Диаграмма 3. китайский космос
Эту диаграмму мы приводим для прояснения взаимодействия десятеричной системы Сефир с четверичной системой Тетраграмматона, поскольку китайская система, хоть и основана исключительно на принципе простого сложения и вычитания, полностью гармонирует с нашей Каббалой.
Происхождение Космоса объясняется следующим образом: Дао есть точный эквивалент Айн, или Ничтойности, в нашей Каббале. Точно так же должно понимать, что в Дао неизбежна фаза проявления. Замысел становится все более объективным по мере его развития: Дао и его скрытый коррелят Дэ вполне позитивно формулируются как Ян и Инь, в точности соответствующие Лингаму и Йони. Будучи одетыми, они становятся распространенными символами Отца и Матери.
В Макрокосме они соответствуют Солнцу и Луне; нисходя же далее в материю, становятся по мужской линии Огнем и Воздухом, а по женской - Водой и Землей.
Изначальная концепция Дао, развивающегося под влиянием Дэ, обобщается в названии Тайцзи. Ян и Инь называются И или Яо[225]. Если комбинировать их попарно, мы получим четыре фигуры, называемых Сян. Их можно сравнить с Тетраграмматоном, и эта стадия развития Вселенной в китайской философии столь секретна, так что об этих формах практически ничего не говорится. Они «выходят на свет» только в сочетаниях из трех янских и иньских черт, показанных в нижней части нашей диаграммы.
Вы видите, что таких сочетаний (триграмм) всего восемь; по-китайски они называются Гуа. Два из них по природе абсолютно чисты: у Цянь три янских черты, а у Кунь - три иньских. Затем происходит первое нарушение равновесия: появляются Ли (Солнце) и Кань (Луна). В первой фигуре две янских черты, а между ними одна иньская, во второй - наоборот.
Оставшиеся четыре триграммы несбалансированы, но каждая из них уравновешивается своей противоположностью. Итак, уравновешенные и почти уравновешенные триграммы находятся на Срединном Столпе (представляющем в Каббале равновесие), остальные же, представляющие четыре элемента, - на боковых столпах.
Цянь-Небо находится на месте Даат, резюмируя силы триады Вышних. Обратите внимание, что у Даат нет настоящего места на Древе: указание на начало материальной иллюзии.
На месте Сефиры Хесед, которая в нашей Каббале есть Вода, находится Дуй - Вода в китайской системе. На месте Сефиры Гебура, где у нас Огонь, расположена триграмма Чжэнь - Огонь в китайской системе. На месте Нэцах (Земля в Каббале) - Гэнь (китайская Земля). Наконец, вместо воздушной Сефиры Ход мы видим Сюнь, китайскую триграмму Воздуха.
Итак, китайская система во всем эквивалентна нашей Каббале, и любопытнее всего то, что китайцы достигают тех же целей посвящения, не прибегая ни к какой другой формуле, кроме формулы Диады.
Диаграмма 4. КАДУЦЕЙ
Эта диаграмма изображает Древо Жизни, Космос, как Жезл, или творческую силу Меркурия - иначе говоря, той уравновешенной энергии, которая создала иллюзию бытия. Отметьте, что в трех разделах символа показаны три Материнские буквы еврейского алфавита - Шин, Алеф и Мем.
Важность этого символа заключается главным образом в том, что Таро прежде всего -Книга Тота или Тахути, египетского Меркурия. Для понимания этой книги нужно научиться инстинктивно трансформировать каждый простой символ в каждый сложный и наоборот. Только так можно осознать единство и разнообразие, в которых и заключается решение космической проблемы.
Диаграмма 5. ЧИСЛА ПЛАНЕТ
Эта диаграмма показывает Солнечную систему на Древе Жизни. Сатурн находится на месте несуществующей Сефиры Даат, но обобщает в себе характеристики трех Сефир над Бездной. Доктрина заключается в том, что, поскольку эта Сефира не существует на Древе, задача искателя истины - проникнуть сквозь мрак Сатурна и открыть за ним Триаду Вышних, в той форме, которая определяется для его ума расположением Сатурна в Солнечной системе.
Десятая Сефира, связанная с Землей, на рисунке не показана. Это число представляет Нефеш, животную душу человека, кристаллизацию ума и Дочь, или финальное Хе Тетраграмматона.
В настоящем издании очень мало внимания было уделено огромной, обширной, ошеломляющей догме христианской эры. Ее представляли как доктрину первородного греха, Падения и Искупления; отчасти это учение заметно в легендах об Утраченном Слове, Вдове и Сыне Вдовы, падших, одиноких и жалующихся дочерях - и так далее. Все эти доктрины основаны на невежестве той эпохи, когда предполагалось, что солнце умирает каждый вечер и каждое утро должно быть воскрешено при помощи жреческих манипуляций.
«Формула умирающего бога», как это обычно называется, действительно существует, но представляет давно пройденную стадию развития человечества - по крайней мере, если говорить о внешней теологии. Она имеет некоторую тень достоверности и в психологии: например, любое дело человек начинает с удовольствием (это период Исиды); затем задача становится скучной и утомительной (период Апопа); наконец, неожиданно все получается и приходит к триумфальному завершению (период Осириса).
Но вся эта формула основывается на незнании законов природы: в ней на самом деле не бывает катастроф. Natura non facit saltum[226]; все перемены происходят совершенно упорядоченно, легко и гармонично. В настоящий момент перед человечеством стоит грандиозная задача - осознать факты и приспособить к ним способы действия, тем самым предотвратить иллюзию катастрофы, избавившись от элемента неожиданности. Конечно, не менее важно избавиться и от предубежденного желания, отравляющего волю, «ибо чистая воля, лишенная умысла, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях»[227].
Хуже всего, если вы хотите, чтобы в колоде не было Десятки Мечей или чтобы за Четверкой Жезлов не следовала расстраивающая ее Пятерка.