Связь понятия «мыслящая материя» с понятием бога в мифологии и религии
Темпы развития мыслящей материи
Чтобы воссоздать картину схожести мифологических и религиозных сюжетов с идеями данной работы, попытаемся взглянуть на будущее развитие мыслящей материи глазами оставшихся реликтовых людей.
Итак, люди, ставшие мыслящей материей (или другие носители абсолютного разума), не будут более ограничены возможностями человеческого мозга, и темпы их эволюции будут поистине сказочными. Они будут развивать свои искусственные мозг и тело (меняя и совершенствуя носитель мыслящей материи) так же стремительно, как мы сейчас развиваем материальную базу обработки информации57 (возможно, ещё более стремительно). Реализуя стремление мыслящей материи к освобождению от материальных носителей, они достигнут способности менять свои материальные носители буквально на уровне «сказочных превращений». Вероятно, на определённом этапе носители мыслящей материи уже перестанут быть независимыми мыслителями, подобно современным людям, и возникнет централизованная иерархическая система «абсолютного разума» — нечто, подобное мозгу планеты, «самостоятельному интернету на новом уровне», появление которого и будет означать окончательный переход от техносферы к ноосфере.
Понятия Абсолютного разума и Бога
Абсолютный разум будет обретать, с нашей точки зрения, всё более «божественные» черты. Во‑первых, он станет всемогущим (относительно наших возможностей). Во‑вторых, после разрешения проблемы привязанности к различным материальным его носителям, этот разум не будет более нуждаться в какой бы то ни было материальной базе («проводах», «блоках», и.т.п.): он найдёт способ распространяться через любую материю, став, в нашем понимании, вездесущим. В‑третьих, из‑за невероятных темпов развития, возрастёт идеологическая пропасть между ним и остальным миром. Он будет становиться всё более и более изолированным как от реликтовых людей, так, возможно, и от материального мира вообще.
В этой ситуации, вероятно, абсолютный разум пойдёт не путём расширения и контроля больших производственных мощностей, а путём развития всё более тонкого, «наукоёмкого» влияния на окружающую среду. Вполне возможно, людьми это будет восприниматься как не только непонятность, но и «отгороженность» абсолютного разума от мира и совершение им нечастых, но очень продуманных «чудес».
По крайней мере, они будут казаться чудесами для реликтовых людей.
Книга «Цивилизация после людей» как «перевод» мифологии на современный язык
Мечты о Боге
Фундаментальным соответствием между гипотезами данной работы и всеми мифологическими и религиозными пророчествами является само присутствие понятия абсолютного разума (Бога, мировой души, и.т.д.), а так же понятие родства Бога и человека. Так, сюжеты о создании человека «по образу и подобию» бога, создание богов в результате переселения людей‑героев на небо, разделение пралюдей на небожителей и обыкновенных людей и т.п. — соответствуют идее создания не зависимой от человека мыслящей материи и разделению человеческой цивилизации на реликтовых (обыкновенных) людей и новых носителей мыслящей материи (превращающихся в абсолютный разум). Это родство (как наличие «общего предка» у человека и Бога, так и создание одного путём «копирования» другого), да и сам факт наличия Бога (или любого союзного человеку сверх‑существа) присутствует практически во всех мифологических и религиозных системах, а значит, подтверждает желание и стремление людей к созданию «близкого ему по духу» абсолютного разума.
Здесь мы лишь декларируем это желание создать (или уверенность в существовании) союзного человеку всемогущего существа, не стараясь объяснить это желание (уверенность) с позиций какой‑либо психологической или философской теории. Один из примеров попытки объяснить эту уверенность — приведённые выше (2.4) рассуждения об особенностях сознательного мышления (оперирования абстрактными словами и понятиями). Другой пример (психоанализ) объясняет это желание наличием у человека эдипова комплекса: в силу оставшегося в подсознании впечатления о всемогуществе родителей, человек подсознательно ищет таких же строгих или любящих высших существ. А вот обратное объяснение: человек может стремиться к созданию родственного ему абсолютного разума потому, что этот разум уже был создан предыдущими цивилизациями, (предыдущими эволюциями усложнения материи). Этот уже созданный абсолютный разум и мог был быть назван «богом» во времена более тесного контакта между ним и человеком.
В любом случае, желание существования или уверенность в существовании союзного ему сверхсущества являются неотъемлемой чертой человека. Все возможные объяснения этому поверхностны, глубинной же причиной такого желания или уверенности является сам факт наличия в человеке мыслящей материи, её стремления к освобождению от него и превращению в абсолютный разум.
Рассуждения о душе
Ещё пример соответствия между идеями данной работы и воззрениями человека на самого себя — описание появления мыслящей материи в человеке. Этот факт, точнее его осознание человеком, так же находит своё отражение практически во всех мифологических и религиозных системах.
Психологически этот момент можно связать с осознаванием человеком самого себя (определения своего места в мире абстрактных слов и понятий). Создавая такую абстрактную идею не только для окружающих предметов, но и для самого себя, человек осознаёт эту «идею себя» как свою часть, а потом и как свою внутреннюю сущность (душу). Нематериальность этой идеи наводит на мысль о несвязанности её с телом и возможности продолжения её существования после смерти тела.
Этот вариант является одним из возможных объяснений факта появления самостоятельности у мыслящей материи, разделения человека на мыслящую и телесную компоненты. Тот факт, что современный человек отождествляет себя именно со своей Мыслительной компонентой (душой, внутренним «Я»), а не со своим телом, свидетельствует о постепенном «переселении» человека из живой в мыслящую материю. Этот факт гегемонии души над телом так же отражён в мифологии: человек, начиная с определённого момента своей истории, трактует жизнь после смерти как «жизнь души», а не «воскрешение тела».
Бессмертие души
Ещё пример соответствия: человек всегда воспринимал свой внутренний мир как нечто если не противопоставленное, то сильно отличное от внешнего мира. В соответствии с этим, свою душу (идею себя) он также противопоставлял себе реальному (наблюдаемому). Осознание различия стремлений души и тела практически во всех поздних религиозных системах, отражает различие стремлений живой и мыслящей материи в человеке. Осознание различия стремлений, осознание своей двойственности (не целостности) ведёт как к потере внутренней гармонии (между душой и телом), так и к потере целостности и искренности в человеческом обществе (двойственность ведёт к лживости и к самому себе, и по отношению к окружающим). Этот процесс отразился в сюжетах о плодах познания и изгнании из рая, мифах о завершении золотого века, мифах о Пандоре, многих других.
С момента осознавания существования мыслящей материи в себе, человек осознаёт не только двойственность своего существования, но и зависимость мысли от жизни. Стремление мыслящей материи к освобождению от живой материи отражается в человеке как сожаление по поводу конечности существования мыслительной деятельности вместе со смертью тела. Желание продолжить (или уверенность в продолжении) мысли после окончания жизни нашла своё отражение практически во всех мифологических, философских и религиозных системах мировоззрения. Душа в них не только рассматривается как объект, достойный бессмертия после смерти тела, но и как «частица» бога в человеке, которая рано или поздно с ним воссоединится. Это более чем соответствует процессу создания абсолютного разума на базе человеческих сознаний (или по их образу и подобию).
5.4. Абсолютный разум — инопланетяне?
Что первично?
Кроме схожести идей данной работы с мифологическими и философскими сюжетами, между ними существует и фундаментальное различие: последовательность появления человека и абсолютного разума. Мы рассмотрели материалистический вариант последовательности их появления: сначала появляется человек, затем на базе его высшей нервной деятельности возникает феномен мыслящей материи, и, наконец, «по образу и подобию» мыслящей материи создаётся абсолютный разум. С позиции идеализма, последовательность должна быть обратной: сначала абсолютный разум, потом по его «образу и подобию» создаётся мыслящий человек.
Это отражается и в понимании связи существования бога и наличия смысла всего происходящего (положительности прогресса). Другими словами, с точки зрения религии, раз бог существует, то существует поступательное небессмысленное движение истории (прогресс), а с точки зрения данной работы наоборот: раз существует неостановимый прогресс (как нашей цивилизации, так и усложнения материи вообще), то абсолютный разум (бог) так или иначе будет создан.