Глава ii. семья и привязанность
&1. Что такое привязанность?
Это состояние ума, которое при виде внешних и внутренних (т. е. мысленных) привлекательных объектов цепляется за них и не хочет с ними расставаться. В первую очередь, увидев тот или иной привлекательный объект, привязанность хочет вцепиться в него. Вцепившись, она уже не хочет никогда расставаться с ним. Это глупо. На самом деле вы не можете вцепиться ни в один объект, не можете удерживать его постоянно, потому что и объект непостоянен, и вы непостоянны. А поскольку у вас возникает привязанность, видя привлекательный объект, вы хотите вцепиться в него, удерживать постоянно, никогда с ним не разлучаться, но не понимаете, что все встречи заканчиваются расставанием. Поскольку объект непостоянен и все встречи заканчиваются расставанием, рано или поздно вам приходится расстаться с ним. Тогда у вас возникает депрессия. В итоге ваша привязанность доставляет гораздо больше страданий, чем удовольствия.
Есть разница между привязанностью и заботой. Вам нужно заботиться о других людях. Привязанность к людям возникает тогда, когда вы хотите сделать их своими рабами, использовать в своих целях, ради себя. Забота о других возникает из уважения к их чувствам. В силу привязанности вы страдаете оттого, что не можете получить желаемый объект. Когда вы его получите, вы будете страдать оттого, что он у вас есть. В конечном итоге вы будете страдать от расставания с этим объектом. Все эти три вида страдания являются следствием привязанности.
С другой стороны, исследовав объект, к которому вы привязаны, вы поймете, что считаете его объектом своего счастья. На самом деле этот объект не может подарить вам счастье. Он может подарить вам только страдание перемен. Итак, в результате этого анализа вы понимаете, что привязанность – обман. Она заставляет нас страдать гораздо больше, чем дает нам счастья.
Сансарические удовольствия и привязанности к сансарическим объектам похожи на вредоносного друга, который мил и обходителен с вами, но в результате общение с ним приносит вам лишь страдания. В «Ламрим Ченмо» дается такой пример привязанности: она подобна въевшемуся в ткань масляному пятну. Когда масло впитывается в ткань, его очень трудно отмыть. Если с самого начала вы не позволяете себе привязываться, тогда у вас все будет нормально. Но если вы позволили себе привязаться, то ваша привязанность, как масляное пятно на ткани, будет въедаться все глубже, и устранить ее уже будет трудно.
Большинство из нас не воспринимает привязанность как омрачение, не понимает ее пагубности. Наоборот, мы думаем: «Как же я могу прожить без привязанности? Какой смысл мне жить, если я не буду ни к чему привязан, если стану равнодушным, бесчувственным, как камень? Ведь главная цель буддийской практики – достижение счастливого состояния ума, а если практика не приносит счастья, тогда в чем ее смысл?» Вы думаете, что привязанность – это то, что приносит счастье, но в действительности она приносить только страдание, потому что в этом чувстве все время присутствует страх. У некоторых людей к привязанности примешано чувство гнева. Поэтому, если муж и жена сильно привязаны друг к другу, иногда они испытывают гнев. В один день они гневаются, в другой – испытывают привязанность, в третий – опять ссорятся. То ругаются, то признаются друг другу в любви. В этих отношениях перемешаны гнев и привязанность. В такой семье у обоих супругов нездоровое состояние ума. Однако для удовольствия совсем необязательно испытывать привязанность: чтобы утолить жажду, нет нужды пить соленую воду. Привязанность – это соленая вода. Если бы другой воды не существовало в природе, у вас не было бы выбора, и пришлось бы пить эту воду. Но выбор есть – вы можете пить нектар непривязанности, он действительно способен утолить вашу жажду.
Когда вы поразмыслите над этим, то поймете, что ум, полный привязанностей, создает проблемы. Если мы посмотрим на это с точки зрения семьи, то увидим, что и здесь многие проблемы возникают из-за вожделеющего ума. Желания для ума подобны соленой воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда. Здесь невозможно получить удовлетворения.
Рассмотрите свою жизнь, и вы, скорее всего, обнаружите, что это сплошная погоня за соленой водой. Когда вы просыпаетесь, проверяйте свое состояние ума. Сразу после того, как вы просыпаетесь, возникает ощущение «я», а потом вступает в действие ваш вожделеющий ум, и вы начинаете думать: «Я хочу того, я хочу сего». В результате ваша жизнь превращается в погоню за разными вещами и удовольствиями, но все равно вы никогда не бываете удовлетворены. Если вы получаете что-то, то не чувствуете удовлетворения, а если что-то теряете, испытываете уныние. Поэтому ваша жизнь состоит из стремления получить что-то и страха потерять то, чем вы уже обладаете. Желая получить какую-то вещь, испытывая к ней сильную привязанность, вы, скорее всего, никогда ее не получите. Это подобно попытке поймать радугу: тот, кто попытается поймать ее, останется с пустыми руками.
Если в этой жизни будете следовать за вашим вожделеющим умом, тогда на момент смерти останетесь с пустыми руками, Поэтому следует сказать себе: «С незапамятных времен и до настоящего времени я гонялся за радугой и пил соленую воду. Сегодня пришло время перестать делать это. Я не должен больше обманывать себя».
Когда в буддизме говорится о привязанности, не говорится, что не нужно иметь никаких желаний. Желание помочь членам вашей семьи – хорошее желание. Желание другим счастья - это называется чистая любовь, но это не привязанность. Такие качества ума, как доброта, сострадание, любовь, связаны с желаниями. Поэтому очень важно анализировать желания: вредные желания, хорошие желания, нейтральные желания. Среди вредных желаний есть очень вредные, средние и не очень вредные. Также есть глупые желания. Глупые желания делают вас все более и более несчастными.