Здоровая/нездоровая личность.
Психологическое благополучие | Психическое здоровье, психологическое неблагополучие | Психологическое нездоровье |
Психическое здоровье + психологическое здоровье (личностное) | Психическое здоровье + психологическое нездоровье (1 уровень: расстройство, 2 уровень: нездоровье) | Психологическое нездоровье + психическое здоровье |
Психическо здоровый человек(по всемирной организации здравоохранения):
1. Нормально развиты психические функции.
2. Отмечается социальное, физическое и духовное благополучие.
3. Сохранена способность адекватной адаптации к окружающей, природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.
+ признаки психическо здоровой личности (Лакосина, Ушаков, Никифоров): максимальное приближение формирующихся субъективных образов к отражаемым объектам действительности, детерминированность психических явлений (их необходимость, причинность, упорядоченность), соответствующая возрасту зрелость, адекватность реакций силе и частоте раздражений, чувство положения среди себе подобных, умение уживаться с другими людьми, критический подход к обстоятельствам жизни и к поведению других людей, способность само коррекции в соответствии с нормами, типичными для разных групп и сред, чувство постоянства и идентичности переживаний однотипных обстоятельствах, способность изменять способы поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и отношения к чему-то, умение само утверждаться без ущерба для остальных членов общества (ассертивность), способность планировать и осуществлять свой жизненный путь, адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на разных предметах, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, дисциплина ума, эмоциональная устойчивость (совладение с негативными эмоциями), спонтанность чувств.
Психологическое здоровье: уверенность в себе, самоуважение, независимость/автономность, уравновешенность, доброжелательность, чувство юмора, активность/энергичность, трудолюбие, воля. целеустремленность, приверженность общечеловеческих ценностей, самоконтроль, адекватная самооценка и уровень притязаний, ответственность, нравственное сознание, соц. креативность, интегрированность (целостное начало), направленность, нацеленность на развитие, самонаблюдение, в состоянии признавать ошибки и обратиться за помощью, быстро обучается, способность приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.
Зрелая/незрелая личность.
Олпорт полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.
1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Может посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Любовь к себе — это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно определяющий.
2. Теплые, сердечные социальные отношения. 2 разновидности: дружеская интимность и сочувствие. Первое отражается в выказывании любви к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие - это способность человека быть терпимым к различиям между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.
3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Способность терпимо относиться как к разочаровывающим/раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Такие люди умеют справляться с собственными эмоциональными состояниями (подавленностью, чувством гнева/вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Видение вещей такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Зрелые люди способны посмеяться над собой; они могут увидеть абсурдные стороны жизни, которую им выпало прожить вместе с остальным человечеством.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Имеют систему ценностей, которая содержит главную цель. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.