Будет ли человек бороться за власть?

Для человечества подобный прогноз потери власти над планетой и уход с роли доминирующего вида (тем более, путём искусственного изменения человека или замены его новыми носителями мыслящей материи) ассоциируется с образами мутантов‑убийц, роботов‑поработителей и тому подобными фантастическими персонажами. В действительности новые носители будут страшны для нас не более, чем мы страшны для обезьян в хороших заповедниках и зоопарках. Разница лишь в том, что для превращения человека в «голого прямоходящего монстра», захватившего Землю, потребовалось почти 10 миллионов лет, а превращение человека в «нового мыслящего монстра», перенявшего эстафету доминирования, может произойти в сотни тысяч раз быстрее.

Заметим, что отношение к искусственному интеллекту, как к любому конкуренту, строится у человека по схеме «сильный и опасный» или «слабый и безопасный». Поэтому, кроме образа умных роботов‑убийц, существует и образ глуповатых и преданных роботов‑помощников. Этому подыгрывает наивная убеждённость человека в том, что искусственный интеллект не сможет быть умнее, поскольку человек — создатель, а искусственный интеллект — создание (типичное заблуждение неопытных преподавателей, считающих, что ученики не могут превзойти учителя).

В действительности же, если искусственный мозг будет иметь в десятки раз больше нейронов, чем человеческий (уже через пару десятилетий), он научится всему в сотни раз быстрее. В процессе обучения человека человеком нет ничего таинственного — это всего лишь обучение очень большому числу человеческих моделей поведения. Ребёнок задаёт вопросы и высказывает предположения на основе имеющихся знаний. Родители, соответственно, отвечают на вопросы и корректируют его гипотезы. Когда ребёнок «перерастает родителей», он учится непосредственно у окружающего мира — также выдвигая гипотезы на основе имеющихся знаний, проверяя их, таким образом, корректируя и развивая свои знания. То же самое уже умеют делать и компьютеры, только сейчас их мощность в сотни раз меньше мощности человеческого мозга. Когда же она увеличится, искусственный интеллект, как способный ребёнок, быстро перерастёт своих человеческих родителей и будет обучаться, самостоятельно общаясь с окружающим миром и себе подобными.

Предсказать сценарий перехода, облик и «образ мыслей» новых носителей (или единого носителя) мыслящей материи для нас почти так же невозможно, как было невозможно для наших животных предков предсказать (предчувствовать) нас, людей. Несмотря на то, что мыслящая материя развилась на базе нервной деятельности высших млекопитающих, она имеет свои законы развития, свои цели и своё будущее.

От эволюции жизни к эволюции мысли

Именно для предсказания будущего мыслящей материи на планете (следовательно, и будущего самой планеты) необходимо создание новой науки. Судьба планеты в конце 21 века уже не будет изучаться ни биологией как наукой о живой материи, ни экологией как наукой, базирующейся на биологии. Жизнь, двигавшая развитие планеты последние 2 млрд. лет, уступает это место Мысли, и именно наука о мыслящей материи будет адекватно описывать будущее развитие Земли.

Основополагающей работой о превращении биосферы в ноосферу, управляемую человеческим разумом, была работа Вернадского «Научная мысль как геологический фактор». После неё осмысление человеком своих возможностей и своего места в истории планеты претерпело значительные изменения. В частности, возможности человеческого мозга и, следовательно, разума человеческого типа уже не кажутся безграничными. Однако кардинальных изменений в представлениях о ноосфере так и не произошло. Необходимо создание нового, адекватного представления о том, что означает анализ возможности завершения эволюции человека и человеческого разума в том виде, в каком мы его знаем и понимаем, и начало эволюции мыслящей материи, постоянно меняющей и совершенствующей свои материальные носители (а значит, и свои возможности).

От эволюции биосферы к эволюции ноосферы: обзор тенденций

Все создания, кроме человека, движимы только
духом природы и с его помощью утверждают
свою индивидуальность; только в человеке, как
в некоем средоточии, возникает душа...

Шеллинг Ф.

Что такое мыслящая материя?

Определение и примеры

«Мыслящая материя» — такой вид контроля и организаций материи, при котором способы контроля и организации создаются независимо от контролируемой материи. В частности, это подразумевает моделирование контролируемой материи не путём экспериментирования с ней, а зависимо от неё.

Жизнь не является мыслящей материей. Она подконтрольна каскаду химических, механических и электрических реакций, которые в совокупности и составляют «таинство жизни». То есть, способ контроля и организации материи находится в ней же (ДНК, ферменты, гормоны, и т.д.). Именно это не позволяет жизни «сначала подумать, а потом сделать» — эволюция биосферы идёт методом проб и ошибок, в миллионы раз медленнее эволюции мыслительной деятельности. Алгоритм, по которому передаётся генетическая информация, был не смоделирован предварительно, а создан непосредственно в процессе передачи генетической информации. Этот алгоритм никогда не существовал вне своей материи — вещества ДНК. Точно так же идея ферментной обработки пищи никогда не существовала вне ферментов: все сложные пищеварительные процессы не были изначально «разработаны» — они появлялись и усложнялись потому, что случайно появлялись новые, всё более сложные ферменты.

Противоположный пример — мыслительная (сознательная) деятельность человека. Она создаёт способы контроля окружающей среды и самоконтроля внутри изолированного от окружающего мира комплекса электрохимических процессов, называемого сознанием.

Наши рекомендации