Философские аспекты зоотехнии: философы о животном мире
Животный мир сам по себе не так часто становился предметом изучения философов. Мыслители, как правило, обращают свое внимание на животный мир для того, чтобы провести границу межу человеческим и животным миром, чтобы уяснить человеческую природу.
Философия как любовь мудрости и стремление к познанию возникла как универсальная, всеобщая наука, которая объединяла в себе все знания, которыми обладал человек. Поэтому первые греческие философы-физики занимались как вопросами бытия в целом, так и пытались уловить закономерности существования природных объектов, в том числе животных.
Так, Анаксимандр из Милета, представитель одной из первых философских школ Античности, считал, что в природе господствует принцип развития: по его мнению, живые существа возникают путем эволюции от другого биологического вида (так, например, он объяснял происхождение человека).
В Античности наиболее значимый вклад в развитие науки о живом внес Аристотель, которого по праву считают «отцом зоологии» (IV в. до н.э.). Он собрал имеющийся фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений; существенную помощь философу оказал его ученик Александр Македонский, доставлявший ему богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию. Многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. Три трактата философа посвящены животным: «История животных», «О частях животных» и «О возникновении животных». Рассмотрите подробнее учение Аристотеля о животных. Как определял философ сущность живого? Какие классы животных выделял Аристотель? Особенностью его зоологических воззрений было то, что для объяснения строения животных философ прибегал к понятию целесообразности.
О понимании Аристотелем сущности животного мира можно судить исходя из его учения об иерархии душ. Ниже всего стоит растительная душа, которой свойственны питание и размножение. Животные способны ощущать, стремиться и двигаться в пространстве. Центром всех психических способностей животных, как считает Аристотель, является сердце. Кроме того, животные обладают воображением и памятью. Человеческая душа содержит в себе все то, что характерно для растительной и животных душ, а также обладает рассудительной частью, которая отвечает за созерцательные ум и рассчитывающий рассудок.
Если в Античности человек является животным в ряде других живых существ, хотя и стоящий выше в иерархии, то с возникновением христианства возникает пропасть между животным и человеком. Человек, согласно христианскому учению, не мог произойти от животного (между биологическими видами не может быть переходов), человека создал Бог по Своему образу и подобию. Главной ценностью человека является его бессмертная душа, которой не обладают животные. Человек воспринимается как царь и хозяин природы, которому живой мир дан в распоряжение. Вместе с христианством возникает антропоцентристская модель мировоззрения, которая отчасти приводит к потребительскому отношению человека к окружающей среде и животному миру. Поясните этот тезис.
В Средние века вклад в ветеринарию внес схоласт и естествоиспытатель Альберт Великий, которого называли «Универсальным доктором» за широту научных знаний и интересов. В трактате "De animalibus" (1256) он описал болезни животных.
В Новое время возникает новое представление о живом. Для мировоззрения этого периода характерен механицизм. Раскройте это понятие. Научная мысль Нового времени объясняет функционирование организма с помощью принципа действия простых технических устройств: живое начинает восприниматься как машина, работа которой описывается с помощью жестких закономерностей. Проведите различие между организмом и механизмом.
В этот период французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт сделал открытие, ставшим фундаментальным для развития физиологии: он ввел понятие о рефлексе и сформулировал принцип рефлекторной деятельности. Рассмотрите схему рефлекторной деятельности, открытую Декартом. Появление понятия рефлекса – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Рене Декарт создал свою теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.
В ХIХ вв. происходит утверждение эволюционных идей в воззрениях на живую природу (В работе «Философия зоологии» (1809) Ж.-Б. Ламарк выдвигает гипотезу о механизме эволюции, возникает теория эволюции Ч. Дарвина). На современном этапе научного познания концепция развития живой природы существует как синтетическая теория эволюции и глобальный эволюционизм.
В XX веке на базе этологии и экологии социального поведения животных возникла социобиология. После создания основ синтетической теории эволюции впервые встал вопрос о генетической детерминированности поведенческих репертуаров различных видов животных.
Социобиология стала разрабатывать пограничные проблемы естественнонаучной и социогуманитарной областей знания для того, чтобы вскрыть законы, на основе которых животные интегрируются в сообщества, а также факторы, определяющие структуру и развитие социальных институтов. Формы социального поведения, с точки зрения социобиологии, порождены существованием в сообществах и направлены на сохранение и процветание сообществ. В качестве устойчивых форм социального поведения выделяют альтруизм, эгоизм, агрессию, сексуальное поведение – все эти инварианты проявляются в поведении животных и человека. В основе социобиологических моделей лежит представление о том, что поведение человека можно объяснить через поведение животного, что можно через животное познать человека. Рассмотрите явления социал-дарвинизма и биополитики.
Поясните, почему философия природы и экофилософия должны стать мировоззрением современного человека.
Для более глубокого изучения темы рекомендуется написание реферата.
Примерные вопросы по теме:
1. Зоология Аристотеля.
2. Представления о живой природе в Средневековье.
3. Механицизм Нового времени. Рене Декарт как физиолог.
4. Эволюционизм Чарльза Дарвина - синтетическая теория эволюции - глобальный эволюционизм.
5. Социал-дарвинизм, биополитика и социобиология.
6. Философия природы и экофилософия.
Литература
1. Карпов В.П. Аристотель и его научный метод // Аристотель. О частях животных. М.-Л.: Биомедгиз, 1937. С. 9-29
2. Аристотель. История животных. М.: РГГУ, 1996.
3. 1(091)(075)
И 907
История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 143-144.
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.