Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
О максимальном треугольнике мы кратко сказали; продолжим сходнымобразом о бесконечном круге. Круг есть фигура, совершенная по единству и простоте. Но, как ужедоказано выше, треугольник есть круг. Так же и троичность есть единство. Сдругой стороны, это единство бесконечно, как бесконечен круг. Поистине онобесконечно более едино и тождественно, чем какое бы то ни было выразимое ипостижимое нами единство, ведь тождество здесь так велико, что предшествуетвсем, даже прямым противоположностям, потому что ни другое, ни различное емуздесь не противоположны. По этой причине, ввиду бесконечного единствамаксимума, все ему присущее есть он сам без внутренних различий иинаковости: так, премудрость не есть в нем что-то другое по сравнению с егодобром, а то же самое, ведь всякое различие в нем есть тождество; егомогущество как предельно единое предельно крепко и бесконечно; а егосовершенно единая длительность такова, что прошедшее в ней не иное длябудущего, а будущее не иное для настоящего, но все суть нераз-дельнейшеединая длительность, или вечность, без начала и конца, потому что начало внем так велико, что и конец в нем -- начало. Все это являет собойбесконечный круг, вечный без начала и конца, нераздельно единый ивсеобъемлющий. Еще. Поскольку это максимальный круг, его диаметр тоже максимален, араз многих максимумов не может быть, такой круг до того един, что егодиаметр есть окружность. Но у бесконечного диаметра бесконечна и середина,середина же есть центр; значит, центр, диаметр и окружность у такого кругатождественны. Наше незнание учится отсюда непостижимости максимума, которомуне противоположен минимум и в котором центр есть окружность. Ты видишь, чтопростой и неделимый максимум целиком залегает внутри всего как бесконечныйцентр, что он извне всего охватывает все как бесконечная окружность и что онвсе пронизывает как бесконечный диаметр. Он начало всего как центр, конецвсего как окружность, середина всего как диаметр. Он действующая причина какцентр, формальная причина как диаметр, целевая причина как окружность. Ондарует бытие как центр, правит как диаметр, хранит как окружность, -- имногое в том же роде. Ты начинаешь понимать разумом, что максимум ничему в мире не тождествени ни от чего не отличен, но что все в нем, из него и через него, посколькуон окружность, диаметр и центр. Не то что он есть круг или окружность,диаметр или центр; нет, он -- только простейший максимум, который мыисследуем через эти уподобления, убеждаясь, что он охватывает всесуществующее и несуществующее, так что небытие в нем есть максимальноебытие, как минимум -- максимум. Кроме того, он -- мера всякого круговращения, например превращения извозможности в действительность и возвращения из действительности ввозможность, всякого сложения начал в индивиды и разложения индивидов наначала, всяких совершенных круглых форм и кругообразных действий и движений, происходящих вокруг себя и возвращающихся к началу, и всех вообще подобныхвещей, единство которых состоит в некоем постоянстве круговра-щения. Из фигуры круга можно было бы извлечь многое относительно совершенстваединого, но для краткости пропускаю вещи, которые каждый на основанииизложенного легко выведет сам. Прошу только заметить, что всякая теологияимеет характер круга и опирается на круг, причем даже названия божественныхатрибутов определяются взаимно друг через друга, образуя круг: например,высшая справедливость есть высшая истина, а высшая истина есть высшаясправедливость, и так в отношении всего. Если захочешь продолжить отсюдаразыскание, бесчисленные прежде скрытые истины теологии могут стать тебесовершенно ясными.
О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Впрочем, чтобы и на деле убедиться, как вышесказанное способно углубитьнаше понимание, применим его к разысканию о Божественном провидении. Поскольку, как очевидно из предыдущего, в Боге свернуто все, дажепротивоположности, ничто не может избежать Его провидения: сделаем мычто-нибудь, сделаем противоположное тому или ничего не сделаем -- все ужебыло заключено в провидении Бога. Поэтому ничто не случится иначе каксогласно Божьему провидению. Потом, хотя Бог мог предусмотреть в своем провидении многое, чего непредусмотрел и не предусмотрит, а также предусмотрел многое, чего мог непредусматривать, однако ничего ни добавить к Божественному провидению, ниубавить от него нельзя. Возьмем в сравнении. Человеческая природа проста иедина. Если даже родится человек, рождение которого никогда не ожидалось, кчеловеческой природе ничего не прибавится, как ничего от нее не убавится,если он не родится, и как ничего не убавляется, когда умирают родившиеся;причина в том, что человеческая природа свернуто заключает как людей,которые существуют, так и людей, которые не существуют и не будутсуществовать, хотя могли бы. Точно так же, хоть бы случилось то, что никогдане случится, все равно к Божественному провидению ничего бы не прибавилось,потому что оно свернуто заключает как происходящее, так и не происходящее,но могущее произойти. Теперь, как в материи многое, чего никогда не произойдет, заключеновозможным образом, так, наоборот, все, что не произойдет, но можетпроизойти, пребывая в Божественном провидении, пребывает там непотенциально, а актуально, причем отсюда не следует, что оно существует в[материальной] действительности. Как мы говорим, что человеческая природаимплицирует и заключает в себе бесконечное число созданий -- ведь онаохватывает не только людей, которые были, есть и будут, но и которые могутбыть, хотя никогда не будут, и тем самым заключает изменчивое неизменнымобразом, подобно тому как бесконечное единство заключает в себе всякоечисло, -- так Божие провидение имплицирует и то, что произойдет, и то, чтоне произойдет, а только может произойти, в том числе противоположныесобытия, подобно тому как род имплицитно соединяет в себе противоположныеразличия. Наконец, все, что Божие провидение знает, оно знает не по-разному, не взависимости от времени; ведь оно знает будущее не как будущее и прошлое некак прошлое, но вечным образом, и изменчивое -- неизменным образом. В силуэтой непреложности и неизменности ничто не может от него ускользнуть;недаром все относящееся к провидению считается необходимостью, исправедливо, потому что все в Боге есть Бог, а Он -- абсолютнаянеобходимость. Таким образом ясно, что события, которые никогда непроизойдут, пребывают в Божественном провидении вышесказанным способом, хотьим не предусмотрено сбыться, и что Бог необходимо предусмотрел в своемпровидении то, что предусмотрел, поскольку Его провидение необходимо инеизменно, хоть Он мог предусмотреть и противоположное тому, чтопредусмотрел. Ведь с полага-нием свернутого единства еще не полагаетсясвернутая в нем вещь, но с полага-нием развертывания [этого единства]обязательно полагается и его свернутость; скажем, хоть завтра я могу читатьили не читать, что я ни сделаю, я не избегну провидения, охватывающегопротивоположности. Словом, что бы я ни сделал, все произойдет согласноБожественному провидению. Итак, вышеизложенное учение о том, что максимум предшествует всякомупротивоположению, поскольку так или иначе охватывает и свертывает все,позволило нам узнать нечто истинное о Божественном провидении и другихсходных вещах.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО ШАРА НА АКТУАЛЬНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО БЫТИЯ Надо еще рассмотреть вкратце то, что касается бесконечного шара. А именно: мы обнаруживаем у бесконечного шара три сходящиеся в центремаксимальные линии длины, ширины и глубины. Но центр максимального шараравен диаметру и окружности, и, значит, центр у него равен этим трем линиям;вернее, центр и есть все эти линии, то есть длина, ширина и глубина. Такимже образом простейший и бесконечный максимум будет всякой длиной, шириной иглубиной, которые в нем суть единая и простейшая максимальная неделимость.Как центр он предшествует всякой ширине, длине и глубине, и он же их конец исередина, поскольку в бесконечном шаре центр, ширина и окружностьтождественны. Как бесконечный шар всецело действителен и совершено прост,так максимум совершенным и простейшим образом актуален, и как шар естьдействительность линии, треугольника и круга, так максимум -- актуальностьвсего: всякое действительное существование от него получает всю своюактуальность и всякое существование существует действительным образом ровнонастолько, насколько пребывает в его бесконечном акте. Поэтому максимум есть форма форм и форма бытия, или максимальноеактуальное бытие. Глубоко было прозрение Парменида, говорившего, что Богесть то, для чего быть всем, что есть, значит, быть всем тем, что оно есть.В самом деле, как шар есть последнее совершенство фигур, больше которогонет, так максимум есть совершеннейшее совершенство всего настолько, что всенесовершенное в нем есть высшее совершенство, как бесконечная линия естьшар, а [бесконечная] кривизна -- прямизна: составность в нем -- простота,различие -- тождество, инаковость -- единство и так далее. Как может бытькакое-то несовершенство там, где несовершенство есть бесконечноесовершенство, возможность -- бесконечная действительность и так далее? Через подобие максимума максимальному шару мы ясно видим теперь, что онесть единая простейшая и точнейшая мера всей Вселенной и всего существующегово Вселенной, раз целое в нем не больше, чем часть, как шар не больше, чембесконечная линия. Бог есть единое простейшее основание всего мировогоцелого, и как после бесчисленных круговращений возникает шар, так и Бог,наподобие максимального шара, есть простейшая мера всех круговращений, ведьвсякое животворчество, всякое движение и понимание от Него, в Нем и черезНего. У Него одно обращение восьмой сферы не меньше, чем ее бесконечныеобращения, потому что Он -- конец всех движений, в котором всякое движениеуспокаивается как в своей цели; ведь Он есть максимальный покой, в которомвсякое движение есть покой, и Его максимальный покой есть так же мера всехдвижений, как максимальная прямизна -- мера всех круговращений, амаксимальное настоящее, или вечность, -- мера всех времен. Итак, все природные движения покоятся в Боге как в конечной цели ивсякая возможность осуществляется в Нем как в бесконечном акте; и посколькуОн бытийность всякого бытия, а всякое движение стремится к бытию, то Он естьпокой движения, Его конечная цель как последняя форма и действительностьбытия. Все сущее стремится поэтому к Нему; но поскольку вещи конечны и немогут быть в совершенно одинаковой мере причастны последней цели, то одниприобщаются к ней через посредство других, как линия возводится к шару черезпосредство треугольника и круга, треугольник -- через посредство круга, акруг -- сам через себя.
ГЛАВА 22
О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Впрочем, чтобы и на деле убедиться, как вышесказанное способно углубитьнаше понимание, применим его к разысканию о Божественном провидении. Поскольку, как очевидно из предыдущего, в Боге свернуто все, дажепротивоположности, ничто не может избежать Его провидения: сделаем мычто-нибудь, сделаем противоположное тому или ничего не сделаем -- все ужебыло заключено в провидении Бога. Поэтому ничто не случится иначе каксогласно Божьему провидению. Потом, хотя Бог мог предусмотреть в своем провидении многое, чего непредусмотрел и не предусмотрит, а также предусмотрел многое, чего мог непредусматривать, однако ничего ни добавить к Божественному провидению, ниубавить от него нельзя. Возьмем в сравнении. Человеческая природа проста иедина. Если даже родится человек, рождение которого никогда не ожидалось, кчеловеческой природе ничего не прибавится, как ничего от нее не убавится,если он не родится, и как ничего не убавляется, когда умирают родившиеся;причина в том, что человеческая природа свернуто заключает как людей,которые существуют, так и людей, которые не существуют и не будутсуществовать, хотя могли бы. Точно так же, хоть бы случилось то, что никогдане случится, все равно к Божественному провидению ничего бы не прибавилось,потому что оно свернуто заключает как происходящее, так и не происходящее,но могущее произойти. Теперь, как в материи многое, чего никогда не произойдет, заключеновозможным образом, так, наоборот, все, что не произойдет, но можетпроизойти, пребывая в Божественном провидении, пребывает там непотенциально, а актуально, причем отсюда не следует, что оно существует в[материальной] действительности. Как мы говорим, что человеческая природаимплицирует и заключает в себе бесконечное число созданий -- ведь онаохватывает не только людей, которые были, есть и будут, но и которые могутбыть, хотя никогда не будут, и тем самым заключает изменчивое неизменнымобразом, подобно тому как бесконечное единство заключает в себе всякоечисло, -- так Божие провидение имплицирует и то, что произойдет, и то, чтоне произойдет, а только может произойти, в том числе противоположныесобытия, подобно тому как род имплицитно соединяет в себе противоположныеразличия. Наконец, все, что Божие провидение знает, оно знает не по-разному, не взависимости от времени; ведь оно знает будущее не как будущее и прошлое некак прошлое, но вечным образом, и изменчивое -- неизменным образом. В силуэтой непреложности и неизменности ничто не может от него ускользнуть;недаром все относящееся к провидению считается необходимостью, исправедливо, потому что все в Боге есть Бог, а Он -- абсолютнаянеобходимость. Таким образом ясно, что события, которые никогда непроизойдут, пребывают в Божественном провидении вышесказанным способом, хотьим не предусмотрено сбыться, и что Бог необходимо предусмотрел в своемпровидении то, что предусмотрел, поскольку Его провидение необходимо инеизменно, хоть Он мог предусмотреть и противоположное тому, чтопредусмотрел. Ведь с полага-нием свернутого единства еще не полагаетсясвернутая в нем вещь, но с полага-нием развертывания [этого единства]обязательно полагается и его свернутость; скажем, хоть завтра я могу читатьили не читать, что я ни сделаю, я не избегну провидения, охватывающегопротивоположности. Словом, что бы я ни сделал, все произойдет согласноБожественному провидению. Итак, вышеизложенное учение о том, что максимум предшествует всякомупротивоположению, поскольку так или иначе охватывает и свертывает все,позволило нам узнать нечто истинное о Божественном провидении и другихсходных вещах.
ГЛАВА 23
ПЕРЕНЕСЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО ШАРА НА АКТУАЛЬНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО БЫТИЯ Надо еще рассмотреть вкратце то, что касается бесконечного шара. А именно: мы обнаруживаем у бесконечного шара три сходящиеся в центремаксимальные линии длины, ширины и глубины. Но центр максимального шараравен диаметру и окружности, и, значит, центр у него равен этим трем линиям;вернее, центр и есть все эти линии, то есть длина, ширина и глубина. Такимже образом простейший и бесконечный максимум будет всякой длиной, шириной иглубиной, которые в нем суть единая и простейшая максимальная неделимость.Как центр он предшествует всякой ширине, длине и глубине, и он же их конец исередина, поскольку в бесконечном шаре центр, ширина и окружностьтождественны. Как бесконечный шар всецело действителен и совершено прост,так максимум совершенным и простейшим образом актуален, и как шар естьдействительность линии, треугольника и круга, так максимум -- актуальностьвсего: всякое действительное существование от него получает всю своюактуальность и всякое существование существует действительным образом ровнонастолько, насколько пребывает в его бесконечном акте. Поэтому максимум есть форма форм и форма бытия, или максимальноеактуальное бытие. Глубоко было прозрение Парменида, говорившего, что Богесть то, для чего быть всем, что есть, значит, быть всем тем, что оно есть.В самом деле, как шар есть последнее совершенство фигур, больше которогонет, так максимум есть совершеннейшее совершенство всего настолько, что всенесовершенное в нем есть высшее совершенство, как бесконечная линия естьшар, а [бесконечная] кривизна -- прямизна: составность в нем -- простота,различие -- тождество, инаковость -- единство и так далее. Как может бытькакое-то несовершенство там, где несовершенство есть бесконечноесовершенство, возможность -- бесконечная действительность и так далее? Через подобие максимума максимальному шару мы ясно видим теперь, что онесть единая простейшая и точнейшая мера всей Вселенной и всего существующегово Вселенной, раз целое в нем не больше, чем часть, как шар не больше, чембесконечная линия. Бог есть единое простейшее основание всего мировогоцелого, и как после бесчисленных круговращений возникает шар, так и Бог,наподобие максимального шара, есть простейшая мера всех круговращений, ведьвсякое животворчество, всякое движение и понимание от Него, в Нем и черезНего. У Него одно обращение восьмой сферы не меньше, чем ее бесконечныеобращения, потому что Он -- конец всех движений, в котором всякое движениеуспокаивается как в своей цели; ведь Он есть максимальный покой, в которомвсякое движение есть покой, и Его максимальный покой есть так же мера всехдвижений, как максимальная прямизна -- мера всех круговращений, амаксимальное настоящее, или вечность, -- мера всех времен. Итак, все природные движения покоятся в Боге как в конечной цели ивсякая возможность осуществляется в Нем как в бесконечном акте; и посколькуОн бытийность всякого бытия, а всякое движение стремится к бытию, то Он естьпокой движения, Его конечная цель как последняя форма и действительностьбытия. Все сущее стремится поэтому к Нему; но поскольку вещи конечны и немогут быть в совершенно одинаковой мере причастны последней цели, то одниприобщаются к ней через посредство других, как линия возводится к шару черезпосредство треугольника и круга, треугольник -- через посредство круга, акруг -- сам через себя.