понятия: гносеология, познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, концепция соответствия, когерентная концепция, прагматическая концепция, наука, синергетика.
Содержание:
Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания
Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.
Объект – это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации.
Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества.
Характерные черты познания:
--познание есть сущностное отношение к миру;
--творческий процесс, детерминированный историческими аспектами
--основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.
Наука как специфическая форма развития познания
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое время сложившийся образ науки считался единственно возможным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.
Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности:
1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.
2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.
3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.
Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.
Лекция № 9
Основные проблемы теории познания
План лекции:
1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное в познании.
3. Теория истины. Проблема критерия истины.
4. Наука как специфическая форма развития познания.
5. Методы научного познания.
6. Основные понятия и принципы синергетики
Основные понятия: гносеология, познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, концепция соответствия, когерентная концепция, прагматическая концепция, наука, синергетика.
Содержание: