Философские основы творчества ведущих естествоиспытателей России (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский

В.И. Вернадский)

Успехи отечественного естествознания оказали значительное влияние на развитие русской философской мысли XIX-начала XX вв. Имена российских ученых: Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, А.М. Бутлерова, В.В. Докучаева, А.Г. Столетова, А.Н. Северцова, А.Н. Бекетова, Н.А. Умова, П.Н. Лебедева - приобрели европейскую известность. Характерной чертой творческой деятельности русских ученых было акцентирование внимания на мировоззренческих вопросах - это способствовало распространению в общественном сознании идей научного рационализма и материализма.

Сеченов Иван Михайлович – крупнейший русский физиолог, «отец русской физиологии» - является основоположником объективной психологии. Впервые в мировой науке стал проводить экспериментальные исследования деятельности головного мозга, первым начал научное изучение психических явлений, открыл существование центров, задерживающих рефлексы.

Его основной труд «Рефлексы головного мозга» - сочинение в защиту материализма, где ученый говорит о необходимости применения к исследованию сознания естественнонаучных методов; с его точки зрения, изучать происхождение психических явлений можно только методами естествознания. Сеченов выступает против дуализма в изучении человека; согласно его взгляду, не существует духовного начала, психическая жизнь человека есть следствие его телесного развития. При этом психическое нельзя свести к материальному, то есть психическое не является материальным. Но психическое должно подчиняться тем же закономерностям, что и материальное, между психическим и соматическим нет принципиального отличия, как нет и четкой границы между ними. Изучать психическое необходимо теми же объективными методами, которые действуют в естественных науках. Сеченов подчеркивал отражательный характер форм мышления, изучал проблему достоверности отражения действительности в сознании. Его открытия оказали влияние на И.П. Павлова.

Экспериментальный подход Сеченова к изучению физиологических систем организма и физико-химических процессов, лежащих в основе его жизнедеятельности, занял важнейшее место в развитии биофизического направления естественных наук. Кроме энергетической связи между организмом и средой Сеченов установил существование тесной информационной связи, заключающейся в непрерывном поступлении сигналов об окружающем мире в центральную нервную систему. Решение этой проблемы имело принципиальное значение как в разработке новых теорий в области физиологии мозга (процессы торможения и его связь с проявлениями сознания и воли, принцип «согласования движения с чувствованием», явления суммации раздражения), так и в теории познания. Сеченов подверг критике попытки обособления психологических явлений от организма и внешнего мира, выдвинул программу преобразования психологии в объективную науку. Его учение о рефлексах головного мозга – система материалистических представлений о психических процессах, обусловленных закономерностями центральной нервной системы. Материалистическую трактовку механизма познания распространял и на его высшие формы, включая науку.

Менделеев Дмитрий Иванович - создатель периодического закона химических элементов, легшего в основу его периодической системы; активный общественный деятель. В своих работах рассматривает проблемы экономики, технологии различных производств, поскольку, по его мнению, залогом процветания России является развитие промышленности в сочетании с просвещением. Менделеев внес вклад в создание органической химии вместе с А.М. Бутлеровым, стал одним из основоположников современной агрохимии, изучал проблемы освоения Северного морского пути, орошение почв нижней Волги, улучшения судоходства на реках России. Среди работ Менделеева есть исследования по метеорологии, воздухоплаванию. Треть научных трудов Менделеева посвящена вопросам экономики, социологии, педагогики, эстетики, юриспруденции и философии. Свое мировоззрение он называл реализмом, подчеркивая свои расхождения и с идеализмом, и с материализмом. Материализм он критиковал за игнорирование духовного, за сведение разума, желания, воли, любви, самосознания к физиологическому, материальному. Идеализм, по его мнению, носит исключительно умозрительный характер, уходит от фактического, поэтому не отражает действительности. Реализм, согласно его мысли, должен выразить действительность с максимально возможной объективностью, то есть согласно здравому смыслу, без предвзятых суждений. Он считал, что естествознание относится к философским наукам, ведь оно проникает за грань видимого, познает скрытые причины явлений и стремится отыскать сущность, скрытую от наблюдений.

Циолковский Константин Эдуардович - изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. Основой всего сущего он считал материю (вещество). Есть ли в мире что-либо, кроме материи – наука не может точно сказать, это вопрос спорный. Материя, время и пространство - бесконечны, непрерывны и вечны. Монизм, согласно Циолковскому, является принципом единства Вселенной.

Взгляды Циолковского можно охарактеризовать как материализм и панпсихизм, признающий чувствительность всей вселенной. Мельчайшим элементом материи является «чувствующий атом», бессмертное элементарное существо, претерпевающее различные судьбы, путешествуя из одной «организации существа» в другую. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной взаимосвязи и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются после исчезновения их обладателя и переселяются в иные органические или неорганические образования. Циолковский является основоположником «космической этики», в рамках которой добром признаются все процессы усложнения во Вселенной, поскольку «блаженство» атомов обеспечивается их пребыванием в наиболее сложных, внутренне благоустроенных организмах. Наличное состояние вселенной свидетельствует о торжестве творческих, противостоящих тенденции к мировой смерти (антиэнтропийных) сил жизни и разума. Космологический процесс предстает как ряд цикличностей (периодичностей) усовершенствования бытия.

Возникновение разумных форм знаменует собой «пробуждение» природы, разум выступает основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства. Циолковским был разработан план рационального переустройства социума. С его точки зрения, Рационализация всеобщего человеческого бытия предопределена исторически неизбежным выходом человечества в космос, освоения людьми мирового пространства. В своем мировоззрении Циолковский выступал против религиозного дуализма духа и материи, также как и против «пессимистического материализма». Циолковский – апостол космической эры. Своими идеями, расчетами и проектами он возвестил человечеству о неизбежности выхода за пределы Земли.

Вернадский Владимир Иванович – русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. Исследования Вернадского посвящены минералогии, кристаллографии, основанным им новым разделам науки – геохимии, биогеохимии, космохимии, радиогеологии разработке концепции биосферы и ее перехода в ноосферу, а также истории науки, социальным проблемам, философии. Мировоззренческой канвой его творчества был космизм: природные и социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Неоднократно высказывал мысль, что «наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии»[3].

Свою собственную позицию называл критическим реализмом, а иногда – философским скептицизмом, который принимает реалистическое миропредставление, как оно научно выявляется, как единственную возможность, и не признает ни религиозных, ни философских представлений, как ему равноценных. Научную мысль считал новой, ранее отсутствовавшей геологической силой.

Жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию «вечности жизни», а не ее самозарождения на Земле (жизнь – «вечное проявление реальности»). Крупным вкладом мыслителя в научную картину мира явилась концепция биосферы, т.е. сферы существования живого на Земле. Динамическое равновесие, организованность биосферы поддерживается космическими факторами. Ее эволюция рассматривалась им в качестве целостного процесса взаимодействия живого и неживого («косного»), в котором видообразование и эволюция биосферы тесно взаимообусловлены. Неотделимая часть строения биосферы – человек как проявление природного процесса эволюции. В человеке Вернадский видит деятельное существо, активно преобразующее природные условия с помощью своего разума. По своей мощности антропогенные воздействия на природу сравнимы с геологическими силами. Человек способен воздействовать и на «проявления космических соотношений». Эволюция человека не завершена. Он является лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, и наши потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы. Вернадский обосновывал мысль, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотрофности человечества, т.е. к достижению его независимости от других форм жизни путем искусственного синтеза пищи. Это будет иметь и огромные моральные последствия. Анализируя антропогенную деятельность, он пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу (от греч. νοῡς – разум). Ноосфера – «царство разума человеческого». Она представляет собой «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней»[4]. Ноосферогенез определяется прежде всего ростом науки и основанного на ней труда человечества. К его предпосылкам помимо охвата научной мыслью всей планеты и свободы научного творчества относится достижение единства всего человечества, открытие новых источников энергии, отказ от войн и все, что должно обеспечить, согласно концепции мыслителя, развитие личности. Дальнейшее расширение ноосферы будет связано с выходом человечества в космос.

Для более подробного изучения материала рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Материалистическое учение И.М. Сеченова о психических явлениях.

2. Философские и социальные идеи Д.И. Менделеева.

3. К.Э. Циолковский: космический взгляд на Вселенную.

4. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Литература

1. (075)
И 907

История русской философии / Ред. Маслин М.А. - М.: Республика, 2001. - 638 с. -С.363-369; 384-389.

2. 1Ф

З-567

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с. – С. 295-303

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2007. – 576 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Наши рекомендации