Теория государства Джона Локка
Важнейшей для становления новой государственности Европы и, как представляется, краеугольным камнем всей современной философии права становится концепция общественного договора Локка, изложенная им в работе «Два тракта о правлении».
Итак, учение о природе общества и государства сыграло выдающуюся роль в истории Европы, так как в нем была обоснована идея разделения властей, которая была разработана Локком в контексте теории происхождения власти и государства, возникающего из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Свобода по Локку – это возможность следовать законам природы, данным Богом. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни, свободе и собственности другого. Из этого закона в духе пантеистического индивидуализма Валлы вытекает обязанность для каждого сохранять себя и других. А отсюда – для каждого существуют равные права на два вида власти: делать всё необходимое для сохранения себя и других и наказывать за преступление против этого закона.
Принцип сохранения себя и другого является отправной точкой рассуждений мыслителя. Вспомним, что сохранения себя, как живого и здорового – это один из основных принципов этики индивидуализма, построенных на фундаменте пантеизма. Согласно рассуждениям Локка, человек обязан заботиться о своем теле, ибо оно всецело принадлежит ему. Будучи собственником своего тела, мы обязаны поддерживать его. Основной целью поддержания тела являются удовольствия и удовлетворение его потребностей. А вот далее мы можем убедиться во всем величии локковского философского романтизма и оптимистичности того мировоззренческого фундамента, на котором стояла общефилософская, этическая и правовая парадигма Нового времени. Парадигма, ставшая основой строения раннекапиталистических отношений, и разрушение которой, исследованное, в частности, Руссо и Марксом, привело к деградации концепции империализма и к трансформации капитализма в так называемые «либеральные демократии».
Итак, что же является основным средством удовлетворения жизненно важных потребностей человека. Согласно Локку – это труд. Именно личный труд человека, т. е. его целесообразная деятельность. Являясь собственником, к тому же и своего труда, человек должен иметь право собственности на «всё то, что он смешивает со своим трудом». Так появляется классическое определение частной собственности, у истоков которого стоял Локк. И именно его философские положения легли в основу святая святых североамериканской «демократии» – «Декларации независимости США».
Таким образом, правом, цементирующим государственность у Локка, оказывается право на собственность как гарантирующее и жизнь, и свободу. И теория договора вращается здесь именно вокруг гарантии и поддержания незыблемости частной собственности. И государство обязано главной своей задачей ставить ее охрану, а свержение политического режима тоже возможно, если право собственности под угрозой.
Крупный собственник у Локка (что логично) обладает бóльшими политическими правами, следовательно, и у него сильнее влияние. Однако он же и имеет гораздо более существенные обязанности и насеет серьезные социальные повинности, призванные возместить государству усилия по охране собственности большого объема. Вся политическая жизнь и правовые отношения у Локка строятся через призму охраны священного права собственности.
В своей этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное – как беду. Высший закон общественных отношений – всеобщее благо.
Как философ религии, Локк учил: то, что Бог является наивысшим существом, пожалуй, абсолютно истинно, а вот возможно ли божественное откровение – может судить только разум, но не церковная догма. Здесь Локк близок к естественной религии. Напомним, что естественная религия – свободное религиозно-философское течение, возникшее в эпоху Нового времени и получившее особенно широкое распространение в Англии. Течение, которое из недогматического толкования духа Библии и из основных религиозных идей, общих религиям всех времен и народов, выводит разумный характер религии, который является одновременно и «естественным». Естественная религия отстаивает 5 основных религиозных идей: 1) существование наивысшего существа; 2) его право на уважение; 3) долг быть набожным и нравственным; 4) голос раскаяния, т. е. совести; 5) награда или наказание на том свете как воздаяние за поведение в этом мире.
2. Социальные представления классиков английской политической экономии (У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо).
У. Петти Экономические воззрения У. Петти в истории английской политэкономии представляли переходную эпоху от меркантилизма к классической школе. В вопросах экономической политики У. Петти во многом ещё стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодолевая его догмы. Так, например, золото и серебро он считал преимущественной формой богатства, а заботу о пополнении денег — одной из важнейших забот государства. По его мнению, драгоценные металлы нужны для всех времён, для всех мест. Он поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше барыша, чем сельское хозяйство, а торговля — больше, нежели промышленность. У. Петти ратовал за торговую экспансию. Вместе с тем укреплялось его убеждение в том, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У. Петти преодолел влияние меркантилизма.
В отличие от меркантилистов У. Петти выяснил внутренние зависимости, сущность изучаемых экономических явлений. Хотя его интересовала главным образом количественная сторона изучаемых процессов, он сделал большой шаг вперёд в развитии экономической теории.
Это проявилось прежде всего в учении о стоимости. Трудовая теория стоимости, которая берет свое начало от У. Петти, явилась важнейшим отправным пунктом, от которого началось исследование внутренних зависимостей производства.
Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. Он рассматривал её в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определённое число лет. Петти дал оригинальный расчёт, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое определялось продолжительностью совместной жизни представителей трех поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год. Такой расчет был произвольным и не решал проблемы. Для ее научного понимания требовалось знание природы ссудного процента, который у Петти выступал не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты. Прибыли как особой, отличной от ренты, категории, Петти не выделял.
Адам Смит
Знакомство с творчеством А. Смита начнем с того, что он понимал под предметом изучения экономической науки. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) в этом качестве он выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Уже первые слова, с которых начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты», — позволяют понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа».
Таким образом, А. Смите первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд.Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».
Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время в отличие, скажем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает,рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия«экономический человек» и «невидимая рука».