Эпилог по поводу средств от приманок похоти
Чтобы охватить теперь коротко -- вот в чем самое главное, вот чтообезопасит тебя от соблазнов плоти: прежде всего остерегайся и тщательнымобразом избегай всяческих случайностей. Эту заповедь надо соблюдать также иво всех остальных делах, потому что тот, кто любит опасность, заслуживаеттого, чтобы от нее погибнуть. Однако это главным образом такие сирены, откоторых почти никто не ушел, за исключением тех, кто убежал далеко. Далее --умеренность в пище и в сне, воздержание даже и от дозволенных наслаждений,память о собственной своей смерти и размышление о смерти Христовой. Помогути другие средства, если ты будешь жить вместе с чистыми и непорочнымилюдьми, если ты, как чумы, будешь избегать разговоров с испорченными ислабыми людьми, если будешь чуждаться праздного одиночества и ленивойпраздности; старательно упражняй свой дух размышлениями о делах небесных иблагородными занятиями. Больше всего, однако, поможет тебе, если ты всемсердцем посвятишь себя исследованию Священных Писаний; если часто и с чистойдушой будешь молиться, а тем более если тебе угрожает искушение. Если ты почувствуешь, что ты или от природы склонен к порокусребролюбия, или же дьявол тебя подстрекает к этому, в соответствии сизложенными выше правилами вспомни о достоинстве твоего призвания: ты былизбран и искуплен только для того, чтобы ты всегда наслаждался высшимблагом. Ведь Бог создал все эти подмостки мира для того, чтобы все служилотвоим потребностям. Как низко, как малодушно не пользоваться вещами тупыми иничтожными, а столь сильно восхищаться ими. Отбрось человеческоезаблуждение. Чем станет тогда золото и серебро, как не землей -- красной ибелой? Ты -- ученик бедного Христа, призванный для владения гораздо лучшим,станешь восхищаться как чем-то великим тем, что презирали все языческиефилософы? Великолепно не владение богатством, а презрение к богатству.Однако мне возражает чернь, носящая только название христиан, и радуется,что она хитрейшим образом сама себя обманывает. Эти люди говорят: "Саманеобходимость убеждает нас, чтобы мы копили имущество, без которого нельзябыло бы жить. У кого оно более скудное, тот живет слишком неудобно; если онозначительнее и богаче, то приносит много удобства. Оно сберагает здоровье,заботится о детях, ссужает друзей, исключает презрение, наконец, и славыбольше у того, кто богаче". Среди нескольких тысяч христиан ты едва сыщешьодного-другого, кто не говорил бы так и не думал. Однако, чтобы ответить имна то и на другое, прежде всего потому, что они прикрывают свою алчностьименем необходимости, я хочу противопоставить им, в свою очередь,евангельскую притчу о лилиях и птицах, живущих один день, -- подражать имнас убеждал Христос. Хочу противопоставить и то, что Он не разрешил своимиметь ни сумы, ни даже маленького мешка. Хочу противопоставить то, что Онприказывает, оставив прочее, прежде всего искать царства Божьего и обещает,что к этому все приложится. Неужели когда-нибудь не хватало необходимого дляжизни тем людям, которые всем сердцем стремились к благочестию? Ведь какмало то, что требует от нас природа! А ты измеряешь необходимость непотребностями природы, а целями желаний. Однако благочестивым людямдостаточно того, чего мало природе. Хотя я, конечно, не очень удивляюсь итем, которые вдруг оставляют все свое состояние для того, чтобы бесстыдновыпрашивать чужое. В обладании деньгами нет греха, но восхищение деньгамисочетается с пороком. Если богатство течет к тебе, исполни долг доброгоупраляющего. Если отняли его, не терзайся так, будто лишился чего-товеликого, а скорее радуйся, что с тебя сняли опасную ношу. Но того, ктоглавным занятием жизни считает собирание сокровищ, кто видит в них нечтодостославное и желанное, хранит их до глубокой Несторовой старости,возможно, по праву назовут хорошим купцом, однако я никак не назову хорошимхристианином того, кто полностью зависит от себя и не верит обетованиямХристовым. Как же иначе! Тот, Чья милость щедро кормит и одевает воробушков,разве обманет благочестивого человека, верящего в Него? Однако подсчитаем, какие выгоды, как они полагают, приносит богатство.Во-первых, даже по мнению языческих философов, среди полезных благ богатствозанимает последнее место. И хотя, следуя разделению Эпиктета, за исключениемдобродетели духа, все остальное находится вне человека, ничто не находитсядо такой степени вне, как деньги, и ничто не приносит меньше выгоды. Дажеесли ты один владеешь всем золотом, какое только есть, всеми драгоценнымикаменьями, разве станет от этого твой ум хоть на волос лучше, ловчее,ученее? Разве это благоприятствует телесному здоровью? Разве делает сильнее,красивее, моложе? -- Но доставляет наслаждения. -- Однако смертоносные. --Но приобретает честь. -- Однако какую? -- Разумеется, ложную, которуювоздают те, которые восхищаются не иначе как глупостью и нравиться которымпочти оскорбительно. Истинная честь быть хвалимым похваленными, высшая честь-- Христу понравиться! Истинная честь -- награда за добродетель, а не забогатства. Сброд уступает тебе, почитает тебя глупец, они восхищаются твоейодеждой, а не тобой. Почему ты не спустишься в самого себя и не посмотришьна несчастную бедность своей души? Если бы увидел ее народ, то решил бы, чтотебя следует жалеть столь же сильно, сколь сейчас они превозносят твоесчастье. -- Ноденьги создают друзей. -- Я согласен, од-наколожных. Онисоздают друзей не тебе, асебе. Поэтому богач -- наинесчастнейший человек:ведь он никак не может узнать друзей. Один ненавидит его в душе за скупость,другой завидует, потому что он богаче; третий, добиваясь чего-то для себя,поддакивает, улыбается, объедается. Кто с виду любезней всех, молится оскорейшей смерти. Никто не любит богача настолько, чтобы желать ему жизни, ане смерти. Нет такого друга, который сказал бы правду. Если даже и найдетсятакой, который искренне любит богатого, богатый не может жить безподозрения. Он считает всех коршунами, которые с нетерпением дожидаютсятрупа, мухами, слетающимися на его добро. Поэтому все, что приносит выгоду,кажется приукрашенным, темным, обманчивым. Богатство приносит очень многонастоящего зла и отнимает очень много настоящего добра. Если ты предпримешьподсчет прибыли и убытка, то, конечно, обнаружишь, что богатство никогда неприносит много удобств, но влечет за собой гораздо больше неудобств. Какимнесчастным трудом оно добывается, с каким риском, с какой тревогойсохраняется, с каким горем утрачивается! По этой причине Христос и называетбогатство терновником, так как тысячью забот оно терзает душевный покой,слаще которого у человека ничего нет. Оно никогда не утоляет жажду, авозбуждает ее более и более, ввергает во всякий грех и бездну. Не обманывайсебя попусту, говоря: "Ничто не мешает быть одновременно богатым иблагочестивым". Помни, что сказала Истина: "Легче верблюду пройти сквозьигольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное". У святого Иеронимасказано ясно и верно, что богатый человек или господин, или наследник зла.Огромное состояние никогда нельзя ни приобрести, ни сохранить без греха.Подумай о том, насколько лучшие богатства у тебя отнимают. Каждый, ктовосхищался золотом, ненавидит предрасположенность к добродетели, ненавидитблагородные искусства. Кроме того, один порок алчности Павел называетидолослужением, с ним у Христа менее всего общего. Ты не можешь служитьодновременно и Богу и маммоне.
ПРОТИВ ИСКУШЕНИИ АЛЧНОСТИ