Разница между мыслью и нервным импульсом. Мысль — от мысли
Так живая материя становится мыслящей. Понятно, что, как и в случае условности границы между живым и неживым, границы между мыслящей и немыслящей материей не существует. Одной из основных проблем при отделении понятий живого от неживого является отсутствие объективного критерия для отличия «обмена веществ» в неживой материи от обмена веществ в живой материи. Точно так же, нет объективного критерия, позволяющего отличить мысль от нервного импульса в случае отделения мыслящего, от немыслящего.
Понятно, что мысль не должна быть тем нервным импульсом, который непосредственно связан с ощущениями или действиями Подобные нервные импульсы — на границе между живой и мыслящей материей — являются посредниками между мыслью и её носителем (жизнью).
Мысль же связана только с другой мыслью. Как и «жизнь от жизни» мысль может рождаться только от мысли.
Сегодня принцип «жизнь есть то, что рождается от другой жизни» не вызывает недоумения, так как жизнь на нашей планете прошла долгий путь от самых примитивных форм, которые начинали эстафету жизни, «зажигая» её от химических реакций. Для мысли это всё ещё не так, и поэтому принцип «мысль — есть то, что выводится из другой мысли», кажется проблемой «курицы и яйца». Огонь мысли для каждого человека зажигается заново вместе с появлением сознания — так, вероятно, происходило и с первыми формами жизни, ещё не умевшими передавать информацию о «тайнах жизни» по наследству с помощью РНК, а затем и ДНК.
2.7. Момент появления самостоятельной мыслящей материи на Земле
Развитие мыследеятельности вместо развития других систем организма
Появление нервной, а затем и примитивной мыслительной деятельности обеспечивает живой организм средствами для коррекции окружающей среды и своего поведения в ней: по сути – абсолютным механизмом изменения окружающей среды под свои нужды. Жизнь получает возможность адаптироваться не в процессе эволюции и отбора приспособленных форм, а «бескровным путём», изменяя поведение форм жизни или состояние окружающей среды.
Подобный способ изменения эффективнее, чем любые другие средства адаптации. Так, древний человек научился изготавливать оружие гораздо быстрее, чем животные смогли бы отрастить когти или зубы в ходе эволюции. Современный человек также стремительно изменяет не только поведение (жизнь под среду), но и наоборот, окружающую среду под свою жизнь. Понятно, например, что созданный им и удобный для него городской ландшафт вытеснит все другие виды природного ландшафта лишь в заповедники и парки.
Живой материи, вооружённой таким мощным оружием, как мыслительная деятельность, уже не нужно развивать других средств выживания. Развитие мыслительной деятельности становится приоритетной, а затем практически единственной целью жизни. Таким образом, мыслящая материя получает возможность необыкновенно быстрого развития. Опережая остальные системы организма, мыслящая материя эволюционирует всё более и более автономно.
Процесс доминирующего развития нервной и мыслительной деятельности начался с появлением высших млекопитающих. Можно сказать, что сложность и многообразие типов их поведения превышают сложность и многообразие их приспособлений для выживания (совсем не так было, например, у динозавров, других рептилий, птиц). Отряд высших приматов практически полностью сконцентрировался на развитии моделей своего поведения. Свидетельство этому — и отсутствие у них какой‑либо серьёзной «вооруженности», и меньшее по сравнению с другими отрядами разнообразие внешнего вида (внешняя схожесть с общим предком).
Главными причинами развития мыслящей материи именно на базе нервной системы высших приматов были: развитый мозг; наличие общественной жизни; руки, свободные для исследования окружающего мира. Так, развитие коры головного мозга позволило им сначала запоминать (условные рефлексы), а затем и манипулировать (мыслительная деятельность) моделями своего поведения. Общественная жизнь стимулировала появление языка, которые явился основой сознания (манипулирования абстрактными словами и понятиями). Таким образом, в человеке практически полностью самостоятельная мыслящая материя пошла по пути чистого совершенствования мыслительной деятельности.