Представления о совершенном человеке в различных культурах

Представления о совершенном человеке в истории философии отличаются разнообразием даже в рамках одной культуры. Человеческое бытие уникально, человеческая природа противоречива, поэтому определить, что такое человек, в чем его сущность оказывается непростой задачей. Можно выделить четыре основных подхода к проблеме человека: во-первых, человек – биологическое существо, занимающее определенное место в систематике животных; с другой стороны, понимание человека не должно ограничиваться биологическим подходом, поскольку человек выходит за рамки биологического и в некотором смысле противостоит природному; в-третьих, человек это человек вообще, представитель человеческого рода; и, наконец, человек – это уникальная личность.

Вся история мысли является поиском определения природы человека и смысла его существования в мире. Рассмотрите представления об идеальном человеке в буддизме. Сравните образ благородного мужа в конфуцианстве и идеал совершенномудрого в даосизме.

В истории западной культуры образ идеального человека претерпевал изменения. В Античности фигура Сократа была средоточием таких совершенств, как автаркия (самодостаточность), внутренняя свобода, аскетизм (господство над инстинктами), кроме того, философия Сократа неразрывно связана с его жизнью – его мировоззрение соответствует его поступкам. В новой эре идеалом, к которому должен стремиться человек, становится Иисус Христос. Истолкуйте положения Нагорной проповеди. Между образами Сократа и Христа проводят аналогии, считая Сократа – христианином до Христа, поскольку в основе учения античного философа, как и христианской антропологии, лежит утверждение бесконечной ценности человеческой души, сердцем учений Сократа и Христа является забота о душе, которая неразрывно связана с заботой о теле: аскетизм является неотъемлемой частью как представлений Сократа, так и христианского вероучения. Кроме того, и Сократ, и Иисус Христос оставили после себя учеников, благодаря которым их проповеди оформились в целостные учения. В истории они остались как совершившийся, воплотившийся идеал.

В эпоху Средневековья человек не мыслился вне своей связи с Богом: человек - образ и подобие Божие. Верующий должен уподобиться совершенному человеку и воплощенному Богу – Иисусу Христу. В эпоху Возрождения возникает новое представление: человек становиться существом, не имеющим заданной сущности, пластичным, безОбразным, способным свободно выбирать свой образ, и в соответствии с ним творить себя – это нашло отражение в манифесте гуманизма «Речь о достоинстве человека» (1487), составленным Дж. Пико делла Мирандолой. В Новое время человек начинает пониматься как сознание, которое должно освободиться от всего, что связывает его с телом – аффектов, страстей, эмоций. В связи с этим рассмотрите этику Б. Спинозы.

В современной философии человек уже не представляется рациональным существом. Так, психоанализ говорит о преобладании в человеке иррационального, бессознательного, философия жизни описывает его, прежде всего, не как мыслящее, а как волящее и чувствующее существо. Прагматизм и марксизм ориентирует человека на практику и действие. В центре внимания экзистенциализма такие вопросы человеческого существования, как вина и ответственность, решение и выбор, отношение человека к своему призванию и к смерти. Согласно этому философскому течению, современный человек – это человек в конфликте с бытием, причем человек рождается именно в этом противостоянии. Человек сам творит себя, сам выбирает свою сущность - в этом реализуется свобода и ответственность человека. Человек – есть то, что он сам из себя делает, человек – это проект человека. Выбирая себя, индивид выбирает образ человека вообще, тем самым, он формирует дух эпохи и бытие всего человечества, поэтому, выбирая себя, он вынужден быть примером для всех. В мире человек может опереться лишь на самого себя, у него нет других подпорок, нет оснований вне его. Поэтому, заключают философы-экзистенциалисты, человек осужден быть свободным.

Вызовы современности говорят нам о необходимости переосмысления роли человека в мире, все более очевидным становятся важность создания нового представления о взаимоотношениях человека и окружающей среды. Антропоцентризм, достигший своего предела в современном обществе потребления, поставил под угрозу жизнь человека и существование мира живой природы. Поэтому антропоцентризм должен смениться новым типом мировоззрения – биоцентризмом, который ляжет в основу новой – экологической – этики. На место «homo sapiens» и «homo economicus» должен прийти человек будущего - «homo ecologus».

Ваше творческое понимание темы отразите в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Образ совершенного человека в восточной традиции (буддизм, конфуцианство, даосизм).

2. Фигура Сократа и образ Христа как воплощение идеала.

3. Представления о человеке в эпоху Возражения и Новое время.

4. Современная западная философия о человеке и смысле его существования.

5. «Homo ecologus»: новое отношение к миру живой природы.

Литература

1. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 20-30; 55-64; 71-75; 618-630.

2. Библия. Мф.5,6,7.

3. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. – 496 с.

4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. – 398 с.

5. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. – 398 с.

6. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер, Коло, 2005. – 448 с. - С. 89 – 126. Особенно С. 89 – 105

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Наши рекомендации