Занятие «Поговорим об агрессии».
Занятие «Поговорим об агрессии».
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята. Рады приветствовать вас на опорной площадке «Подросток и общество». Сегодня на занятиях «Интенсивной школы» попробуем разобраться в проблеме агрессивного поведения людей.
- Но прежде давайте снимем напряжение. Вы умеете громко отвечать? Тогда сейчас все вместе громко вы будете отвечать мне только ДА.
Игра «Всегда: Да»
Список вопросов:
· Сегодня 12 мая 2015 года?
· Меня зовут Ольга Семеновна?
· На улице солнечный день?
· Вы любите активные игры?
· Вы молоды?
· Вы красивы?
· Вы добры?
· Прощали человека, причинившего вам зло?
· Любите узнавать новое?
· Начнем наше занятие?
-Хорошо!
Видеоролик Танец «Добро и зло».
- Белое и черное, добро и зло всегда были противоборствующими силами. Как определить грань: что уже есть зло, а что несет добро? Это вопрос, который всегда волновал людей. Попробуем ответить на него, работая по теме «Поговорим об агрессии».
Слайд №1. Основная часть занятия.
- И сейчас небольшой теоретический блок для вас.
-Каждый из нас нередко сталкивается с агрессивным поведением. Мы становимся свидетелями хамства, грубости, ссор. В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным, ведь очень часто оно объясняется простым недостатком культуры и воспитания людей!
-Слайд №2. У агрессии существует множество синонимов: враждебность, гнев, злость и т.д. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». С точки зрения психологии, агрессия – это любое поведение, направленное на то, чтобы причинить вред другому живому существу, не желающему подобного обращения.
- Слайд №3. Выделяют несколько видов агрессивного поведения:
1.Вербальная агрессия выражена в словесной форме.
2.Физическая агрессия – прямое применение силы.
Слайд №4. 3.Прямая агрессия направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение.
4.Косвенная агрессия обращена на объекты, непосредственно не вызывающие раздражения, но более удобные для проявления агрессии.
Слайд №5. -«Каждый может разозлиться - это легко. Но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно, - это дано не каждому».- Аристотель – древнегреческий философ.
- Агрессия живет в каждом из нас, она является нашей физической особенностью. И пока мы умело справляемся с ней, она помогает нам твердо сказать НЕТ, защититься от непорядочности людей, быть в тонусе.
- Но если агрессивное состояние входит в привычку, агрессия заполняет человека, и он уже не в силах справиться с ней, вот тогда кроме зла от агрессии ждать нечего.
Слайд № 6. «Мозговой штурм».
- Делимся на пары и быстро в режиме мозгового штурма обсуждаем вопрос: «К каким негативным последствиям может привести агрессивное поведение человека?» Ответы напишите на листочках.
- Озвучиваем свои ответы и прикрепляем листочки на доску магнитиком.
(Ссора с лучшим другом, драка, нарушение закона, привычное раздражительное и агрессивное поведение, одиночество и др.) Слайд №7.
- Действительно, много негативных моментов появляется в жизни человека из-за его агрессивного поведения. Жить так становится невозможно ни самому человеку, ни людям, которые окружают его. Что же делать?
- Начнем искать ответ на этот вопрос на занятии психолога.
Психолог
Занятие-тренинг «Стоп, агрессия!»
Ход занятия
Вступительное слово ведущего: -Здравствуйте, ребята!
Упражнение «Смайлики». - Давайте познакомимся. Выберите смайл и напишите свое имя. Присаживайтесь, закрепите смайлы в бейджики и по кругу назовите имя и свое сегодняшнее настроение. … - Спасибо!
«Правила группы». - Чтобы наша работа была эффективной, необходимо принять правила:
1.Правило круга. Мы слушаем каждого, кто говорит, не перебивая!
2.Принцип «Я». Все высказывания от своего имени: «Я думаю…, я чувствую…».
3.Правило активности подразумевает включение в процесс занятия всех участников.
- Принимаем правила? – Спасибо!
- Начинаем наше занятие «Стоп, агрессия!» Сегодня мы будем общаться, узнавать что-то новое о себе и других, учится правильно избавляться от агрессивного состояния.
Упражнение «Сороконожка». – Но прежде, снимем напряжение и поиграем в «Сороконожку». Встаньте в круг в затылок друг другу, возьмите друг друга за талию и внимательно слушайте мои задания. Ваша задача: выполнить все правильно и сохранить сороконожку в целостности. – Итак, под музыку начинаем двигаться за головой сороконожки по кругу. (Дети обошли круг). Стоп! Присели, встали на левую ногу, попрыгали. Встали на правую ногу, попрыгайте! Молодцы, а теперь повернитесь лицом в круг и возьмитесь за руки.
Упражнение «Доброе животное». – Мы стали одним большим добрым животным. Хотите послушать, как оно дышит? На вдох мы делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Вдох – выдох, вдох – выдох! Хорошо! А теперь послушаем, как бьётся сердце нашего животного. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад! Стук – стук. Наше животное ровно дышит и у него четко бьется сердце.
- Хорошо, мы настроены с вами на работу. Присаживаемся.
Беседа об агрессии.
– Ребята, вы уже познакомились с понятием агрессия, ее видами, причинами. А теперь давайте поработаем с этим понятием мысленно, закройте глаза и представьте себе образ агрессии. Какого она цвета? Какая она на вкус? А если ее потрогать, то какая она?
- Открываем глаза и делимся впечатлениями: кто что представил?
- У каждого возникли свои представления и ощущения. Но я думаю, что вот это существо отобразит собирательный образ агрессии.
- Что нам говорит об агрессивном состоянии этого существа? (Ответы подростков: взгляд, кулаки, оскал, чернота в душе, грозные высказывания).
- Неприятное состояние, правда?
-Можно ли исправить положение, и превратить существо из агрессивного в доброжелательное?
- Итак, меняем внутреннее душевное состояние, оно стало неколючим и светлым, и тогда меняется взгляд, появляется улыбка, разжимаются кулаки, слова-колючки превращаются в солнечные добрые слова.
- С таким ведь намного приятнее общаться.
- Но все ли так легко исправить в жизни? Легко ли справиться с агрессивным состоянием? ( Нет).
- Над этим надо работать. И сейчас мы выполним ряд упражнений, которые помогают справиться с агрессивным состоянием. Стулья нам сейчас не потребуются, поэтому поставьте их подальше к стене. Спасибо!
Упражнение «Рубим дрова».
- Скажите, кто из вас рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова понарошку. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его, крикнув «Ха!» ( Упражнение можно выполнять под счет, дети поднимают руки над головой и одновременно на счет «Раз» опускают их, произнося вслух выкрик «Ха!»)
- Молодцы, много дров нарубили.
- Что чувствуете? Как думаете, как это упражнение поможет в профилактике агрессивного поведения? (выплескивается отрицательная энергия).
Упражнение «Прыгуны».
-Поплескаемся еще? Упражнение «Прыгуны». Разобьемся на две группы и попрыгаем на мячах.
- Хорошо, у нас немного сбилось дыхание, чтобы его восстановить встаньте ровно, опустите руки.
Завершающий этап.
- Подведет итог и еще раз напомнит о сегодняшнем разговоре небольшой видеролик.
Видеоролик «Антиагрессия»
- Мы желаем вам любви, добра, уверенности в себе. Помните: что услышали и чему научились сегодня.
-До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЯТЬ ПРАВИЛ СНЯТИЯ АГРЕССИИ
Наверняка многие из нас знают, что вспышки гнева – это простая защитная реакция нашего организма. Таким образом мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Но далеко не все способны на это из-за своих убеждений. Одни считают, что открыто выражать злость – это плохо, другие полагают, что так они проявляют свою слабость.
Но, тем не менее, все мы люди, и нам свойственно злиться. Агрессивность заложена в нас самой природой и, всякий раз подавляя её, мы направляем свою же силу против себя. Накопленная энергия гнева и злости разрушает нас изнутри, вызывая болезни, усталость и депрессию. Так каким образом возможно избавиться от злости, освободиться от накопившихся обид и отрицательных эмоций? Неужели нужно давать волю своему гневу? А ведь именно от таких вспышек агрессии могут страдать самые близкие и дорогие тебе люди.
Некоторые самостоятельно стараются избавиться от негодования, да так стараются, что еще глубже погружаются в них. Казалось бы, парадокс: все понятно, так нельзя, без злости будет лучше и легче, но чем больше вы проговариваете про себя формулу «успокойся», тем сильнее вы злитесь.
Чтобы успокоиться и адекватно отреагировать на некую критическую ситуацию, психологи советуют сосчитать до десяти. Думаю, что многие слышали о таком методе. Но! Кому-то этот способ помогает, а вот кому-то – с точностью до наоборот. Постепенно приближаясь к «десяти», такие люди просто «срываются с цепи», говоря потом, что до начала счета они были гораздо спокойнее.
Успех реакции на проблему зависит от скорейшего выброса негативных эмоций. Чем быстрее, тем лучше. А мы часто себя сдерживаем, загоняем вглубь обиду и злость. Но спустя время эти эмоции с новой силой просятся наружу. Именно поэтому мы и выматываемся и физически, и психологически. Но это вовсе не значит, что надо срываться, мстить и уничтожать обидчиков. Ни в коем случае. Злость нужно уметь выпускать альтернативными и безобидными способами.
Вот несколько способов сброса негативных эмоций гнева, раздражённости, агрессии.
1. Дайте волю своим чувствам!
Очень важно позволять себе злиться и испытывать гнев. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость – это такая же эмоция, как и гнев, только без внутренних ограничений. Итак, возьмите подушку и начните лупить её – так вы всю злость выплесните и почувствуете, что вам стало намного легче, словно вы сбросили тяжкий груз. Если этот метод не особо вам подходит, то напишите письмо ненависти и злости. Пишите на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку, вкладывайте в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания можете смять листок и выкинуть в мусорницу. Для этого мы хотим подарить вам вот такие «Листы гнева».
Есть ещё одна альтернатива этому методу – уйдите туда, где меньше всего людей (лес, дача и т. д.), и прокричитесь так, как вам захочется!
Но не всегда можно сразу удалиться и оказаться в одиночестве, поэтому сейчас мы с вами проработаем еще одно интересное упражнение «Безмолвный крик».
Представьте себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-нибудь зло. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал здесь. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты хочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче. Ну. вот теперь хорошо!
Смогли ли в своем воображении крикнуть очень громко? Что кричали?
2. Не доводите себя до предела, когда на вас кричат или критикуют!
Лучший способ совладать с гневом – это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Просто скажите: «Ты знаешь, мне не нравится, когда ты так говоришь со мной…» или «Я рассержена на тебя, потому что…» Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все в лицо. Можно обратиться к обидчику через зеркало. Проиграйте ситуацию, которая вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто вас задел, выскажите все, что вы о нем думаете. После того, как ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение поможет вам полностью освободиться от злости и агрессии.
3. Учитесь вежливому общению!
Стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит», препятствуют формированию у собеседника внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.
4. Научитесь делать паузу!
Самый простой способ справиться с собой – это сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Об этом упоминалось ранее. Если есть возможность, прогуляйтесь, ведь движение обязательно поможет справиться с разыгравшимся адреналином. Также можно негатив «смыть». Умойтесь или помойте руки. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде: «Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И, хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? Для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани…»
5. Избавьтесь от накопившегося беспокойства и внутренних блоков!
Упражнение «Улыбка» позволит вам легко приходить в состояние душевного равновесия. Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках ваших губ. Представьте, как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя легкую улыбку. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появится ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки» не станет для вас привычным.
Задание: оформить информационный стенд «Причины агрессивного поведения».
Ход выполнения задания:
Наклейте материал на стенд.
4. Расскажите об изученном материале присутствующим, используя примеры из жизни.
5.Разработайте и познакомьте участников творческой лаборатории с рекомендациями по профилактике агрессивного поведения.
(Примерные рекомендации: работать над саморазвитием, самовоспитанием, повышать свою самооценку до уровня адекватности, развивать силу воли, чтобы повысить самоконтроль своего поведения, научиться выстраивать взаимопонимание с людьми, конструктивным способам взаимодействия.)
Раздайте Памятки.
7. Спасибо за работу!
Задание: познакомить участников творческой лаборатории с правилами снятия агрессивного состояния.
Ход выполнения задания:
Задание: создать плакат-коллаж «Мой мир без агрессии».
Ход выполнения задания:
Организовать участие всех участников творческой лаборатории в акции «Мой мир без агрессии»: Каждый участник должен на цветных листочках написать свои любимые занятия, предметы, события, которые помогают избежать агрессивного поведения.
Примерный текст для проведения акции: «У каждого человека душа наполнена своим содержанием. Можно набросать в нее всякие гадости, злость, зависть и быть вредным, мрачным и агрессивным. Мы предлагаем вам заполнить себя прекрасным, добрым и позитивным. Старайтесь, чтобы ваш мир был без зла! Работайте над собой постоянно – занимайтесь саморазвитием и саморегуляцией! Начнем это прямо сегодня, прямо сейчас на этом занятии: подумайте и напишите на цветных листочках свои любимые занятия, предметы, события, которые помогают вам избежать агрессивного состояния и поведения. Опустите их кармашек-душу нашего собирательного образа. Пусть наш внутренний мир будет наполнен интересными и светлыми событиями, без агрессии!!!»
Занятие «Поговорим об агрессии».
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята. Рады приветствовать вас на опорной площадке «Подросток и общество». Сегодня на занятиях «Интенсивной школы» попробуем разобраться в проблеме агрессивного поведения людей.
- Но прежде давайте снимем напряжение. Вы умеете громко отвечать? Тогда сейчас все вместе громко вы будете отвечать мне только ДА.
Игра «Всегда: Да»
Список вопросов:
· Сегодня 12 мая 2015 года?
· Меня зовут Ольга Семеновна?
· На улице солнечный день?
· Вы любите активные игры?
· Вы молоды?
· Вы красивы?
· Вы добры?
· Прощали человека, причинившего вам зло?
· Любите узнавать новое?
· Начнем наше занятие?
-Хорошо!