Ученикам каприйской школы213
Дорогие товарищи! Получили оба ваши письма о начавшемся расколе «школы». Это — первые товарищеские письма единомышленников, пришедшие к нам с Капри, чрезвычайно всех нас обрадовали. От всей души приветствуем ясную размежевку в школе.
Для того, чтобы обнаружился истинный характер школы, как нового центра новой фракции, нужно было, конечно, время. Мы ни минуты не сомневались, что наиболее сознательные рабочие с.-д. разберутся рано или поздно в положении вещей и выберутся на верную дорогу. Из Москвы нам пишут, что там получены письма ярых «богда-новцев» из числа учеников школы, агитирующих открыто за каприйский центр и чрезвычайно помогающих всем с.-д. рабочим понять истинное значение каприйской школы.
Теперь ближе к делу. Вам надо, товарищи, хорошенько вдуматься в новое создавшееся положение, чтобы мы вместе с вами могли обсудить его и предпринять правильные шаги, правильно выбрать для них время. Вы понимаете, конечно, что раскол школы теперь неизбежен: вы сами пишете, что вам не ужиться в такой школе. На единое действие с ярыми «богдановцами» вы, конечно, сами не рассчитываете. А раз пришло дело к тому, что раскол школы неизбежен, надо ясно понять значение этого раскола, ясно представить себе, какая борьба вытекает из раскола, как будут стараться богда-новцы всех вас «обезвредить» (т. е. лишить возможности провести свое влияние и рассказать правду о школе), всех вас скомпрометировать (кличка: «агент Большевистского Центра», пущенная, по вашим словам, Алексинским, есть только начало; это — цветочки, ягодки впереди будут) и т. д. и т. д.
Вы должны хорошо обдумать все это и действовать твердо, решительно, обдуманно, как на сражении: вы сами пишете, что в школе идут ««сражения» из-за плат-
УЧЕНИКАМ КАПРИЙСКОЙ ШКОЛЫ. ОКТЯБРЬ 1909 г. 215
формы». Это — начало сражений против вас везде и всюду, куда проникнут богданов-цы.
Начать надо с того, чтобы определить точно ваше число. Сколько решительных противников «богдановской» платформы? Может это число быть увеличено или нет? Если да, то как и в какое время. Если нет, то каково поведение «нейтральных»? Надо обдумать, какое поведение должно быть у вас при неизбежном расколе школы для того, чтобы по возможности завоевать себе этих нейтральных или на худой конец не отдать их целиком в лапы богдановцам.
Далее. Как думаете вы обставить свой выход из школы? Как простой отъезд или как выход из-за борьбы по платформам? Разумеется, если у вас борьба развивалась так же быстро, как можно было думать по двум первым вашим письмам, тогда раскол, может быть, уже налицо, т. е. вас, может быть, богдановцы уже вышибли, просто-напросто вышибли, тогда нечего уже и говорить ни о чем. Если еще этого нет, — обдумайте хорошенько, как вам обставить свой уход. Вы должны дать ответ всем русским организациям. Вы должны будете опровергнуть точно и ясно, с фактами в руках, все те нападки, которые на вас теперь посыпятся тысячами со стороны «богдановцев». Вы должны подготовиться к защите своих взглядов и на школу и на «платформу» богдановцев214.
Если встанет вопрос о вашем отъезде, вы должны добиться выдачи всем вам средств на то, чтобы доехать в Россию. Это — обязанность школы, точно так же, как до раскола беков обязанность Большевистского Центра была дать денег на отъезд в Россию (после Декабрьской партийной конференции 1908 г.) и Лядову и Всеволоду и Станиславу. Они тогда с нас стребовали средства и получили.
Разумеется, мы вам поможем и насчет паспортов и насчет нашего свидания (в Париже или где-нибудь в маленьком городке, чтобы было конспиративнее и чтобы вам меньше пришлось терять времени, чтобы дешевле было). Место нашего свидания мы особо обсудим еще и выберем впоследствии. Финансы у нас
216 В. И. ЛЕНИН
не блестящи, и помощь мы сможем оказать лишь скромную.
Все это я пишу вам для выяснения дела и для обмена мнений. По получении от вас более точных ответов, по выяснении всех вопросов нашей перепиской мы соберем Исполнительную комиссию расширенной редакции «Пролетария», и тогда вырешится размер помощи, время и место нашего свидания и прочее.
Отвечайте подробнее. Не можете ли дать нам прямой адрес к вам?
Привет. Секретарь «Пролетария»
Написано в октябре 1909 г. Послано из Парижа на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXV Печатается по рукописи