Социальное и биологическое: соотношение и взаимодействие

История человеческой мысли в значительной степени представляет собой серию попыток отделить человека и общество от мира животных.

Можно выделить три группы вопросов, касающихся проблемы соотношения биологического и социального. Во-первых, с точки зрения антропосоциогенеза, становления вида homo sapiens: что биологически детерминирует становление человека как биосоциального существа? Во-вторых, с точки зрения ставшей социальности, развитого социума, по сравнению с биологическим миром: какие биологические законы сохраняются и действуют в социуме? В-третьих, с точки зрения индивидуальности - проблема соотношения наследственности и среды: что в становлении личности связано с биологическими предпосылками, а что обусловлено жизнью индивида в обществе?

Антропосоциогенез (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas общество и греч. genesis — происхождение) - происхождение и эволюция человека, становление Homo sapiens как вида в процессе формирования общества.

Что выделает человека из биологического мира? В истории человеческой мысли существовали различные ответы на этот вопрос, среди них: разум, сознание, двуногость, свободная рука, создание орудий, лицевой угол, вес и объем мозга, отношение квадрата мозга к объему тела.

Рассмотрите критерии отличия человека от животных, которые выдвигались философами; приведите точку зрения современной науки на данную проблему. Проанализируйте данные науки об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза и о месте вида Homo sapiens в иерархии живого.

Принципиально новое качество, полученное в ходе антропосоциогенеза - иной тип взаимоотношений особи с окружающей средой, основанный на систематическом производстве орудий труда искусственными средствами обработки.

Социбиологией разрабатываются пограничные проблемы естественнонаучной и социогуманитарной областей знания для того, чтобы вскрыть законы, на основе которых животные интегрируются в сообщества, и проследить возможное влияние этих законов на структуру и развитие социальных институтов. Начало социобиологии связывают с выходом в свет книги Э. Уилсона «Социобиология. Новый синтез» в 1975 году. Социобиология предполагает соединение биологии (этология; экология; зоопсихология; генетика популяций; эволюционная биология) и социогуманитарных дисциплин (социология, социальная психология, этнография, демография). Эта дисциплина рассматривает социальное поведение как порожденное существованием животных в сообществах и направленное на сохранение и процветание сообществ; инвариантами социального поведения являются альтруизм, эгоизм, агрессия и сексуальное поведение. Проанализируйте эти формы поведения с точки зрения социобиологии.

Социобиология объясняет природной эволюцией происхождение семьи, собственности, гетеросексуальности, стремления к материальному вознаграждению и идентификации с непосредственным окружением. Такой подход предполагает отрицание социо-исторического характера человеческих ценностей, деятельности и социальных институтов. Проблема взаимосвязи природного и культурного с точки зрения социобиологии предстает как проблема генно-культурной коэволюции. Определите понятие «коэволюции». В целом социобиология ориентируется на метод аналогии поведения человека и животных, а также на редукционистскую стратегию исследования.

Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека (генно-средовая парадигма в исследованиях человека) объясняет причины и сущность внутрипопуляционных различий вида Homo sapiens.

«Отец медицины» Гиппократ впервые утверждает, что склад психики является естественным следствием физических условий. Рассмотрите учение о темпераментах в интерпретации Гиппократа и И.П. Павлова. Что такое характер? Что главным образом отличает характер от темперамента?

Что влияет на становление индивидуальности – наследственность или среда? Ответом на данный вопрос занимается психогенетика – междисциплинарная область знаний, возникшая на стыке психологии и генетики. Предметом ее исследований является относительная роль факторов наследственности и среды, их взаимодействие, а также формирование индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. Подробно рассмотрите методы психогенетики: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, метод близнецов.

Проведите исследование по данной теме, сделайте выводы о проблеме соотношения биологического и социального и отразите их в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Ограниченность методологии натурализма. Единство направленности и вариабельности путей исторического развития вида Homo sapiens.

2. Проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии. Специфика социобиологического понимания природы человека.

3. Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека. Методология психогенетики.

Литература

1. Брызгалина Е. В. Биология и современные политологические исследования // Биология и культура. М.: Канон+, 2004. – 528 с. - С.444–460.

2. Брызгалина Е. В. Индивидуальность: стратегии поиска. М.: Когито-Центр, 2003. – 464 с.

3. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.- 318 с.

4. Ламсден Ч. Нуждается ли культура в генах? // Эволюция, культура, познание. М., ИФРАН, 1996 – 167 с. – С. 128-138

5. Лоренц К. Агрессия. М.: Римис, 2009. – 352 с.

6. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии. 1989, № 8.

7. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987. - № 1

8. Смайлли Д. Социобиология и человеческая культура// Эволюция, культура, познание. М., ИФРАН, 1996 – 167 с. – С. 153-166

9. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.- 639 с. - Р. 2.6.5

10. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. - 288 с.

11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Наши рекомендации