Глава i. выбор спутника жизни
&1. Все обусловлено кармой
Вы обретете мужа или жену в соответствии со своей кармой, поэтому не пытайтесь слишком фантазировать на эту тему, к примеру, не ожидайте принца на белом коне. Приедет принц на белом коне – хорошо, а если не приедет – ничего страшного. Благодаря кармической силе, однажды вы встретитесь и, даже если не захотите быть вместе, все равно будете вместе. Это не судьба. Это ваша карма, поэтому примите происходящее. Если у вас хороший муж или жена, значит, в своей предыдущей жизни вы создали соответствующую благую карму. А если вы выбрали неподходящего спутника жизни, значит, создавали в прошлом неблагие причины.
Исследовав нынешний поток своего ума, мы обнаружим в нем большое количество негативных кармических отпечатков и очень мало позитивных кармических отпечатков. Образно говоря, неведение подобно человеку, собирающему зерно. Поскольку этот человек слеп, он не различает плохие и хорошие зерна и собирает все подряд, причем зачастую это зерна негативной кармы. Затем он бросает собранное зерно в землю, то есть в сознание, опять же без разбору. Когда то или иное из посеянных зерен встречается с благоприятным условием в виде воды, оно прорастает, а другие зерна, на которые еще не пролилась влага, остаются в почве, но рано или поздно могут прорасти. Сколько бы ни прошло времени – даже миллиарды и миллиарды лет, карма не исчезнет бесследно. Обычное зерно спустя несколько лет может сгнить в земле и уже не прорастет, но с кармой иначе: любая карма, посеянная в нашем сознании, рано или поздно должна проявиться.
Если вы кармически заслужили что-то получить, оно к вам придет, даже если вы этого не хотите. Правильно и ясно понимая философию, вы не будете стремиться обогнать свою тень, потому что это невозможно. Невозможно обогнать свою карму: что вы создали или создадите – то у вас и будет, поэтому не старайтесь бежать впереди своей кармы. Этот первый мой совет вам поможет: подобно капле воды, он упадет на кипящее молоко вашего ума и успокоит его.
Я вам расскажу, как с помощью кармы получить отличного спутника жизни. Карма – это действие. Любое действие, которое бы вы ни совершили, оставляет информационный след в вашем сознании. Прелюбодеяние – негативное действие тела, сексуальная связь между ненадлежащими людьми. Например, с тем, кто замужем или женат. Такое поведение приносит вред живому существу, поэтому результат будет подобен ощущениям – вы сами будет страдать от отсутствия спутника жизни. Или же рядом с вами будут неверные, ненадежные люди, на которых вы не сможете положиться. Поэтому очень важно отказаться от такого поведения. Сказать себе: «С этого дня, чтобы ни случилось, я не буду совершать прелюбодеяние». Тогда жизнь за жизнью с вами будет идеальное окружение — верные спутники жизни, не только супруг, но и друзья, коллеги, родственники.
Если вы мысленно пожелаете завладеть чужим мужем или женой и разовьете сильную решимость так поступить, то совершаете негативное действие ума – алчность, или желание завладеть чужим. Результатом будет отсутствие достижения цели в этой и последующих жизнях до тех пор, пока кармический отпечаток не исчерпается. Итак, сначала научитесь не совершать прелюбодеяние действием тела, затем вы сможете даже мысленно контролировать себя. Теперь вы знаете как, практикуя Дхарму, можно обрести хороших спутников жизни.
&2. Проблемы из-за неполучения желаемого объекта
Само по себе отсутствие мужа или жены – это ещё не проблема, но если вы жаждете мужа или жену, если вы полны желания иметь мужа или жену, то если он или она не появляются, каждый день у вас возникают все больше страданий. Если бы простое отсутствие мужа или жены было проблемой, то у Его Святейшества Далай-Ламы сейчас должны были быть проблемы, потому что у него нет жены. Но поскольку у него нет желания иметь жену, он не страдает из-за того, что у него нет жены.
Итак, эта наша проблема – страдания из-за неисполнения и неполучения желаемого – это чисто психологическая проблема. Это не объективная проблема. Есть проблемы, которые вызывают какие-то трагедии, какие-то проявления негативной кармы. Если вы, допустим, в автомобильной аварии потеряли ногу, то это то, что, говоря объективно, действительно может вызвать проблемы. Но вот эти проблемы – проблемы из-за неисполнения желаний – связаны чисто с нашей психикой, с нашими желаниями. Мы сами себе создаём проблемы неумеренными желаниями. Этот вид страдания связан с сансарой вообще. Поскольку мы перерождаемся под властью омрачений, у нас всё время возникают какие-то желания. Раз мы способны испытывать желания, появляются и много объектов желания. Когда мы соприкасаемся с объектами желания, у нас порождается желание ими обладать, и мы страдаем оттого, что не можем ими обладать, так что это чисто сансарическая проблема.
Поэтому скажите себе: «До тех пор, пока у меня будут омрачения, у меня будут и желания. До тех пор, пока у меня будут желания, я буду испытывать те или иные страдания из-за неполучения желаемых объектов». И большая часть наших человеческих страданий относится именно к этой категории – к страданиям из-за неполучения желаемых объектов. Поэтому когда вы по утрам садитесь молиться, вы не можете даже правильно молиться. Вы не молитесь, чтобы Будда освободил вас от сансары. Вы не говорите: «Будда, пожалуйста, освободи меня от сансары». Садясь утром молиться, вы молитесь: «Будда или Бог, пожалуйста, дайте мне то, что я хочу, исполните мои желания. Скоро у моей дочки родится ребёнок, Будда, пожалуйста, пусть это будет внучка».
Итак, если у вас что-то есть – хорошо, если у вас чего-то нет – не имеет большого значения. Есть новая машина – это хорошо, нет ее – не страшно. Есть муж – хорошо, нет мужа – тоже хорошо. Есть жена – хорошо, нет жены – тоже хорошо. Думать: «Я несчастен, потому что у меня нет того или этого», – это очень неправильный подход. Женатые мужчины обычно, когда я говорю, что не иметь жену хорошо, слышат это и очень радуются. Потому что когда у них появляется жена, им уже не хочется её иметь. Когда я начинаю говорить обо всех недостатках наличия жены, они со мной радостно соглашаются, говорят: «Верно, верно». А когда я начинаю говорить о преимуществах наличия жены, люди, у которых нет жены, очень радуются и соглашаются со мной во всём: «Да, я тоже думаю про них, вот поэтому я и говорю, что мне нужна жена». Если у вас уже есть жена, вы должны думать, что иметь жену хорошо. А если у кого-то из вас нет жены, вы должны, наоборот, думать, что не иметь жену хорошо.
У нас совершенно неправильно устроена психика, нам всё время другая гора кажется более зеленой, чем та, на которой мы стоим, это неверно. Вы должны ценить то, что у вас есть, но не привязывайтесь к этому. Вы должны сказать: «Сансарический объект не может дать мне больше, чем это. Этот ещё хорошо по сравнению с другими сансарическими объектами. Моя жена достаточно хороша по сравнению с женой соседа, или муж достаточно хорош по сравнению с другим».
&3. Иметь спутника жизни – тоже проблема
У всех в жизни всё время возникают проблемы весом в один килограмм. Избавиться от этих килограммовых проблем вы всё равно не сможете, они будут сопровождать вас до самой смерти.
Когда вы были ребенком, у вас была проблема, что вам нужно было получить образование, это трудно. Потом вы получили образование, и перед вами встала новая проблема – отсутствие работы. Если у вас есть работа, у вас новая проблема – нет спутника жизни. Даже если вы найдете спутника жизни, у вас начнётся новая проблема от того, что он у вас есть. А потом у вас появляется проблема, что у вас нет ребёнка. Ваши родители всё время пристают к вам: «Почему ты не родишь нам внуков?». Всё время досаждают вас по этому поводу. Или люди говорят: «Почему у них до сих пор нет ребёнка? Они ведь уже так давно женаты». Из-за этого ваша проблема становится всё больше и больше.
Наконец-то у вас появляется ребенок, вы очень счастливы по этому поводу, но это не решает вашей проблемы, у вас возникает проблема оттого, что у вас есть ребёнок. Ребёнку надо дать образование, это ещё одна килограммовая проблема. Потом ребёнок не может найти работу, это ещё одна проблема. Даже если он находит хорошую работу, у него проблема, что ему надо найти спутника жизни. Если он женится, возникает ещё одна проблема оттого, что у него есть жена. Потом появляется проблема из-за отсутствия детей. Даже если у вас появляются внуки, вместе с ними у вас появляется ещё одна проблема – как им дать хорошее образование. К тому моменту вы уже ходите, опираясь на палочку, но ваши килограммовые проблемы всё ещё не решены. Вся ваша жизнь так проходит, как в сериале «Санта-Барбара».
Какой смысл в нашей жизни? Мы всю свою жизнь пытаемся разрешить одну килограммовую проблему за другой, но не можем разрешить эти проблемы вплоть до самой смерти. Мы умираем при наличии очередных килограммовых проблем. Когда вы сталкиваетесь с какой-то килограммовой проблемой, у вас в голове возникает идея, что вот она, основная проблема вашей жизни, если вы решите эту проблему, то вы будете счастливы. Вы думаете: «Вот тогда-то я точно буду очень счастлив». Если вы верите в Бога, то вы будете просить его: «Бог, пожалуйста, дай мне только это, больше я ни о чём тебя никогда не попрошу, только это мне нужно». Потому что в этот момент ваш ум совершенно ненормальный, он мыслит неправильно, видит всё только с одной стороны, не видит целостной картины.
Итак, ваш ум зацикливается на одной проблеме, эта проблема начинает казаться ему единственно важной в жизни. Вы уже готовы любым способом разрешить эту проблему, вот в чём ошибка. Когда вы идёте на всё, чтобы её разрешить, тем самым вы создаёте себе ещё большую проблему. Здесь приводится такой пример. Спереди у вас дыра в одежде, и когда на вас дует ветер, вам холодно, потому что он задувает вам, вы говорите: «Нужно немедленно разрешить эту проблему». Поскольку со спины вам нехолодно, вы срезаете кусок ткани с одежды на спине, делаете заплатку впереди и думаете: «Всё, моя проблема решена. Как хорошо». Но когда ветер меняет направление и начинает дуть вам в спину, вы говорите: «Как мне холодно, у меня же дырка на спине. Впереди мне пока нехолодно, дай-ка я срежу отсюда кусок ткани и поставлю там заплатку».
Иногда вы точно так же решаете свои проблемы. В своём нетерпении вы хотите решить проблему очень быстро, хотите получить результат немедленно, вам нужны быстрые методы, и поэтому вы используете всё, что у вас под рукой. А что у вас под рукой? Ваша одежда здесь, вам не надо искать, вы говорите: «Вот, у меня же есть одежда, есть ткань, отсюда я отрежу кусочек и поставлю заплатку». Взрослый человек сначала хорошенько рассмотрит все методы решения проблемы и проанализирует, не создаст ли ему использование этих методов новой проблемы. Если новой проблемы ему это не создаст, тогда он использует эти методы.
Если вы не замужем, не женаты, вы думаете: «Если я женюсь, то буду счастлив». Это заблуждение. Потому что, если вы женитесь, у вас начнутся новые проблемы.
Вы все время жалуетесь, что у вас нет мужа, и мечтаете о муже. «Геше Ла, пожалуйста, помолитесь о том, чтобы у меня появился муж, чтобы я вышла замуж!» Когда женщины просят меня об этом, я все время думаю про себя: «Они хотят, чтобы их лишили свободы». Они потеряют свою свободу. Пока они живут в одиночестве, без семьи, у них есть некоторая свобода, и они очень хотят ее потерять. Они просят, чтобы я помолился о том, чтобы у них кончилась вся свобода, чтобы они стали жить семейной жизнью, заниматься хозяйственными заботами, чтобы у них родился ребенок. У них тогда совсем не станет времени, и они даже на Учение не смогут приходить, поэтому я и не молюсь за это. Если даже меня просят, чтобы я помолился, чтобы кто-то вышел замуж, я говорю: «Не хочу молиться о том, чтобы они страдали». А потом они выходят замуж, у них появляется куча проблем. Они приходят ко мне и говорят: «Геше Ла, вы за меня молились, благодаря вашим молитвам, у меня появился муж, и появились проблемы».
Даже мама с папой желают своим детям встретить объект страданий – мужа или жену, чтобы у них родились дети – еще объекты страданий. Для этого читают молитвы. Папа не задумывается: «Я женился. Я был счастлив? Нет». Зачем надо думать, чтобы дети обязательно женились? Если бы вы женились и действительно стали бы счастливыми, тогда отлично, тогда вы можете желать своему сыну женитьбы.
Если вы вышли замуж – это хорошо, но не найти мужа – тоже вовсе не катастрофа, ведь муж – это объект страдания. Точно так же, не найдя жены, не порождайте фиксированной идеи: «Мне обязательно надо получить этот объект». Если он у вас есть – радуйтесь, а если нет – не беспокойтесь об этом. Это полезно знать, потому что тогда ум будет гибким.
&4. О монашестве
У людей вообще нет полной необходимости жениться и выходить замуж, всё зависит от ситуации. Вы должны сами трезво оценить свою ситуацию. Если в вашей ситуации вам лучше не жениться, не выходить замуж, значит, лучше не заключать ни с кем брака и жить одному. Всё зависит от ситуации. Если, с другой стороны, вам кажется, что лучше иметь спутника жизни, это тоже нормально. Не женитесь из-за давления общества, которое навязывает вам какие-то стереотипы, это большая ошибка. Думайте так: «У нас будут дети, и мы хотим, чтобы они приносили пользу обществу». На основании таких мыслей вырастает правильная пирамида. Думайте о благе многих людей, не только о своем. «Мне будет выгодно, мне будет удобно» – это неправильные мысли. Если вы женитесь с правильной мотивацией, это не будет противоречить буддийскому учению.
Я читал в текстах истории о том, как Бодхисаттвы в давние времена имели много жен и тысячи детей. Бодхисаттва думал, что благодаря тому, что у него много жен и много детей, он создаст очень здоровое общество. Именно с такой мотивацией он заводил много жен и детей. В каждой конкретной ситуации все зависит от мотивации. В той ситуации, когда людей в мире было мало, очень полезно иметь много жен и детей. Сейчас на Земле миллиарды людей, и большая семья уже не так важна.
В жизни не должно быть только одной установки: «В жизни всё должно быть так и никак иначе». Всё должно быть для вас хорошо и благотворно. «Если у меня есть муж, то у этого есть свои преимущества, он учит меня терпению. А если у меня мужа не станет, тоже будет очень хорошо, у меня будет больше времени для практики Дхармы». И для мужа то же самое: «Если у меня есть жена – это хорошо, она учит меня терпению. А если жены у меня не будет, тоже будет очень хорошо, у меня будет больше независимости, больше свободы для практики».
У хорошего шахматиста никогда нет какого-то одного фиксированного варианта игры. С самого начала игры он закладывает хорошую стратегию, а потом любой ход противника идёт ему на благо, помогает ему. Если вы говорите: «Я так пойду, а через пять ходов поставлю мат» – это детский мат. Вы много раз пытаетесь применять этот детский мат в своей жизни, поэтому не получаете желаемого. Всё непостоянно, поэтому ваши планы не должны быть очень жёсткими. Раз всё непостоянно, всё в любой момент может измениться. Хороший шахматист понимает, что противник в любой момент может сделать неожиданный ход, и тогда вся картина на доске изменится. Поэтому ему нельзя иметь только один план, он не должен видеть только один путь в своей игре, поэтому он создает хорошую стратегию и готов ко всему. Шахматная теория – это учение о том, как мы должны прожить свою жизнь. В России люди очень хорошо играют на шахматных досках, но в реальной жизни они постоянно ставят детский мат.
Рассмотрим, что говорит Лама Цонкапа о монашестве в Ламриме. Он говорит, что для освобождения от страданий лучшее положение – это монашество. Будучи монахом или монахиней, вы имеете гораздо больше благоприятных условий для практики и гораздо меньше отвлечений. Многие люди просят меня дать им посвящение в монашество, но я говорю: «Не сейчас, позже». Если человек, получив Учение о Четырех благородных истинах, глубоко обдумает это Учение, будет серьезно медитировать на него и с пониманием этого Учения захочет принять монашеские обеты, тогда я скажу: «Добро пожаловать» – и с радостью посвящу его в монахи. Но я не думаю, что будет много людей. Я думаю, лишь несколько человек достигнут такого понимания и на его основе захотят принять монашество.
Если у вас уже возникла мотивация Отречения, с такой мотивацией вы должны стараться стать монахом или монахиней. Если вы делаете это лишь для того, чтобы решить какие-то временные проблемы или получить какие-то временные преимущества, тогда особого смысла в этом нет. Но с чувством Отречения даже размышление о том, как было бы хорошо стать монахом или монахиней, имеют для вас большое преимущество.
Породив Отречение благодаря осмыслению этих тем, вы думаете: «Вначале Будда имел царство, все удовольствия жизни, но, увидев, что все это ничто иное, как форма страдания, он отрекся от этих благ. Сначала он принял обеты безбрачия, потом монашеские обеты, потому что осознал, что все в сансаре – лишь та или иная форма страдания. Так и я, осознав, что природа сансары есть страдание, хочу принять монашеские обеты». Если вы с таким чистым Отречением в сердце подойдете к Духовному Наставнику просить о монашеских обетах, каждый ваш шаг в направлении Духовного Наставника будет приносить вам больше заслуг, чем строительство сотни ступ.
Если в данный момент вашей жизни вы не имеете возможности стать монахом или монахиней или это трудно для вас, по крайней мере, молитесь о том, чтобы в будущей жизни с юного возраста встретить Духовного Наставника и под его руководством принять монашеские обеты, а затем всю жизнь заниматься только практикой Дхармы.
Лама Цонкапа говорит, что важно размышлять о недостатках жизни мирянина и преимуществах монашеской жизни. В мирской жизни, даже будучи богатым, вы страдаете из-за того, что пытаетесь сохранить это богатство. Если вы бедны, то страдаете от бедности, от необходимости во всем себе отказывать. Мирянину трудно прожить без желаний. Но чем больше у вас желаний, тем сильнее ваши страдания. Сначала вы страдаете от неполучения желаемого. Потеряв то, к чему были привязаны, вы страдаете от разлуки с желанным объектом. Сначала объекты будут уходить от вас, но в конечном итоге вы сами оставите все желанные объекты. Вы рождаетесь в этом мире в одиночестве и покинете этот мир, перейдете в следующую жизнь так же одиноко.
Итак, вы обрели драгоценную человеческую жизнь. Но когда настанет момент вашей смерти, оглянитесь назад и спросите себя: «Что я делал всю свою жизнь? Чего я достиг? В чем был смысл моей жизни?» Обуреваемые разнообразными желаниями, вы трудитесь, бегаете туда-сюда, чтобы получить желаемое. У вас столько разных дел, что нет времени даже на отдых. Обретя желаемое, вы начинаете страдать из-за того, что оно у вас есть. В конечном итоге вы расстаетесь с ним и уходите в следующую жизнь с пустыми руками, в полном одиночестве. Все то богатство, которое вы накопили, вы вынуждены оставить, вы не можете унести его с собой.
Чем больше вы будете думать об этом, тем глубже осознаете, что попытка поселиться надолго в ненадежном месте – большой недостаток, и это один из факторов, препятствующих освобождению от сансары. Если вы построите прекрасный ледяной дворец, он будет стоять до тех пор, пока на улице будет холодно. Но стоить выглянуть солнцу – и ваш дворец растает, станет водой. Подумайте об этом, и тогда что-то приоткроется в вашем сознании и, может быть, вы постигнете смысл жизни.
Лучшая основа для освобождения от сансары – это драгоценная человеческая жизнь. Из всех видов драгоценной человеческой жизни лучшая основа – это жизнь монаха или монахини. Сначала просто осознайте это, необязательно сразу принимать монашеские обеты. Думайте об этом, как о будущем проекте. Порождайте желание принять монашество в будущем. Например, моя мама говорила: «В этой жизни мне уже слишком поздно становиться монахиней, но я молюсь о том, чтобы в будущей жизни с раннего детства встретиться с Духовным Наставником и, приняв монашеские обеты, заниматься только Дхармой».
Но не думайте, что для вас монашество обязательно. Если, оставаясь мирянином, практиковать искренне, тоже возможно достичь освобождения. Но в целом монашество является более благоприятной основой для освобождения. «Если же вы – монах или монахиня и при этом стремитесь к накоплению материальных вещей, - говорит Лама Цонкапа, - вы теряете саму цель вашего монашества. Хотя вы облачены в монашеские одежды, по сути дела, вы ничем не отличаетесь от мирян». Так вы отказываетесь от одного мирского дома и обретаете новый мирской дом в монастыре. На самом деле это очередная форма мирской жизни. Какой в этом смысл? Поэтому монахи и монахини должны жить как можно проще, довольствоваться тем, что они имеют.
Также Лама Цонкапа говорит: «В мирской жизни трудно не лгать». Для того чтобы чего-то достичь в миру, вам приходится прибегать ко лжи. Кроме того, когда кто-то причиняет вам ущерб, пытается злоупотреблять вами, если вы относитесь к этому мягко, не дадите резкий отпор этому человеку, вы не сможете долго выносить подобное. «Поэтому, - говорит Лама Цонкапа, - тем, кто стремится к накоплению богатства добродетели, тяжело продолжать жить мирской жизнью». Живя в миру, трудно накапливать добродетели, потому что основные деяния Дхармы – мирные. Мирскую деятельность можно осуществлять лишь гневным способом или сопряженным с применением силы. Например, если вас окружают десять собак, а вам нужно добыть кусок мяса, вам будет трудно сделать это, не применяя силу. Вы же не станете увещевать их: «Пожалуйста, соблюдайте очередь, каждый получит свой кусочек». Вам придется гневно отгонять собак от себя, чтобы достичь желаемого.
Лама Цонкапа говорит: «Как человек, желающий себе добра, может радоваться мирской жизни? Неужели такого человека не порадует обет безбрачия?» Но вам не следует сразу бросать мирскую жизнь и уходить в монашество. Молитесь о том, чтобы в будущем, в будущей жизни это стало для вас возможным. Лама Цонкапа говорит: «Размышляй о недостатках жизни мирянина и о преимуществах обета безбрачия, молись о том, чтобы в будущем обрести монашество». Также Лама Цонкапа цитирует геше Шараву: «В то время как домохозяева заняты мирскими делами, монах, облачившись в шафрановые одежды, должен мирно прошествовать мимо, чтобы произвести на них впечатление. Увидев монаха, они подумают про себя: «Этот монах такой счастливый, вот бы в будущем мне стать монах!» Такими мыслями они создают благую причину для того, чтобы в будущем действительно стать монахами».
Лама Цонкапа говорит, что, когда вы станете монахом или монахиней, у вас появится благоприятная основа для развития многих добродетелей и ваша жизнь станет благоприятствовать практике Дхармы. Поэтому наилучшая основа для освобождения от сансары – не просто драгоценная человеческая жизнь, а именно жизнь монаха или монахини. Преимущества монашеской жизни, обеты или правила монашеского подробно описаны в сутрах Винаи.
Нравственность необязательно должна быть нравственностью монаха или монахини. Миларепа и Дромтонпа не были монахами. Очевидно, вы можете практиковать нравственность и будучи мирянином. Конечно, в целом у монахов более благоприятные условия для практики, но, если вы достаточно сильный человек, вы можете оставаться практикующим мирянином. Вы должны сами сделать выбор, исходя из особенностей вашей ситуации. Вы не обязаны принимать монашеские обеты. Первоочередная практика нравственности – это несовершение десяти негативных карм. На уровне тела – это отказ от убийства, воровства и сексуальной распущенности, на уровне речи – отказ от лжи, клеветы, грубой речи и пустой болтовни. На уровне ума – необходим отказ от желания завладеть чужим, злонамеренности и ложным воззрений. И это станет одной из основных причин гармонии в вашей семье.
Сейчас у нас нет основы нравственности, потому что мы не практикуем ее. Дикий слон нашего ума, а за ним и наши тело и речь своими действиями все время вступают в противоречие с законом кармы. Из-за этого мы постоянно страдаем. Игнорирование закона кармы подобно принятию яда. Мы все время пьем яд и от этого все больше страдаем. Поэтому сначала мы должны укротить безумного слона своего ума, приучая его к нравственности несовершения десяти негативных карм, далее нам необходимо стараться хранить максимально чисто все обеты, которые у нас есть.
Будда говорил, что жизнь нравственного человека очень богата, а его ум здоров и пребывает в покое. Ум неэтичных людей становится пустым и несчастным, а также очень сухим. Поэтому нравственное поведение весьма важно для повседневной жизни. Это основной источник вашего счастья, а также счастья окружающих людей. Если муж и жена ведут себя этично, живут в гармонии, в этой семье по-настоящему высокий уровень жизни.
&5. Основные заблуждения в нашей жизни
Одна из основных причин, почему у нас до сих пор так много проблем, – то, что нам кажется, будто сансара – это то место, где можно испытать счастье. Поэтому мы по-прежнему ищем счастья в сансаре. Это обман. У нас существует очень много заблуждений, но первоочередное наше заблуждение – это то, что мы страдание принимаем за счастье. В сансаре нет никакого настоящего счастья, а мы полагаем, что в сансаре счастье есть. Это наша первая ошибка.
Второе наше заблуждение состоит в том, что уродство мы считаем красотой. Желанные объекты кажутся нам красивыми, но в действительности они лишены красоты, они состоят из тридцати шести нечистых составляющих. Если причина такова, то и результат будет аналогичный. Если нечто состоит из тридцати шести грязных вещей, то как это нечто может быть прекрасным? Но когда мы видим это, то забываем, что стало причиной этого.
Третье заблуждение: считать непостоянное постоянным
Еще одно заблуждение: отсутствие самобытия считать самобытием. Есть хорошая западная поговорка: «Красота – в глазах смотрящего». У нас есть три вида ощущений: приятные, неприятные, нейтральные. Если при контакте со зрительным органом какой-то объект вызывает приятные ощущения, то мы считаем его красивым. Другими словами, красота существует с точки зрения объекта и субъекта и имеет взаимозависимое происхождение. Буддизм говорит, что самосущей красоты, которая была бы сама по себе, не существует.
Наш ум цепляется к этому объекту привязанности, как к чему-то очень надежному, постоянному, и к его красоте, как к объективно и постоянно существующему качеству. Тут же у нас в уме возникает аспект привязанности, желания, и следом возникают другие омрачения. Когда вы ясно понимаете, что любой объект непостоянен и является временным сочетанием каких-то элементов, то он перестает быть объектом привязанности. Если нет привязанности, то не возникают и другие омрачения. Поэтому буддизм тщательно анализирует объект, чтобы понять истинную природу этого объекта. Действительно ли он существует таким образом, каким проявляется? Путем такого анализа буддизм приходит к понятию Пустотности. Неверное понимание истинной природы объекта является причиной всех омрачений, поэтому важен правильный анализ.
Из-за непонимания вышеперечисленных истин мы считаем, что мы должны жениться, родить детей и так далее. И это становится очередной цепью, которая приковывает нас к сансаре. Итак, объекты наших желаний мы видим именно так: извращенно, искаженно. Из-за этой ложной видимости мы влечемся к этим желанным объектам и дальше планируем пребывать в сансаре, нисколько не желая освободиться от сансары.