Вопрос 1. Понятие методологии
Лекция:Понятие методологии и её уровней
Вопросы:
1. Понятие методологии.
2. Уровни методологии.
3. Философский уровень методологии.
4. Общенаучный уровень методологии.
5. Конкретно-научный уровень методологии.
6. Технологический уровень методологии.
Вопрос 1. Понятие методологии
Успех любого исследования во многом определяется методологией научного познания. При выполнении педагогического исследования недопустимо недооценивать методологические проблемы (методы, подходы), считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки. В то же время не следует и преувеличивать значение методологии, считая её более важной, чем тот предмет, к которому её хотят применить, превращая в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). По мнению Пригожина И. и Стенгерса И. дело в том, что «ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования»[1].
Что же такое методология? Определимся с сущностью понятий «методология», «методология научного познания», «методология педагогики».
Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. определяют два основных значения понятия «методология»[2]:
1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Под методологией научного познания в современной научной литературе понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Под методологией педагогики понимают систему знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Главное назначение методологии заключается в выполнении ею регулятивных и нормативных функций. Юдин Э.Г. обращает внимание исследователей на то, что методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности[3].
Вопрос 2. Уровни методологии
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет несколько уровней методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.
Четвёртый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включиться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Коротко остановимся на рассмотрении каждого уровня подробнее.
Лекция:Понятие методологии и её уровней
Вопросы:
1. Понятие методологии.
2. Уровни методологии.
3. Философский уровень методологии.
4. Общенаучный уровень методологии.
5. Конкретно-научный уровень методологии.
6. Технологический уровень методологии.
Вопрос 1. Понятие методологии
Успех любого исследования во многом определяется методологией научного познания. При выполнении педагогического исследования недопустимо недооценивать методологические проблемы (методы, подходы), считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки. В то же время не следует и преувеличивать значение методологии, считая её более важной, чем тот предмет, к которому её хотят применить, превращая в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). По мнению Пригожина И. и Стенгерса И. дело в том, что «ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования»[1].
Что же такое методология? Определимся с сущностью понятий «методология», «методология научного познания», «методология педагогики».
Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. определяют два основных значения понятия «методология»[2]:
1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Под методологией научного познания в современной научной литературе понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Под методологией педагогики понимают систему знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Главное назначение методологии заключается в выполнении ею регулятивных и нормативных функций. Юдин Э.Г. обращает внимание исследователей на то, что методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности[3].