Поддерживайте друг друга в практике Дхармы
Очень важно, чтобы муж и жена заботились друг о друге, поддерживали друг друга в этом отношении. Если, допустим, один из них собирается в ретрит, то второй говорит: «Ты не волнуйся, иди в ретрит. Я буду тебя обслуживать и готовить тебе». А не так, что: «Я делаю ретрит, а ты должен готовить мне еду или должна готовить мне еду». Муж должен сказать жене: «Уходи в ретрит, а я буду тебе готовить в ретрите». А жена должна сказать на это: «Нет, нет, это ты уходи в ретрит. Это я буду тебе готовить». Вот это очень мудрый подход. Таким образом, если один из двух человек уходит в ретрит, а второй обслуживает его в ретрите, то оба этих человека накапливают равное количество заслуг. Если ваша жена в ретрите, а вы готовите для нее и смотрите телевизор, и всё оставшиеся время расслабляетесь, вы всё равно накапливаете столько же заслуг, что и она там, сидя в ретрите. Так что, всё это – практика ума. Вы должны понимать, как практиковать искусно.
Итак, единственное, что вам надо сделать, это после того, как вы поспали, проснуться и порадоваться чужим заслугам. Допустим, если жена — очень усердный практик, муж, проснувшись, может порадоваться за ее практику и сказать: «О, какой ты замечательный практик. Ты проснулась так рано утром и столько сидела, практиковала. Я радуюсь твоим добродетелям от самого сердца». Иногда в такой ситуации вы практикуете даже сильнее, чем ваша жена, которая, сидя в ретрите и читая мантры, на самом деле думает: «А чем там мой муж занимается?».
А если, увидев, что ваша жена проснулась в четыре утра, вы на следующий день постараетесь проснуться в полчетвертого, чтобы обогнать ее, то это будет пустая трата времени. Это детские соревнования. Тогда жена будет просыпаться в два часа уже, чтобы обогнать вас. В духовной практике по-настоящему важным является состояние ума и образ мышления. Радуйтесь за всех, за любого, кто занимается духовной практикой. Не надо думать, правильно они практикуют или неправильно, — это вас не касается. Просто если вы знаете, что некто занимается духовной практикой, думайте: «Это очень хорошо, я радуюсь за него». «Наверное, он не знает практики. Я много изучал, слушал. Он же ничего не изучил, поэтому его практика плоха», — не думайте так. Вообще очень трудно судить других людей. Будда сказал: «Те, кто обладает всеведением, способны увидеть умы живых существ. В противном случае очень трудно выносить другим существам какие-либо оценки». Вот и вы не судите. Самое лучшее — это сделать такой оптимистичный вывод о человеке: «Наверное, он все делает правильно и сам хороший человек». Даже если этот человек что-то делает неправильно, вы ничем не рискуете, давая ему такую оценку. Вы думали, что он хороший, но, даже если он оказался нехорошим, ничего страшного. А если вы сделаете вывод, что он плохой человек, а он окажется хорошим, тогда это для вас будет очень плохо, это будет вашим проступком. У меня такая склонность — считать всех хорошими.
Также ваша жена или муж могут стать вредоносными духами, но хорошими вредоносными духами, а не плохими, в том плане, что они же вредят вашему эгоизму, а не вашей духовной практике. Поэтому вы просите их: «Пожалуйста, продолжайте вредить моему себялюбию». Когда ваше себялюбие становится больше, раздувается, они сразу же атакуют его. Если кто-то вам скажет, например: «У тебя становится все больше и больше эгоизма», это же очень хорошо, что вам так сказали. Вы должны сказать: «Спасибо, вы как мое зеркало. Я забыл об эго, и оно стало большое». Поэтому очень важно, чтобы кто-то вам об этом напоминал.
Настоящие друзья по Дхарме обязательно должны из сострадания указывать друг другу на недостатки. Но из гнева никогда никого не критикуйте, только из сострадания. Если вы из сострадания не покритикуете своего друга по Дхарме, то кто еще выскажет такую же конструктивную критику? Вы должны сказать своему другу: «Отныне каждый раз, когда я буду замечать у тебя недостатки, я буду из сострадания сообщать тебе об этом. Только пойми меня правильно. И ты тоже так поступай со мной. Каждый раз, когда мое эго будет увеличиваться, если я буду совершать какие-то ошибки, из сострадания указывай мне на них. Критикуй меня, но лучше, если мы будем наедине, не надо в присутствии большого количества людей это делать, шепчи мне на ушко». У всех свои слабости: у женщин — красота, у мужчин — ум.
Критика же освобождает нас от недостатков, так как благодаря ей вы понимаете, в чем они заключаются. Мастера школы Кадампа так говорили об этом: «Ругань — это очищающий нектар».