XII. Перспективы западной цивилизации

XXXIX. Необходимость данного исследования

Последующее исследование отмечает отход от принятой и до сих пор отстаивавшейся на протяжении данного «Исследования» точки зрения, рассматривавшей все известные истории цивилизации синоптически. Отход оправдан теми фактами, что западное общество является единственным сохранившимся обществом, которое явно не находится в стадии распада, что во многих отношениях оно стало всемирным и что его перспективы — это фактически перспективы «вестернизированного мира».

XL. Неубедительность априорных ответов

Нет причины предполагать, исходя из псевдонаучных принципов, что поскольку все цивилизации погибли или гибнут, то Запад обязательно последует по тому же пути. Эмоциональные реакции, такие как «викторианский» оптимизм и «шпенглерианский» пессимизм, в равной степени лишены обоснованности как доказательства.

XLI. Доказательства истории цивилизаций

1. Западный опыт, имеющий незападные прецеденты

Что проясняет наше предшествующее исследование надломов и распадов в нынешней нашей проблеме? Мы отмечали, что война и милитаризм являются наиболее мощной причиной надлома общества. Запад до сих пор безуспешно боролся с этой болезнью. С другой стороны, он достиг беспрецедентных успехов в других направлениях: например, отмена рабства, рост демократии и образования. Запад теперь также демонстрирует угрожающее разделение на правящее меньшинство и внутренний и внешний пролетариаты. С другой стороны, были достигнуты некоторые замечательные успехи в решении проблем, связанных с разнородностью внутренних пролетариатов в вестернизированном мире.

2. Беспрецедентный западный опыт

Господство человека над нечеловеческой природой и возрастающая скорость социальных изменений не имеют аналогов в историях прежних цивилизаций. Излагается план последующих глав.

XLII. Технология, война и правительство

1. Перспективы Третьей мировой войны

Характерные черты Соединенных Штатов Америки и Советского Союза и отношение оставшейся части человеческого рода к каждому из них.

2. На пути к будущему мировому порядку

Перспективы человеческого рода сравнимы с плотом Хейердала «Кон-Тики», подходящим к рифу. Будущий мировой порядок неизбежно был бы чем-то совершенно отличным от нынешней Организации Объединенных Наций. Обсуждается пригодность американской нации в качестве лидера.

XLIII. Технология, классовая борьба и занятость

1. Природа проблемы

Победы современной технологии привели к беспрецедентному требованию «свободы от нужды». Однако готово ли человечество заплатить за удовлетворение этого требования?

2. Механизация и частное предпринимательство

Современная технология влечет за собой механизацию или регламентацию не только работников физического труда, но также и их работодателей (национализация и т. д.), государственных служащих («бюрократизм») и политиков (партийная дисциплина). Органы сопротивления рабочего класса (профсоюзы) требуют дальнейшей регламентации. С другой стороны, творцы промышленной революции произошли из нерегламентированного общества.

3. Альтернативные подходы к социальной гармонии

Анализируются и сравниваются американский, русский и западноевропейский, в особенности британский, подходы.

4. Возможная цена социальной справедливости

Социальная жизнь невозможна без некоторой меры как личной свободы, так и социальной справедливости. Технология нарушает равновесие в пользу последней. Какими ввек, когда уровень смертности снизился благодаря профилактической медицине, будут последствия бесконтрольной «личной свободы» в области размножения человеческого рода? Обсуждаются перспективы предстоящего великого голода и конфликты, которые он, по-видимому, вызовет.

5. Жили счастливо с тех пор?

Если предположить, что мировое сообщество найдет успешное решение всех этих проблем, сможет ли человеческий род «жить счастливо с тех пор»? Нет, поскольку «первородный грех» порождается вновь в каждом ребенке, который приходит в мир.

XIII. Заключение

XLIV. Как была написана эта книга

Автор, родившийся в эпоху поздневикторианского оптимизма и столкнувшийся с Первой мировой войной, будучи еще молодым мужчиной, был потрясен параллелями между опытом его собственного общества, выпавшим на время его жизни, и опытом эллинского общества, исследование которого стало основой его образования. Это поставило в его сознании такие вопросы: почему цивилизации умирают? Уготована ли и современному Западу судьба эллинской цивилизации? Впоследствии его исследования распространились и на надломы и распады других известных цивилизаций в качестве данных, проливающих дополнительный свет на его вопросы. В конце концов он приступил к изучению стадий возникновения и роста цивилизаций, и таким образом было написано это «Исследование истории».

XII. Перспективы западной цивилизации - student2.ru

Ссылки

Macaulay Т. В. Essay on «History».

Фукидид. История, III, 82.

Burkitt F.C. Jewish and Christian Apocalypses. London, 1914. P. 12.

Пс. 136,5-6.

Пс. 136, 1.

Дан. 5, 28.

Stcherbatsky Th. The Chonception of Buddhist Nirvana. 1927. P. 36.

Мф. 5, 5.

Ин. 3. 4-5.

Мф. 5, 15.

См.: «The Times», 14th August 1936; Hides J. G. Papuan Wonderland. London; Glasgow, 1936.

Блаженный Августин. О граде Божием, I, 7.

Павел Орозий. История против язычников, VII, 43.

Lewis С. S. A Preface to Paradise Lost. P. 22.

Meredith G. Love's Grave.

Inge W. R. The Idea of Progress. Oxford, 1920. P. 13.

Исх. 1, 8.

Пс. 136,1.

Murray G. Satanism and the World Order/ /Essays and Addresses. London, 1921. P. 203.

Шекспир. Юлий Цезарь. Акт V, сцена 5 (пер. М. Зенкевича).

Мф. 16, 23.

Марк Аврелий. «Наедине с собой», IV, 23.

Лк. 17,20-21.

Вордсворт У. Строки, написанные во время путешествия неподалеку от Тинтернского аббатства на берегу реки Уай, 13 июля 1798 г. (пер. М. Фроловского).

Ср.: Платон. Политик, 272d6 — 273е4.

Гораций. Оды, I, 35 («О diva gratum quae regis Antium…»).

The Manchester Guardian, 13th July, 1936.

Waley A. The Way and its Power. 1934. P. 30.

Дао дэ цзин, § 34 (пер. Ян Хин-шуна).

Tawney R. H. Religion and the Rise of Capitalism. New York, 1930. P. 129.

Op. cit. Р. 112.

Inge W. R. The Idea of Progress. Oxford, 1920. P. 8-9.

Вергилий. Энеида, V, 231.

Фицджеральд Э. Рубайат Омара Хайама, 69 (пер. О. Румера) // Омар Хайам. Рубаи. М., 1999.

Платон. Государство, 364Ь — 365а.

Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Т. I. СПб., 1997. С. 173.

Dili S. Society in the Last Century of the Western Empire. London; New York. 1898. P. 291.

Turner F. J. The Frontier in American History. New York, 1921. P. 3-4.

Rycaut P. The Present State of the Ottoman Empire. London, 1688. P. 18.

Деян. 2, 1-13.

More P. E. Christ the Word: The Greek Tradition from the Death of Socrates to the Council of Chalcedon. Vol. IV. Princeton, 1927. P. 298.

More P. E. Christ the Word. P. 6-7.

Гораций. Оды, III, 1 (пер. Н. С. Гинцбурга).

Лк. 14,23.

Jung С. G. Modern Man in Search of a Soul. London, 1933. P. 243-244.

Полибий. Всеобщая история, VI, 56.

Baynes N. H. Constantine the Great and the Christian Church. London, 1931. P. 4.

Smith V.A. Akbar, the Great Mogul. Oxford, 1917. P. 210.

Waley A. The Way and its Power. Introduction. 1934. P. 69-70.

Геродот. История, III, 38. Цитата из Пиндара.

Дан. 7,9-10.

Исх. 20, 3.

Втор. 5, 26.

Squire J. С. Books in General. London, 1922. P. 246. Эта книга содержит рецензию на книгу «С. L. D.».

Warde-Fowler W. The Religious Experience of the Roman People. London, 1911. P. 428-429.

Bevan E. Jerusalem under the High Priests. London, 1904. P. 158, 162.

Бхагаватгита. Книга о Бхишме. СПб., 1994.

Эпиктет. Беседы, III, 24, 85-88. Пер. Г. А. Тароняна.

Сенека. О милости, II, 5, 4-5.

1 Кор. 1,27.

1 Кор. 1,22-23.

Ин. 3,16.

Sevan E. R. Stoics and Sceptics. London, 1913. P. 69 -70.

Ис. 45, 1-3.

Ин. 18,37.

Аллюзия на образ, неоднократно встречающийся в Библии (Пс. 117,22; Мф.21,42;Ак. 12, 10; Лк. 20, 17; Лк. 4, 11; I Петр. 2, 7).

Ин. 3, 3.

Ин. 10, 10.

Мф. 26, 52.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 3.

Платон. Государство, 473d.

Plutarch. De Stoicorum Repugnantiis, 2, 20.

Платон. Государство, 502b.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. С. 317.

Пс. 3,9.

Ис. 53,2.

Ис. 53,5.

Платон. Письма, VII, 341 c-d.

Антипатр Сидонский. Орфей (пер. Ю. Шульца)/ /Древнегреческая элегия. СПб., 1996. С. 286.

Ин. 3, 16.

Shelly Р. В. Adonais, LII.

Ис. 53, 10-11.

Browning R. A Grammarian's Funeral.

Гёте И. В. Фауст: Драматическая поэма / Пер. с нем. Б. Пастернака. М., 1993. С. 37.

Aristeides, P. Aelius. In Romam.

Toynbee А. У. The Legacy of Greece. Oxford, 1922. P. 320.

Sansom G. В. Japan: a Short Cultural History. London, 1932. P. 460-462.

Haring С. H. The Spanish Empire in America. New York, 1947. P. 160, 159.

Исх. 34, 17-26 и в более полном изложении — Исх. 20, 23-22, 33.

Thompson J. M. The French Revolution. Oxford, 1943. P. IX.

Fitzgerald С. P. China; a Short Cultural History. London, 1935. P. 164-165.

Мк. 12, 13-17. Ср.: Мф. 22, 15-21; Лк. 20, 20-25.

Исх. 20,4-5.

Дан. 11,31 и 12, 11.

Мк. 13, 14.

Toynbee J. М. С. Roman Medallions. New York, 1944. P. 15.

Мф. 11,30.

Hammond J. L. and Barbara. The Rise of Modern Industry. London, 1925. P. 256-257.

Рутилий Намациан. Возвращение на родину, I, 439-456 (пер. О. Смыки).

Там же. 1, 515-526.

Мф. 22, 37-39.

Dawes E., Baynes N. Н. Three Byzantine Saints. Oxford, 1948. P. 197-198.

Burkitt F. С. Early Eastern Christianity. London, 1904. P. 210-211.

Maucolay, Lord. «History», in Miscellaneous Wntings. London, 1860. 2 vols. Vol I. P. 267.

Комментарий, данный автору г-ном Мартином Уайтом и напечатанный в книге: A Study of History. Vol. VII. P. 457.

Skinner M. Letters to Malaya III-IV. London, 1943. P. 41-43.

Ambrose. De Fide, 1,5, §42.

Мф. 19, 14; 18,3.

Быт. 1, 4.

Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 29-33, 294, 298.

Gilson E. The Spirit of Mediaeval Philosophy. English translation. London, 1936. P. 14-17, 390-391.

Kantorowicz E. Frederick the Second, 1194-1250. English translation. London, 1931. P. 493-494, 561-562.

Лк. 6, 26.

Mcorman J. R. H. Church Lite in England in the Thirteenth Century. Cambridge, 1945. P. 279-280, 283, 353.

Caetani L. Studi di Storia Orientale. Vol. I. Milan, 1911. P. 266.

Davies С. С. The Problem of the North-West Frontier, 1890-1908. Cambridge, 1932. P. 176.

Ibid. P. 177.

Zosimus. Historiae, IV, XXXI, 1-3.

Collingwood R. G. в книге: Collingwood R. С, Myres J. N. L. Roman Britain and the English Settlements. 2nd ed. Oxford, 1937. P. 307.

Chadwick H. М. The Heroic Age. Cambridge, 1912. P. 442-444.

Murray G. The Rise of the Greek Epic. 3d ed. Oxford, 1924. P. 83-84.

Murray G. Op. cit. P. 87-88.

Lammens S. J., Père H. Études sur la Règne du Calife Omaiyade MoFâwia I. Bayrut, 1908. Paris, 1908. P. 81, n. 2. Цитаты из этой книги приведены с разрешения издателей.

Ibid. Р. 81,87, 103.

Гесиод. Труды и дни, 200-201 (пер. В. В. Вересаева).

Bridges R. The Testament of Beauty. Oxford, 1929. Book I, lines 535-555.

Гесиод. Труды и дни, 143-155 (пер. В. В. Вересаева).

Гесиод. Труды и дни, 156-173.

Там же, 122-126.

Там же, 141-142.

Finlay G. A History of Greece, В. С. 146 to A. D. 1864. Oxford, 1877. Vol. V. P. 284-285.

Rycaut, Sir P. The Present State of the Ottoman Empire. London, 1668. P. 82.

Spear Т. G. P. The Nabobs: a Study of the Social Life of the English in Eighteenth-Century India. London, 1932. P. 136-137, 145.

Liutprandi Relatiode Legatione Constantinopolitana. Ch. 12.

Boeke J. Н., dr. De Economische Theorie der Dualistische Samenleving//De Economist, 1935. P. 781.

Furnivall J. S. Progress and Welfare in Southeast Asia. New York, 1941. P. 42-44. Картина, изображенная в общих чертах в данном отрывке, далее, на р. 61-63 расширяется.

Быт. 9, 15.

1 Цар. 16, 13.

3 Цар. 1,39.

Bury J. В., in his edition of Edward Gibbon, «The History of the Decline and Fall of the Roman Empire». Vol. V. London, 1901. Appendix II. P. 526.

Dawson Ch. Religion and the Rise of Western Culture. London, 1950. P. 90.

Dawson Ch. Op. cit. P. 90-91.

Fung Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy. New York, 1948. P. 318.

Dawson Ch. Religion and the Rise of Western Culture. P. 229-230.

Butterfield H. The Origins of Modern Science, 1300-1800. London, 1949. P. 21-22.

Benvenuto Cellini. Autobiography. English translation by J. A. Symonds. London, 1949. Book I. Ch. XII. P. 18.

Евр. 10,31.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 49, 54.

Там же. С. 55.

Butterfield Н. Christianity and History. London, 1949. P. 140, 146.

Fisher H.A.L. A History of Europe. London, 1935. Vol. I. P. VII.

Jevons W. Stanley. Investigations in Currency and Finance. 2n ed. London, 1909. P. 184.

Haberler G. Prosperity and Depression. Geneva, 1941. P. 10.

Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation. Vol. II. Wandlungen der Gesellschaft: Entwurf zu einer Theorie der Zivilisation. Basel, 1939. S. 451.

* * Mitchell W. С. Business Cycles: the Problem and its Setting. New York, 1927. P. 165-166.

Bassett-Lowke J. W., Holland G. Ships and Men. London, 1946. P. 46.

Иак. 1, 25.

Tennyson A. In Memoriam (in the Invocation).

Lampert E. The Apocalypse of History. London, 1948. P. 45.

Housman A. E. A Shropshire Lad, XLVIII.

Huxley J. Evolutionary Ethics, the Romanes Lecture, 1943, reprinted in: Huxley T. H. and J. Evolution and Ethics, 1893-1943. London, 1947. P. 107.

Ibid. P. 110.

Ibid.

Skinner M. Letters to Malaya, I—II. London, 1941. P. 34-35.

Евр. 11,37-38.

Headlam-Morley J. W. The Cultural Unity of Western Europe/ / The New Past and other Essays on the Development of Civilization. Edited by E. H. Carter. Oxford, 1925. P. 88-89.

Heyerdahl Th. Kon-Tiki. Chicago, 1950. P. 242.

Schumpeter J. A. Business Cycles. 2 vols. New York, 1939. Vol. II. P. 1033.

Мф. 4, 4.

Кол. 3,23.

1 Цар. 21, 1-27.

[1]Хун-ву (Чжу Юаньчжан; 1328-1398) — китайский император с 1368 г., основатель династии Мин. Происходил из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из главных руководителей восстания 50-60-х гг. XIV в. против монгольской династии Юань.

[2]Яхмос (ум. в 1527 г. до н. э.) — египетский фараон в 1552-1527 гг. до н. э., основатель XVIII династии Египта. Завершил освободительную войну против гиксосов, начатую его братом Камосом. После тяжелой и долгой осады взял твердыню гиксосов в Нижнем Египте — Авар. Вторгся в Южную Палестину и захватил здесь крепость Шарухен. Затем продолжил войну на юге, в Нубии, где также правили гиксосы, разбил их и завоевал страну вплоть до вторых нильских порогов. Своими успехами Яхмос заложил основу для будущего расцвета Египта.

[3]Струльдбруги — в романе Д. Свифта «Путешествие Гулливера» (часть III — «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобриб и Японию») бессмертные существа. «До тридцатилетнего возраста они ничем не отличаются от остальных людей; затем становятся мало- помалу мрачными и угрюмыми, и меланхолия их растет до восьмидесяти лет… По достижении восьмидесятилетнего возраста, который здесь считается пределом человеческой жизни, они не только подвергаются всем недугам и слабостям, свойственным прочим старикам, но бывают еще подавлены страшной перспективой влачить такое существование вечно. Струльдбруги не только упрямы, сварливы, жадны, угрюмы, тщеславны и болтливы, но они не способны также к дружбе и лишены естественных добрых чувств, которые у них не простираются дальше, чем на внуков… В их памяти хранится лишь усвоенное и воспринятое в юности или в зрелом возрасте, да и то в очень несовершенном виде… Наименее несчастными среди них являются впавшие в детство и совершенно потерявшие память; они внушают к себе больше жалости и участия, потому что лишены множества дурных качеств, которые изобилуют у остальных бессмертных» (Пер. под ред. А. Франковского).

[4]Клото (греч. — «прядущая») — одна из трех сестер-Мойр, богинь судьбы. Прядет нить человеческой жизни.

[5]Доктор Эдвин Бивен в письме к автору (Прим. А. Дж. Тойнби).

[6]Гляди в конец (своего намерения или поступка) (лат.).

[7]Палингенез (греч. πάλιν — «опять», «назад» и γένεσις — «рождение») — в биологии палингенезы означают признаки отдаленных предков, проявляющиеся у их потомков в период зародышевого или личиночного развития и отсутствующие у них во взрослом состоянии. В Новом Завете (и этот аспект является для Тойнби более важным) слово употребляется в форме «παλιγγενεσία» (Мф. 19,28; Тит. 3,5), что в точности передается церковнославянским «пакибытие» («возрождение», «новая жизнь», а также «воскресение из мертвых»).

[8]Корпоративный дух (фр).

[9]Веррес Гай (ок. 115-43 гг. до н. э.) — правитель римской провинции Сицилии (73-71 гг. до н. э.), который благодаря посвященным ему обличительным речам Цицерона (всего семь) вошел в историю как один из самых беззастенчивых и беспринципных чиновников-лихоимцев. Совершив практически все виды должностных преступлений, Веррес перешел к откровенному грабежу подвластной ему провинции, за что был в конце концов отправлен в ссылку, но умудрился, однако, сохранить большую часть награбленного. Впоследствии был казнен.

[10]Северы (лат. severus — «суровый») — династия римских императоров. Происходила из Лепсис Магна в Северной Африке и правила с 193 по 217 г. (Септимий Север, Каракалла и Гета), а ее сирийская побочная ветвь (Гелиогабал и Александр Север) — до 235 г.

[11]Нетленное сокровище (греч).

[12]Имеются в виду знаменитые философские школы античности: афинская Академия Платона (основана в 388 г. до н. э.); школа Аристотеля (основана в 335 г. до н. э.), располагавшаяся в крытой галерее для прогулок («перипатос») в Афинском ликее; стоическая школа, название которой происходит от греческого στοά ποικίλη) — Пестрый портик (зал в Афинах, где собирались основоположники стоицизма); эпикурейская школа, основанная в Афинах в 306 г. до н. э. Эпикуром и получившая название «Сад Эпикура».

[13]Даймё — владетельные князья в феодальной Японии.

[14]Великий год (лат.).

[15]Мировой механизм (лат.).

[16]Дерби (англ. derby) — ипподромные состязания 3-летних скаковых чистокровных лошадей на дистанцию 2400 метров (или 1,5 мили). Организованы впервые лордом Дерби в 1778 г. (отсюда название).

[17]Математик (лат.).

[18]Тяжелая, подневольная работа (фр.).

[19]Бывшие (фр.).

[20]Бар-Кохба (евр. «Сын звезды», настоящее имя — Симон) — вождь антиримского восстания в Иудее в 132-135 гг. Временно освободил Иерусалим, но вскоре потерпел поражение и погиб в бою с римлянами. Считается национальным героем еврейского народа и символом борьбы за его независимость.

[21]Аристоник — предположительно единокровный внебрачный брат пергамского царя Аттала III, предводитель восстания, вспыхнувшего в связи с волнениями по поводу завещания в 133 г. до н. э. Пергамского царства Риму. Восставшие добивались сохранения Пергама с Аристоником на престоле (себя он именовал Эвменом III) и независимым от римлян. Первоначально Аристоника поддерживали жители столицы и прибрежных полисов (кроме Эфеса). После поражения восставших при Кимах Аристоник лишился этой поддержки и обратился к жившим в глубине страны зависимым крестьянам и рабам, которым обещал свободу, с призывом присоединиться к нему. Вместе со сподвижниками, которых Аристоник называл гелиополитами («гражданами Солнца»), он опустошил города Фиатера и Колофон. Богатые трофеи позволили Аристонику сформировать войско и нанести римлянам несколько поражений. В 129 г. до н. э. он попал в плен и умер в тюрьме.

[22]Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н. э.) — царь Понта. По отцовской линии вел происхождение от Ахеменидов, был воспитан в традиции эллинистической культуры. В ходе территориальной экспансии столкнулся в Малой Азии с римскими интересами (завоевал Вифинию, Каппадокию, Пафлагонию, вступил в союз с царем Армении Тиграном II). Митридат вел с Римом три войны (в 89-84,83-82 и 74-65 гг. до н. э.). В ходе первой войны захватил римскую провинцию Азия, разграбил Афины, был разбит Суллой в битве при Херонее. Во второй войне Митридат защищал свои основные владения. В третьей войне потерпел окончательное поражение, попытался найти убежище у своего сына Фарнака, а когда тот поднял против отца мятеж, приказал рабу убить себя.

[23]Ряды сенаторов (лат.).

[24]Серторий (123-72 гг. до н. э.) — римский полководец и государственный деятель. Под предводительством Мария воевал против кимвров и тевтонов. Будучи сторонником Мария и Цинны, оказался во вражде с Суллой и в результате его происков был отправлен в 83 г. до н. э. претором в Испанию. Оттуда он бежит в Мавретанию, в 80 г. до н. э. возвращается и устанавливает независимый от Рима режим, поддерживаемый старыми марианцами и местной аристократией. Победить Сер- тория после первоначальных неудач в 75 г. до н. э. удалось лишь Помпею. В 72 г. до н. э. Серторий погиб в результате заговора.

[25]Помпеи Секст (73-35 гг. до н. э.) — младший сын Помпея Великого. Воевал в Испании и Африке против Цезаря, в 43 г. до н. э. от сената получил командование флотом. Владел Сицилией, имевшей чрезвычайно важное значение для снабжения зерном Рима, и возглавлял сильный флот. Принимал бежавших к нему многочисленных рабов и сторонников сената. Он представлял серьезную опасность для участников 2-го триумвирата. В 36 г. до н. э. был разбит Агриппой при Милах.

[26]Марий Гай (156-86 гг. до н.э.) — римский полководец и политический деятель, консул в 107,104-101,100,86 гг. дон. э. В 105 г. до н.э. одержал победу над царем Нумидии Югуртой, разбил племена тевтонов (в 102 г.) и кимвров (в 101 г.). В гражданской войне, положившей начало кризису республиканского строя и открывшей путь к установлению единоличной власти, возглавлял противников оптиматов (сенатской аристократии). После поражения бежал от Суллы в Африку. В 87 г. до н. э. захватил Рим и организовал жестокую расправу над своими политическими противниками.

[27]Катилина Луций Сергий (108-62 гг. до н. э.) — римский претор в 68 г. до н. э. Потерпев несколько поражений на консульских выборах, Катилина организовал заговор с целью свержения олигархии и овладения единоличной властью. Его планы ликвидации республиканских устоев натолкнулись на сопротивление большинства римского населения. Способность Катилины внушать симпатию и давать демагогические обещания ликвидировать задолженность увеличили число его сторонников из имевших большие долги аристократов, ветеранов Суллы, а также неимущих слоев городского плебса и молодежи. Между тем Цицерон, избранный консулом в 63 г. до н. э., получил сведения о намерениях Катилины и 21 октября 63 г. произнес речь в сенате, чем предопределил провал Катилины на консульских выборах в 62 г. Некоторых сторонников Катилины из аристократии Цицерон приказал арестовать и казнить. После неудавшегося покушения на жизнь Цицерона Катилина бежал из Рима и собрал войско в Этрурии. В сражении при Пистории был побежден и пал в бою.

[28]Ученый и благочестивый старец Елеазар, его родственники — семь братьев Маккавеев и их мать Соломония были преданы жестоким пыткам в 167 г. до н. э. за отказ вкусить идоложертвенное свиное мясо (2 Макк. 6-7).

[29]Гамалиил — в Новом Завете фарисей, «законоучитель, уважаемый всем народом» (Деян. 5,34), отговоривший иудеев от убийства апостолов. Апостол Павел утверждал, что был воспитан «при ногах Гамалиила» (Деян. 22, 3).

[30]«Агудат Ишраэль» (евр. — «Союз Израиля») — всемирная организация приверженных Закону ортодоксальных иудеев, созданная в целях защиты своих религиозных интересов в 1912 г. в польском городе Катовице. «Агудат Ишраэль» содержит собственные школы, молодежные, женские и рабочие организации. В израильском парламенте является главным представителем «религиозного блока».

[31]Инкский мир (лат.).

[32]«Второисайя» — в библеистике условное наименование анонимного пророка, жившего спустя полтора столетия после пророка Исайи и написавшего главы с 40-й по 66-ю Книги пророка Исайи.

[33]Ронин — название японского самурая, лишившегося службы, в особенности же — лишенного своим феодалом земли.

[34]Эта — каста париев в феодальной Японии. К ней причислялись люди, занимавшиеся «нечистыми» (согласно буддийским законам) профессиями (убой скота и т. д.). В 1871 г. каста париев была ликвидирована, но остатки их неравноправного положения сохранились до настоящего времени.

[35]Дзёдо-сю (букв, «чистая земля») — японская буддийская школа, основанная в конце XII в. монахом Хонэном. Осуществила серьезный пересмотр основных положений буддийской доктрины. Главное внимание школа уделяет не достижению нирваны, а проблеме спасения, разрабатывая учения о путях достижения западного рая, который именуется «чистой землей». При этом в учении Дзёдо-сю рай и ад разделены.

[36]Дзёдо-синсю («истинная секта чистой земли») — японская буддийская школа, основанная в начале XIII в. монахом Синраном. Выделилась из Дзёдо-сю, акцентирует внимание на том, что спастись могут лишь те, кто совершает благие дела, строго соблюдает буддийские заповеди, а самое главное — возносит молитвы к будде Амиде.

[37]Хоккэкё — японское название «Саддхармапундарики-сутры» («Лотосовой сутры»), махаянской сутры, образующей вместе со ссылками на будду Амиду и боддхисатв основу одноименного учения. Согласно этому учению, в каждом есть нечто от Будды, так что спасение доступно для всех. «Лотосовая сутра» является центральным текстом махаянского буддизма.

[38]Дзэн (япон., соответствует санскр. «дхьяна» — «созерцание», «самопогружение», кит. — «чань») — течение буддизма, возникшее в Китае при сближении с даосизмом. Основано индийским проповедником Бодхидхармой (VI в.). Главную роль в формировании учения сыграл Хуэйнэн (VII в.). В Японии практика дзэна появилась еще в VII в., однако распространение дзэна как самостоятельного направления японского буддизма начинается в конце XII в. Первым проповедником дзэна был Эйсай — буддийский монах, который после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В первой половине XIII в. Догэн, также обучавшийся в Китае, основал школу Сото. Риндзай и Сото были наиболее влиятельными школами дзэн-буддизма и сохранились до наших дней. Для дзэна характерно абсолютное пренебрежение к любой внешней форме бытия личности (проповедь непосредственного действия, интуитивизма и т. д.). Оказал влияние на китайское и японское искусство и литературу.

[39]«Греши смело» (лат.).

[40]Кайсар-и-хинд (от искаженного «кайсар» — «Цезарь») — тюркское название правителя Индии в эпоху империи Великих Моголов и Британской империи в Индии, а также название самого государства.

[41]Тайнинское движение — имеется в виду Тайпинское восстание 1850-1864 гг., крупнейшая крестьянская война в Китае под руководством Хун Сюцюаня, Ян Сюцина и других против династии Цин и маньчжуро-китайских помещиков. Повстанцы создали в долине Янцзы «Небесное государство великого благоденствия» («Тайпин тяньго») с центром в Нанкине (1853). Тайпинское восстание было подавлено объединенными силами маньчжуро-китайской реакции и англо-французских интервентов.

[42]Имеются в виду события 1341-1355 гг. — гражданская война и восстание зелотов в Византийской империи. После смерти в 1341 г. императора Андроника III власть в Империи оказалась в руках регента его малолетнего сына Иоанна V — знатнейшего и богатого землевладельца Иоанна Кантакузина. Оппозиционные ему силы сплотились вокруг матери Иоанна V — Анны Савойской. Началась гражданская война. В 1342 г. сторонники Кантакузина были изгнаны из Фессалоник (Солуни). Власть в этом втором по значению городе Империи перешла к зелотам («ревнителям»), во главе которых стояла зажиточная городская торговая верхушка, чиновная администрация. Их основную военную силу составляли корпорации моряков. На первом этапе это движение не отличалось радикализмом и имело антикантакузинистскую направленность. В 1345 г. городская верхушка и часть оставшихся в городе феодалов попытались достичь компромисса с Кантакузином и сдать ему город. Однако их заговор был раскрыт, и началось народное восстание. Восставшие уничтожили более ста знатных заговорщиков и в течение трех дней громили дома богачей. Победа зелотов все же не привела ни к широким социальным реформам, ни к изменению формы правления. В 1347 г. перевес был уже на стороне Кантакузина, который использовал для борьбы с противниками иноземные, прежде всего турецкие, отряды, безжалостно опустошавшие византийские земли. В том же 1347 г. Кантакузин овладел Константинополем, а в 1349 г. — Фессалониками. Восстание зелотов было подавлено.

[43]Бекташи —дервишский орден, основанный в Турции Хаджи Бекташи в XV в. Официально закрыт в 1826 г. Существовал в Турции до 1925 г., затем центр его находился в Албании.

[44]Ассирийская ярость (лат.).

[45]Аллюзия на Евангелие от Матфея (Мф. 16, 18).

[46]«В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4 Пар. 17, 6).

[47]Набонид (Набунаид) — последний царь Нововавилонского царства (556-539 гг. до н. э.). По происхождению арамей, Набонид стремился объединить арамейские племена для борьбы с персами. В 539 г. до н. э. после завоевания Вавилонии персами попал в плен.

[48]Валтасар (Бэлшаррууцур) — царевич вавилонский, сын и соправитель Набонида. В 539 г. до н. э. был захвачен персами во время пира и казнен. В Библии упоминается как царь Вавилона и сын Навуходоносора (Дан. 5).

[49]Юлиан Отступник (332-363) — римский император с 361 г. Получил христианское воспитание, но под влиянием антиохийского ритора Либания и неоплатоника Максима, который стал его учителем, обратился к язычеству. Став императором, открыто объявил себя сторонником языческой религии и реформировал ее на базе неоплатонизма. Издал ряд эдиктов против христиан. Погиб во время похода против персов.

[50]Валент (328-378) — римский император с 364 г. Был объявлен в Константинополе августом и соправителем своего брата Валентиниана I. Правил восточной частью Римской империи. Был ревностным арианином и начал преследование сторонников Никейского Символа веры. В 365-366 гг. свергнул узурпатора Прокопия. В 367-369 гг. победил готов на Нижнем Дунае. В 376 г. вытесненные гуннами вестготы осели во Фракии в качестве федератов (военнообязанных союзников на границах Римской империи). В 377 г. вестготы, возмущенные произволом римских чиновников, подняли восстание. Валент, не дожидаясь помощи вспомогательных частей своего западного соправителя Грациана, вступил с ними в бой, но потерпел поражение и погиб.

[51]Это спорный вопрос, на который, вероятно, никогда не будет дано окончательного ответа: была ли та буддийская философия (описанная в нижеследующем отрывке из работы русского ученого), против которой восстала махаяна, копией или же неверным истолкованием личного учения самого Сиддхартхи Гаутамы? Некоторые ученые полагают, что в той мере, в какой мы можем уловить намеки на собственное личное учение Будды под покровом систематизированной философии, представленной нам в хинаянских священных книгах, мы можем угадать, что сам Будда вряд ли не верил в реальность и неизменность души и что нирвана, бывшая целью его духовных упражнении, являлась условием абсолютного угасания не самой жизни, но тех остатков страсти, которые, цепляясь за жизнь, препятствуют тому, чтобы она была прожита в полной мере (Прим. Л. Дж. Тойнби).

[52]Таммуз (Думузи) — в религиях ряда народов Передней Азии умирающий и воскресающий бог плодородия, скотоводства. Согласно шумерским мифологическим текстам (известным уже с III тысячелетия до н. э.), Таммуз — бог-пастух, возлюбленный и супруг Инанны (Иштар), отданный ей в подземное царство как «замена» ее самой. Но Таммуз проводит каждый год под землей лишь полгода, а затем возвращается на землю. Соответствовал финикийскому Адонису.

[53]Ammuc — фригийский бог-юноша, связанный с оргпастическим культом Великой матери богов Кибелы (Кивевы или Диндимены), дарительницы плодоносных сил земли. Согласно мифу, Агдитис из ревности ввергла Аттиса в безумие, который оскопил себя и умер.

[54]Нертус — в древнегерманской мифологии богиня плодородия, растительности, возможно, богиня земли. Ее куль г у континентальных народов описан Тацитом. В ритуале изображение Нертус возили на телеге, в которую были впряжены коровы.

[55]Атаргатис — в западносемитской мифологии богиня плодородия и благополучия, супруга Хаддада. В эллинистическо-римское время одна из наиболее почитаемых богинь арамейского пантеона («Сирийская богиня»). Отождествлялась с Афродитой. В образе Атаргатис слились черты многих западносемитских богинь. Ее культ начал складываться в первой половине I тысячелетия до н. э. и имел оргиастический характер. В Пальмире Атаргатис считалась богиней — покровительницей города.

[56]Адонис (финик, dn — «адон», «господь», «владыка») — финикийско-сирийское божество с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Центром культа Адониса был город Библ. В VI в. до н. э. культ Адониса был занесен финикийскими торговцами в ионические приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Впоследствии культ Адониса был облечен в историко-мифологическую форму — Адонис превратился в возлюбленного Афродиты (в финикийском варианте — Аст

Наши рекомендации