Россия накануне первой русской революции
Характеризуя основные особенности экономического развития страны в начале XX века, Ленин выделил противоречие, которое
«… глубже всего объясняет русскую революцию: самое отсталое земледелие, самая дикая деревня – самый передовой промышленный и финансовый капитализм!»
Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершёнными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм оплетён, так сказать, особенно густой сетью отношений докапиталистических. Последние проявлялись в области экономики – в широком распространении феодально-крепостнических пережитков (помещичьи латифундии, отработки); в социально-политической структуре – в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики – в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого является царизм. Таким образом, в начале XX века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами. Особую остроту этим противоречиям придавала система политического, духовного и национального гнёта царского самодержавия.
Начало XX века стало временем значительного революционного и общественного подъёма. Центр революционного движения переместился из Западной Европы в Россию. Ведущей силой революционной борьбы был российский пролетариат, который в это именно время впервые противопоставляет себя, как класс, всем остальным классам и царскому правительству. Во главе пролетариата стояли революционные социал-демократы. Всё это определило принципиальное отличие революционного кризиса начала XX века: к объективным признакам революционной ситуации, подчеркивал Ленин, присоединился фактор субъективный –
«…способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство».
Появились условия для непосредственного перерастания революционной ситуации в революцию. От экономических стачек конца XIXв – к антиправительственным демонстрациям, а затем и прямым схваткам с полицией и войсками; от стачек в пределах предприятия – к стачке –демонстрации в границах крупного промышленного центра, а в 1903 – огромного экономического района; от предъявления чисто экономических требований – к требованиям политическим, обобщённым выражением которых были лозунги: «Долой самодержавие, да здравствует демократическая республика», - таковы важнейшие показатели, характеризующие динамику, масштабность и характер классовой борьбы российского пролетариата. 1901г ознаменовался «Обуховской обороной» в Петербурге. В 1902 в Сормове состоялась первомайская демонстрация, в ходе которой рабочий П. Заломов поднял красное знамя. В ноябре 1902 произошла общегородская стачка в Ростове-на-Дону, положившая начало массовым политическим митингам под руководством социал-демократических организаций. Обобщение, комбинирование и развитие найденных приёмов, форм и методов борьбы осуществилось в ходе Всеобщей стачки на Юге России 1903.
Революционные марксисты во главе с Лениным развернули энергичную деятельность по созданию пролетарской партии нового типа. На II съезде РСДРП была создана марксистская пролетарская партия нового типа на тех идейных и организационных началах, которые разрабатывались Лениным. Переход российского пролетариата от экономической к политической борьбе пробудил к активным выступлениям другие социальные группы и классы русского общества. Волновалось студенчество. Крестьянское восстание 1902 в Полтавской и Харьковской губерниях н҆ачало новый этап борьбы крестьянских масс. Оживилось либерально-оппозиционное движение (земское движение). Политическое самоопределение основных классов в условиях революционной ситуации выразилось в создании мелкобуржуазных партий и группировок (важнейшая – партия эсеров, 1901-02); в консолидации буржуазно-либеральных элементов («Союз земцев-конституционалистов», 1903, и «Союз освобождения», 1904, ставшие ядром буржуазной партии кадетов).
В условиях роста революционной борьбы царизм наряду с карательными мерами прибегал к лавированию и обещанию уступок. Попыткой направить рабочее движение по пути тред-юнионизма явилась зубатовщина (насаждение проправительственных легальных рабочих организаций, действующих под тайным надзором полиции и призванных отвлечь рабочих от политической борьбы с самодержавием, направить рабочее движение в русло чисто экономичес-ких требований).