Осознание доброты родителей – основа реализаций

Поскольку наше сознание существует с безначальных времен, то в своих бесчисленных воплощениях мы каждый раз рождались у какой-либо матери, поэтому каждое живое существо не один раз, а сотни, миллионы раз было вашей матерью. С помощью логических обоснований вы действительно можете убедиться в этом. Подумайте о своей маме в этой жизни – как она была добра к вам. Даже мать-обезьяна самоотверженно заботится о своих детенышах и ценой своей жизни защищает их от смерти. Подумайте: «Все живые существа, когда они были моей матерью, неоднократно жертвовали своей жизнью, чтобы защитить меня». Мать, когда у нее рождается ребенок, часто не спит ночами, постоянно стирает, кормит, укачивает его. Осознайте, что каждое живое существо в свое время так же заботилось о вас – ни день, ни два, а до тех пор, пока вы не повзрослели. Доброта и забота матери настолько безграничны, что когда ее ребенок заболевает, она думает: «Почему заболела не я, а мой ребенок? Как бы я хотела, чтобы болезнь моего ребенка перешла ко мне, а он стал бы здоровым».

При таких мыслях не может не пробудиться в сердце глубокое чувство. Великие мастера, практикующие в горах медитацию, какое бы живое существо им ни встретилось, чувствуют к этому существу необычайную близость. У них нет пренебрежения к одним и привязанности к другим людям, они чувствуют свою близость со всеми живыми существами, никогда не чувствуют одиночества. Я никогда не чувствую себя одиноким, потому что немного осознал, что каждое живое существо было моей матерью, и поэтому я знаю, что в любом месте меня всегда будут окружать мои матери, братья и сестры.

Теперь, чтобы помнить о доброте всех живых существ, очень важно в первую очередь помнить о доброте своей матери в этой жизни. Если человек не может помнить доброту своей матери в этой жизни, то Бодхичитта для него слишком далеко. Некоторые европейские люди говорят, что они не хотят думать о доброте своей матери, потому что у них с ней плохие отношения, но они хотят развить Бодхичитту, но это невозможно. Поэтому если не хотите думать о доброте живого существа, которое в этой жизни напрямую проявляло к вам огромную доброту, то, как вы можете думать о том, что живые существа были вашими матерями, и порождать желание отблагодарить их за доброту. Это безнадежно. Если вы не думаете о доброте своей мамы в этой жизни, которая была очень добра к вам, вы человек очень низкого уровня мышления. У вас совсем нет основы. Поэтому сначала надо развить уважение к маме в этой жизни, думать о ее доброте в этой жизни.

Когда вы были ребенком, то не умели говорить, не умели есть, матери вас кормили, заботились о вас, среди ночи вставали ради вас. Вы должны помнить это. Человек, который не может помнить доброту матери этой своей жизни, это самый худший человек, хуже, чем собака. Когда собака свою маму видит, ее хвост виляет, а мы, люди, доброту мамы забываем. Собака своего хозяина знает, он ее кормит. Когда собака видит своего хозяина, ее хвост виляет, он делает так, чтобы хозяин был рад. У кого плохие отношения со своими родителями, в первую очередь скажите себе: «Я очень плохой человек». Это правда, вы очень плохой человек, когда у вас плохие отношения со своими родителями. То, насколько вы хороший человек, судите по тому, насколько хороши ваши отношения с родителями. В тибетском обществе, если кто-то хочет вести бизнес со своим партнером, он, в первую очередь, проверяет, насколько хороши у него взаимоотношения с родителями. Если человек плохо относится к своим родителям, не уважает самых добрых людей в своей жизни, как он будет тогда относиться к партнеру по бизнесу? Он очень ненадежный человек. Итак, чтобы оценить человека, посмотрите, какие у него взаимоотношения с самыми близкими для него людьми, тогда вы увидите, какую цену имеет этот человек.

У некоторых людей может быть очень резкий характер, они быстро начинают злиться, но, тем не менее, у них могут быть хорошие отношения со своими родителями. Когда родители болеют, они заботятся о своих родителях, всегда помогают, заботятся до конца. Это хорошие люди. Даже если у них такое гневное лицо, но внутри они добрые. Некоторые люди всегда смеются, всегда позитивные, а когда родители болеют, они не заботятся о них, думают только о себе. Внутри они пустые, только улыбка красивая, говорят красивые слова. Внутри нет сочувствия к матери, а это его самый близкий человек.

Проверьте себя: если вы хотите помнить о доброте своей матери, хотите отблагодарить ее за доброту, значит, вы небезнадежный человек. Когда ваша мама болеет, если вам безразлично и вы думаете: «Самое главное – я жив и здоров», то вы безнадежны, вы внутри пустой. Присмотритесь к самим себе, как вы относитесь к своим родителям. Если у вас очень слабое желание отблагодарить их за их доброту это значит, что вы не помните об их доброте. Тогда не думайте обо всех живых существах. В первую очередь, подумайте о своих родителях в этой жизни, какими добрыми они были к вам. И породите желание отблагодарить их за доброту. Забывайте их маленькие ошибки. Помните только их доброту, все время, снова и снова вспоминайте, какими добрыми они были к вам, тогда вы увидите, что естественным образом у вас установятся очень хорошие отношения с родителями. Если у вас установятся такие хорошие взаимоотношения с родителями, то даже если они будут вас ругать, вы совершенно на них не разозлитесь. У меня нет высоких реализаций, но у меня были хорошие отношения с родителями. Я ни одного слова в жизни в ответ не сказал своей маме. Когда я вижу, что люди в ответ ругают своих папу и маму, меня это шокирует. Мне очень трудно уважать таких людей. Очень важно тренироваться таким способом. Тогда вы будете говорить: «То, что они меня ругают – это совсем ничего, у них есть право даже бить меня».

Сейчас в Америке, когда родители чуть-чуть отругают детей, они сразу звонят по телефону, говорят: «Мои родители со мной так поступают. Пожалуйста, заберите маму и папу в тюрьму». Но бывает и такое, что у некоторых родители очень злые, ненормальные, они бьют детей – это тоже неправильно. Но только из-за этих одного-двух примеров, все дети говорят, что мама и папа недобрые, – это тоже неправильно. Надо держаться золотой середины. Ненормальных родителей один или два, а все остальные нормальные.

Поэтому очень важно думать о доброте своей матери. С того самого момента, как вы оказались в материнской утробе, ваша мать заботилась о вас. Это не очень трудно доказать. Это явный факт, который можно напрямую увидеть, просто надо помнить. Потом постепенно будете развивать такое памятование.

Когда вы были в материнской утробе, ваша мама думала: «Если я попью горячий чай, это может причинить вред моему ребенку. Если прыгну, это тоже может плохо повлиять на моего ребенка». Так они заботились о вас все 9 месяцев, пока вы были в материнской утробе. Как только утром открывали глаза, то сразу: «Дети!». Вот так о вас заботились – вот настолько добрые наши матери. Когда вы родились, то ничего не умели: не умели разговаривать, не умели кушать. Они кормили, помогали вам не один, не два дня, а до тех пор, пока вы на ноги не встали. Даже вам стало 30 лет мама и папа все равно о вас думают: «О, когда мои дети выйдут замуж, когда женятся, когда дети будут. Я на их детей хочу посмотреть». Вот так заботятся. Это невероятная доброта.

Например, вы попали в аварию, сломали ногу, никого рядом нет. Один человек вас увидел, забрал к себе домой, вылечил вашу ногу, дал теплую одежду, накормил. Вы говорите: «О, это человек очень добрый, я никогда не забуду его доброту». Но это длится день или неделю, максимум, месяц. Если месяц он так заботится, вы говорите: «Какой он добрый был! Целый месяц он мне помогал». А как в случае с мамой и папой? Они всю жизнь о вас думают. Когда вы болеете, мама думает: «Пусть я заболею, пусть мои дети не болеют».

Если вы забываете такую доброту, то вы очень большой объект сострадания, для вас пока теория Пустоты далеко. Просто здесь надо понимать: «Моя мама невероятно добрая, мне надо быть ей благодарным. Моя первая обязанность в жизни – отблагодарить родителей за их доброту». У вас должно быть такое чувство. Если у вас нет в сердце такого чувства, то для вас Махаяна просто пустое слово. Какая Махаяна? Тогда если вы говорите, что вы практик Махаяны, то это позор. Всем Бодхисаттвам очень стыдно. Не говорите слова «Махаяна». Для вас забота обо всех живых существах – очень далеко. У вас даже нет ни одной капли мысли о том, чтобы вернуть доброту своей единственной матери, которая была так добра к вам. Как вы можете думать обо всех живых существах? Иногда ваш язык очень длинный, а руки очень короткие: ничего не делаете, только языком болтаете: «Все живые существа, Арья, Ясный Свет, медитация, иллюзорное тело, стану Буддой, потом буду отдыхать». Это все детский буддизм, детская Тантра, детская Махаяна. Пятнадцать лет слушаете Учение, а когда мама заболевает, у вас не возникает мыслей позаботиться о ней. Вам должно быть стыдно. Подумайте, что если у вас нет такого чувства, отблагодарить свою мать за доброту, то вы безнадежный человек.

Когда вы вырастаете, не нужно вести себя, как птицы, которые вырастают и вылетают из гнезда. Вы – люди, вы должны вести себя, как дерево: когда на нем созревают фрукты, они остаются вместе с корнем этого дерева. Поэтому очень важно развивать гармонию и желание отблагодарить родителей за их доброту. Первая наша обязанность – это отблагодарить родителей за их доброту. Далее, благодарить тех людей, которые были добры к вам. Особенно никогда не забывайте доброту вашего Духовного Наставника. Все время благодарите его за доброту. У всего этого один механизм. Когда у вас хорошая память на доброту ваших папы и мамы, доброту вашего Духовного Наставника тоже легко помнить. Когда у вас очень хорошая преданность к Духовному Наставнику, вы помните доброту Духовного Наставника, развиваете преданность, потом легко помнить доброту ваших родителей. Когда вы запустили этот механизм, тогда легко и с вашими друзьями. Кто бы ни сделал для вас что-то доброе, вы этого не забудете. Тогда вы станете очень хорошим человеком. Человек, который быстро забывает доброту, это человек очень низкого уровня. Даже хуже, чем собака, только о своей выгоде думает, никому не испытывает благодарности. Неблагодарный человек даже не духовный человек, это человек очень низкого уровня, он вообще ненадежный.

Поэтому, если вы хотите стать Бодхисаттвой, в первую очередь, вам сначала надо стать благодарным человеком. Даже с мирской перспективы, когда обычные люди на вас смотрят, то говорят: «О, это необычный человек: очень благодарный, очень принципиальный человек». Все сразу уважают. Даже если вы одеваетесь в очень простую одежду, все говорят: «Он одевается очень просто, но он очень благодарный человек, никогда не забывает любую доброту, он всегда готов вернуть доброту». Если другие вас уважают, то вы сами себя уважаете. В нашем тибетском обществе таких, очень благодарных людей, очень уважают. Сейчас у нас демократия, у нас есть выбор. Выбирайте не тех, у кого длинный язык, болтают много, а выбирайте людей, которые благодарны, которые заботятся о своих родителях, земляках.

Людей, которые благодарны за малейшую доброту, которые не забывают о доброте других, надо продвигать в лидеры. Когда благодарные люди лидеры, у нас в России все будут очень счастливы. Поэтому когда выбираете депутатов, делайте именно такой выбор. И сами старайтесь развивать такие достоинства в себе.

&4. Советы по воспитанию детей

Иногда родители не дают свободу своим детям, а пытаются их сделать такими, какими они сами хотят быть. В этом также выражается привязанность. Но другая крайность, когда родители позволяют детям делать все, что угодно. Поскольку дети не могут предсказать свое будущее, очень важно дать им правильный совет. Поэтому для матери очень важно иметь мудрость, которую дает чистое религиозное Учение, и тогда она может дать верный совет детям, а затем предоставить их самим себе. Они, возможно, будут ошибаться, делать что-то неправильно. Но нужно позволить им совершать ошибки, и они на собственном опыте будут учиться, и тогда установятся очень близкие отношения между матерью и детьми.

Детям очень важно не запрещать, а давать советы и разъяснять последствия тех или иных поступков. Тем самым вы поможете детям стать независимыми. Некоторые мамы хотят сделать из своих детей марионеток, которыми они могут управлять. Тем самым вы детям не поможете. Когда-нибудь вы будете далеко от детей, и они станут поступать совсем наоборот, не так, как если бы вы были рядом. Пытайтесь открыть им глаза, открыть их ум. Не надо насильно заставлять их что-то делать. Они сами должны прийти к тому, чего хотят. Научите их слушать ваши советы или советы Учителя, но при этом анализировать их. Объясните, что нравственным поведение будет не тогда, когда внутри очень хочется сделать что-то неблагое, но не делаете этого, потому что боитесь, что вас будет ругать мама или ваш Учитель. Нравственность – это когда вы сами не хотите этого делать. Природа всех существ такова, что их ум не приемлет насилия. Вы должны признавать их права, ведь все хотят свободы, но в то же время пытаться объяснять им последствия их поступков.

Карма означает действия тела, речи и ума. Если действие негативное, то оно создает отрицательную карму, которая приводит к страданию лицо, совершившее этот поступок. Если действие благое, оно создает благую карму. Таким образом, основным производителем кармы является действие тела, речи и ума. Поэтому лучшая помощь, которую вы можете оказать другим, научить их действовать правильно. Это очень простой пример. Очень важно, чтобы родители научили своих детей совершать правильные действия. Нужно им дать понять, что некоторые действия не нужно совершать, поскольку они приводят к страданиям, порождая дурную карму. И эти действия вредят другим существам. Нужно объяснить им, что так же, как вы сами не хотите страдать, и другие люди тоже не хотят страдать, поэтому нельзя заставлять страдать других. Нужно советовать детям, что нужно нести счастье и радость другим. И если окружающие счастливы, то и его собственное счастье будет определяться их радостью. Как воздаяние он получит собственное счастье. С детьми не нужно говорить о карме, а можно объяснить простыми словами. Таким образом, дети усвоят философию на понятном языке. Ребенок, обладая таким мировоззрением, будет все больше узнавать о философии, и будет становиться хорошим человеком.

В одной американской семье было двое детей, хулиганистых и беспокойных. Родители не могли их контролировать и обратились к психологу с просьбой помочь с нимисладить. Психолог решил исследовать, почему у детей такой характер, почему они выросли такими эгоистами. Он обнаружил, что, когда дети просят о чем-нибудь по-доброму, родители не обращают на них внимания. Но как только они начинают кричать и плакать, их требования тут же удовлетворяются. Дети сделали вывод, что это правильный метод. Для них не существовало никаких правил: они делали все, что хотели. Психолог стал тренировать детей следующим образом: когда они кричали и плакали, он ничего не давал им, но если просили спокойно и мирно, он тут же выполнял просьбу. Психолог сказал, что для гармоничной жизни необходимо всем членам семьи придерживаться некоторых правил. Например, смотреть телевизор только в определенное время. Родители стали применять подобные правила, и дети изменились в лучшую сторону. Это очень похоже на буддийское Учение, хотя методы психолог подобрал исходя из своего опыта. Очень важно идти навстречу человеку, который просит мирно, тогда он будет знать, что это правильный метод получения желаемого. Но если он не умеет просить, а начинает кричать, плакать и дурно себя вести, выполнять его просьбу не следует. Иначе вы побудите его идти в неправильном направлении. Итак, для вашей семьи правила очень важны.

Старайтесь передавать те знания, которые вы получаете, изучая буддийскую философию, своим детям. В особенности, об этом должны заботиться матери. Ваши дети получают общее образование в школе, но настоящие знания должны давать детям их матери. Иногда задавайте своим детям или другим людям такие вопросы: «Что это за феномен, который возникает из причины, но не имеет субстанции, способен к творческому познанию и по природе является ясным?» Такие загадки очень полезны. Используя их, вы сможете помочь другим людям подумать и глубже понять, что такое ум.

Вы должны учить своих детей. Не надо их баловать дорогими вещами, портить их, давая им все, что они захотят. Вы должны покупать им правильные вещи, учить их ценить то, что у них есть, и тогда ваши дети вырастут счастливыми людьми. Баловать детей очень опасно. Если вы даете ребенку все, что он хочет, то существует опасность того, что, когда он вырастет, все, что бы он ни имел, не будет удовлетворять его, и это приведет его к употреблению наркотиков. Если мы проведем исследование, то увидим, что наркотики принимают из-за необузданного ума. Что бы ни имели такие люди, это их не удовлетворяет, и они приходят к искусственному заменителю того, что приносит радость.

Если кто-то неправильно себя ведет, с ним надо быть строгим. Когда дети неправильно себя ведут, маме надо быть с ними строгой. Из чувства любви, иногда можно немного ругать, иногда немного бить. Мой папа мне всегда говорил: «Я желаю тебе счастья, потому и бью». Однажды, один ребенок, когда был маленьким, украл одно куриное яйцо. Мать ему на это ничего не сказала и не отругала его. Она сказала: «Ничего страшного!» Потом он немного подрос и украл курицу. Мать ему также ничего не сказала. Затем он вырос и украл лошадь. Его поймали и посадили в тюрьму. Мать пришла в тюрьму навестить его. И сын сказал своей матери: «Мама, когда я был очень маленьким, я не знал, что правильно, а что неправильно. Когда я впервые украл куриное яйцо, если бы ты меня отругала, даже если бы меня ударила, то сегодня я не оказался бы здесь в тюрьме. Почему же в то время ты меня не побила?»

Детям нужны примеры поведения. Ваш собственный пример, ваши поступки говорят громче, чем ваши слова. И для детей они наиболее действенны. Однажды одна женщина со своим ребенком пошли к Махатме Ганди, великому индийскому мастеру. Женщина попросила Махатму Ганди: «Пожалуйста, скажите моему ребенку, чтобы он перестал есть шоколад. Он ест много шоколада. Я ему говорю, но он меня не слушает». Махатма Ганди подумал и сказал: «Хорошо. Приходите через две недели. Я подготовлю речь». Женщина была удивлена: она не понимала, зачем Махатме Ганди нужны две недели, чтобы подготовиться к такой простой речи. Через две недели она вернулась вместе со своим ребенком. Махатма Ганди посмотрел на ребенка и сказал: «Дитя, не надо есть шоколад. Это вредно для тебя». А потом он сказал: «Теперь вы можете идти». Женщина была шокирована еще больше. Но, вернувшись домой, ребенок вообще перестал есть шоколад. Прошло несколько недель, и он по-прежнему не ел его. Мать всё больше приходила в изумление.

Она снова пошла к Махатме Ганди и сказала ему: «У меня к вам два вопроса. Первый – зачем такому великому мастеру, как вы, понадобилось две недели, чтобы подготовить такую простую речь, которую я говорила своему ребенку все время? Второй – почему после того, как вы ее произнесли, он действительно перестал есть шоколад? Тогда Ганди ответил: «Когда вы в первый раз пришли со своей просьбой, на тот момент я сам ел шоколад. Как я мог просить вашего ребенка не есть шоколада, когда сам его ем? Я сказал вам прийти через две недели не потому, что готовил длинную речь. Я готовил честную речь. В эти две недели я перестал есть шоколад. Так я готовился к этой речи, чтобы она принесла пользу. Ваш ребенок перестал есть шоколад не потому, что моя речь прекрасно звучала, а потому, что она обладала силой истины».

Вы должны понимать, что подготовка речи – это не создание очень длинной и красивой речи, какой часто пользуются политики, чтобы вводить людей в заблуждение, – это подготовка правдивой речи. К вам это также имеет отношение. Если вы говорите своему ребенку, чтобы он не курил и не пил водку, хотите, чтобы ваши слова возымели действие, то для начала вы должны сами перестать курить и пить водку. Тогда он вас послушает. Особенно это относится к отцам. Очень важно, чтобы они не пили и не курили перед своими детьми, потому что для детей отцы – это основной пример. Сыновья берут пример с отца, а дочери – с матери. Если мать курит, то дочь также с малых лет будет курить. Когда мама и папа курят, я говорю им, что не ради себя, а ради детей, пожалуйста, не курите. Если вы курите и пьете, дети тоже так будут делать. Поэтому мамы и папы ради своих детей должны перестать пить и курить.

Это драгоценные советы, не забывайте их, и тогда в вашей семье начнут происходить позитивные изменения. Ваши дети увидят это и возьмут с вас пример здоровой жизни. В вашей голове должно быть здравомыслие. Вы должны стать умнее, лучше. Мои родители жили с таким здоровым образом мыслей, и для меня это было очень полезно. Мой папа никогда не говорил, что он самый главный, а жена – дура. Они всегда заботились друг о друге, уважали друг друга. Когда мама немного злилась, мой папа над ней подшучивал, от этого ей становилось стыдно. Видя жизнь своих родителей, дети учились на их примере. Дети не дураки, они смотрят на папу и маму. Когда родители мудро поступают, они тоже так хотят. Когда мама и папа пьют, курят, ругаются, а детям говорят не пить, не курить, не ругаться, они все равно будут пить, курить и ругаться. Итак, чтобы помочь своим детям, родители должны руководствоваться здравым смыслом.

&5. Про аборты

Первый момент вхождения сознания в материнскую утробу называется рождением. Под рождением имеется в виду не рождение, когда ребенок выходит из утробы матери, появляется на свет, а вхождение в следующую жизнь. Момент вхождения в новую жизнь называется рождением. Именно с того момента, когда ребенок принимает зачатие в материнской утробе, можно сказать, что он родился человеком.

Поэтому, если вы убиваете ребенка, который у вас в животе, то создаете негативную карму убийства человека, потому что это уже человек. С того момента, как сознание соединяется с клетками отца и матери в утробе, вы уже носите в своем животе человека, члена человеческого общества. Если вы его пока не видите, это не означает, что он не человек. Строго говоря, аборт – это убийство человека, поэтому это преступление.

Что такое человек? Если тот, кто находится в материнской утробе, закрыт от нас кожей, это не человек, соответственно, его убийство – это не преступление, не нарушение закона. Если мы дадим такое определение, то тогда можно кого-то закрыть кожей, застрелить, и это будет не преступление. Итак, с точки зрения буддийской философии, убийство ребенка в материнской утробе – это убийство человека. Никакой разницы нет. Если кто-то спросит меня: «Следует ли легализовать детоубийство в материнской утробе?», я бы сказал, что это следует считать нелегальным, незаконным.

Кто накапливает негативную карму при аборте? Если мужчина настаивает на том, чтобы вы сделали аборт, то это он создает основную негативную карму. Он – основной убийца, если он на этом настоял. Если он ничего не говорит по этому поводу, а вы – основной инициатор аборта, то вы создаете главную негативную карму. Все зависит от мотивации. Карма убийства – это желание убить ребенка. А что касается врача, то он накапливает такую же негативную карму. Но у него нет сильного желания делать это (убивать зародыш), поэтому он создает гораздо меньшую негативную карму. Он в этом отношении, как мясник, который забивает животных. Так что, и врачи, будьте осторожны с тем, что вы делаете.

Профилактические меры – это самое лучшее. Вообще, если у вас появился ребенок, то неужели вы не можете его прокормить? Животные же кормят своих детенышей. И вы тоже вполне можете. Поэтому врач должен именно такими словами поощрять своих пациенток на то, чтобы отказаться от аборта. Либо посоветовать им, если они сами не могут заботиться о детях, не убивать их, по крайней мере, родить их и отдать кому-то на воспитание. Много различных способов. Некоторые люди очень страдают оттого, что они бездетные. А некоторые страдают оттого, что у них есть дети. Вы можете сделать объявление через интернет. Вы можете сказать: «У меня в животе ребенок, я не хочу его убивать, но не могу его выращивать, может кого-то интересует этот ребенок? Я могу отдать его». Сами не убивайте. Вы, наоборот, можете помочь другим, потому что некоторые люди страдают оттого, что у них нет детей. Интернет надо использовать для того, чтобы не совершать аборты. Интернет должен способствовать прекращению абортов.

Краткие наставления из главы «Об отношении к родителям»:

· Самая хорошая система, когда вся семья живет вместе: мама, папа, дети, их мужья и жены.

· Ваш Духовный Наставник и ваши родители являются наиболее весомыми объектами для накопления негативной и позитивной кармы, потому что они были и являются наиболее добрыми людьми в отношении вас.

· Когда мать ругает вас, проявляйте терпение – это ваша духовная практика.

· Хотя ваша мама не является святой для всех живых существ, но она является святым человеком для вас, потому что любит, ценит и заботится о вас больше, чем о себе.

· Не принимайте доброту матери как должное.

· Подумайте, что если у вас нет желания отблагодарить свою мать за доброту, то вы безнадежный человек.

· Если вы встали перед выбором между мамой и женой, тогда скажите жене: «До свидания!».

· Для вас родители мужа, родители жены должны стать подобны вашим родителям. Никакой разницы нет, вы должны любить их и заботиться о них.

· Детям очень важно не запрещать, а давать советы и разъяснять последствия тех или иных поступков. Нужно позволить им совершать ошибки, и они на собственном опыте будут учиться.

· Очень важно идти навстречу человеку, который просит мирно, тогда он будет знать, что это правильный метод получения желаемого.

· Старайтесь передавать те знания, которые вы получаете, изучая буддийскую философию, своим детям. Учите их анализировать ваши советы или советы Учителя.

Глава V. ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ

&1. Развитие терпения

Когда у вас возникают проблемы, вам свойственно испытывать сразу негативные эмоции. Негативные состояния ума они приходят как ваши защитники. Вам кажется, что с помощью гнева, зависти, привязанности вы можете решить свою проблему. Это ошибка, так как после такого решения проблемы ваше положение становится все хуже и хуже. Из-за прибежища в гневе разрушаются семьи, дети остаются в основном без отца. Внешние враги не могут разрушить семью, а ваши негативные состояния ума могут разрушить все. Самое главное – не допускать нездоровых мыслей. Иногда в вашем доме кто-то оставляет одежду, и вы вдруг решаете, что на нее наложили порчу. Вы воспринимаете это слишком серьезно: «Кошмар! Ее обязательно нужно выбросить». Пока не выбросите, вы не можете спокойно спать. Вскакиваете ночью и начинаете искать эту одежду, которая, как вы думаете, приносит несчастье вашей семье. Потом посреди ночи вы бежите ее выбрасывать, чтобы порча не навредила вам еще больше. Но нездоровые мысли вы не отбрасываете сразу же, а наоборот, храните их и тем самым делаете себя несчастными. Так же, как вы выбрасываете среди ночи одежду, которая принесла порчу в ваш дом, отбрасывайте и свои нездоровые мысли.

Тренеры по боксу на основе собственного опыта открыли для себя Учение Будды. Когда тренеры тренируют своих спортсменов, они говорят: «Самое главное – ты должен разозлить своего противника. Когда он разозлится, он будет ослеплен своим гневом и станет тупым, тогда ты сможешь легко его победить». Итак, какой бы не была ваша ситуация, даже если кто-то намеренно вас будет злить, вы не должны злиться. Если вы впадете в гнев, вы проиграете. Поэтому Шантидева говорил, что нет негативной эмоции, которая была бы хуже гнева, гнев – это одна из самых худших негативных эмоций. И нет добродетелей выше, чем терпение, потому что терпение даёт вам силу ума, не позволяет вашему уму выйти из равновесия под влиянием негативных эмоций.

& 1.1. Сущность терпения

Все проблемы в семье возникают из-за отсутствия терпения. Что такое терпение? Это состояние самоконтроля, когда вы не позволяете своему уму приходить в волнение – ум остается неколебимым, как гора Меру. У людей без терпения ум пободен бумаге, носимой ветром. Если в вас легко, из-за мелочей появляется гнев, или ум приходит в смятение – это признак отсутствия силы ума. Терпение возникает по мере того, как вы развиваете силу ума.

Виды терпения: 1) сохранение неколебимости, когда кто-то причиняет вам вред: безответность к вреду, причиняемому другими; 2) сохранение неколебимости в трудных ситуациях повседневной жизни: ум не впадает в волнение, когда сталкивается с проблемами; 3) терпение, выражающееся во вдохновенной практике Дхармы.

У каждого вида терпения есть факторы, препятствующие их развитию. В первом случае это гнев, направленный против людей. Во втором случае – это разочарование, уныние (вплодь до самоубийства), препятствующие порождению мужества В третьем случае - это отсутствие реализаций после длительной практики Дхармы. Что касается первых двух разновидностей препятствующих факторов, то они вам хорошо знакомы. Развитие терпения состоит в устранении этих препятствующих факторов. Для этого в первую очередь думайте о преимуществах терпения и недостатках гнева.

Преимущества терпения

Развитие терпения – это важнейшая практика в буддизме, так как именно терпение защищает ваш ум от беспокойства, причиняемого омрачениями. Терпение – это сила, гарантирующая на 100% достижение результата, о чем бы ни шла речь – о состоянии Будды, о сохранении гармонии в семье или о чем-то другом. Терпение будет охранять вас – это лучший «телохранитель» вашего ума. С точки зрения кармы, если вы терпеливы, то это зарождает причины для того, чтобы родиться в следующих жизнях с привлекательной внешностью и совершенными органами чувств. Если у вас есть терпение, то вас никакая неблагоприятная ситуация не сможет поколебать, все обстоятельства будут идти вам на пользу, потому что они будут помогать вам в развитии силы ума. Основное преимущество терпения в том, что оно поможет вам достичь желаемых результатов.

Если терпение решает проблемы, то он сразу в корне решает все проблемы. Когда есть терпение, во-первых, вы спокойны, во-вторых, вы видите очень ясно проблему, все ее причины. Далее вы просто убираете первую причину, вторую причину, третью причину, никому не вредите, все делаете, чтобы все были счастливы.

Если ваше тело не занимается физическими упражнениями, если вы всё время просто сидите в одном месте, вы будете всё больше слабеть, соответственно, вы нуждаетесь в тренировке. Тренер для вас очень полезен, он должен давать вам всё больше и больше нагрузки, и вы должны его благодарить за это, потому что это приносит пользу вашему телу, укрепляет ваше тело. Точно также ваши враги и другие люди, которые говорят вам всякие гадости, задевают вас, ваш муж или ваша жена – все они подобны хорошим тренерам. Если они ведут себя с вами слишком мягко, ваш ум от этого размягчается. Но если они ведут себя с вами жестко, то у вас есть шанс натренировать свой ум. Точно так же, как вы благодарите своего тренера, вы должны благодарить этих людей, потому что они приносят вам пользу.

Недостатки гнева

Когда люди начинают дружить со своим гневом, он вспыхивает у них моментально, за мгновение они могут разгневаться. Если вы гневливы и быстро впадаете в подобное состояние, это означает, что вы друзья своего гнева. Он возникает в вас как защитник, но это неверно. Гнев не только никогда вас не защитит, но, напротив, будет подвергать вас опасности. Состояние гнева – это полубезумное состояние, вы должны об этом знать. Когда в вашем уме доминирует гнев, какие бы действия вы ни совершали на уровне тела, это неизменно будут очень вредоносные действия. Что бы вы ни говорили в этот момент, ваша речь будет очень зловредна и негативна. Поэтому, если уж вы вошли в состояние гнева, то самое главное, что вы должны сделать – это уйти в свою комнату, плотно закрыть дверь и уснуть. Если вы не заснете, а просто будете лежать, и вам захочется кого-то или что-то ударить – лучше уж избейте свою подушку, потому что, если будете молотить кулаками в стену, то испытаете боль и пораните руки. Можете немножко побить свою подушку, а потом уснуть. Вы должны дать себе слово, твердо сказать себе: «Когда я гневаюсь, я никогда ничего не буду говорить в эти моменты, а буду молчать».

Даже если вы увидите, что какой-то другой человек сделал серьезную ошибку, и вы разгневались из-за этого, ничего не говорите в этот момент. Как известно, если вы что-то скажете, потом свои слова назад уже не возьмете. А если вы еще не сказали этих слов, то воля ваша, вы можете сказать их потом в любой момент. На следующий день, когда все уляжется, вы можете попросить этого человека зайти в ваш кабинет и там все ему высказать. А если вы разгневались на своего мужа, то на следующий день попросите его, чтобы он зашел к вам на кухню, и там выскажите все, что о нем думаете. Но сказать это все надо таким образом, чтобы не сделать человека несчастным, чтобы из-за разговора с вами он не впал в депрессию или гнев.

Также гнев сжигает очень много позитивной кармы, сжигает ваше счастье, разрушает наши семьи. Его Святейшество Далай-лама XIV рассказывает, как он на собственном примере убедился в этом. В детстве он очень любил чинить часы, но как бы ни возился с ними, они не становились лучше. «Тогда я бросил их в гневе на пол, и в этот момент понял бессмысленность гнева: чинить больше было нечего», - сказал Далай-лама. В действительности, Его Святейшество не испытывает никогда чувства гнева, но чтобы дать нам Учение о практике терпения, он приводит этот пример. Приводимым примером Его Святейшество Далай-лама в доступной форме говорит нам, что гнев способен уничтожить все наши планы. Эту сторону гнева всё больше осознают деловые люди: профессиональная этика бизнесмена исключает проявления гнева в деловых отношениях. Спортсмены, в частности, борцы, тоже должны быть свободны от гнева. Неизменно помните о том, что гнев - очень вредоносное чувство, оно полностью блокирует ваш ум, делает вас глупыми. Вы и без того довольно глупы, а гнев делает вас еще глупее.

Когда Его Святейшество Далай-лама говорит о недостатках гнева, он часто рассказывает историю о своем водителе. Однажды его водитель лежал под машиной и что-то чинил. И вот Его Святейшество увидел, как водитель, пытаясь подняться, случайно ударился головой. От боли водитель разозлился и в отместку с силой ударил машину лбом. Если мы свободны от гнева, мы прекрасно понимаем, что глупо бить машину своим лбом, ведь нам и так больно, зачем же мучить себя еще больше. Поэтому, когда у вас возникнет гнев, скажите себе: «Сейчас ты очень глуп, ты на половину сошел с ума». В такие моменты ничего не делайте и не говорите, особенно не принимайте никаких решений, просто уйдите. Огромное количество трагедий в нашем мире разразилось в результате принятия решений под влиянием гнева. Я сейчас не говорю о карме или будущих жизнях. Даже в этой жизни омрачения представляют собой большую опасность.

Если вы не хотите разрушить свою семью, не принимайте никаких решений в раздраженном состоянии. Самое лучшее, что вы можете сделать, – это просто выйти и расслабиться. Когда муж и жена ссорятся на кухне и жена при этом что-то готовит, ей уходить необязательно, пускай выйдет муж. А когда он вернется, омрачения исчезнут, и тогда они смогут спокойно поговорить. Когда жена говорит «один», муж говорит «два» – это самое худшее. Буддизм – это образ жизни в вашей семье. Лучше всего избавиться от омраченных реакций. Под влиянием негативных эмоций вы наделаете массу ошибок. Никогда не принимайте решения в таком состоянии. Вы должны понимать, что отрицательные эмоции – это не только гнев, но и сильная привязанность. Но если привязанности подобны жирной пище - дискомфорт в желудке наступает не сразу, то гнев подобен перцу чили - сразу же дает острый эффект (выброс адр<

Наши рекомендации