Научные методы и направления в современном литературном процессе (2 ч)
План занятия
1. Современны научные исследования и литературный процесс
2. Современная психология и отражение ее достижений в художественных произведениях писателей 21 в.
3. Проблема использования синтетических методик и методологии в современной литературе
Литература
- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook027/01/part-004.htm
- http://www.testsoch.net
- http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02
Задания для самостоятельной работы
1. Составить проект анализа художественного произведения в рамках темы занятия
Заочная форма обучения
Курс
План и содержание лекционных занятий
ЛЕКЦИЯ № 1-2 (4 ч.)
НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Общее представление об МЛП. Отечественные и зарубежные исследования в области МЛП. Концептуальные идеи глобализации и их влияние на МЛП
Литература
1. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука, 1999. – 608с.
2. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С. 204-214.
3. Федотов Г. Статьи о культуре. // Вопросы литературы, 1990. – Февраль. – С. 189-238.
4. Философский словарь под ред. И. Т. Фролова. – М. : Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.
5. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. – М. : Высшая школа, 1999. – 398с.
6. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С. 194-203.
7. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С. 217-231.
8. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С. 166-188
9. Поиск новых путей: из опыта работы. / сост. С. Н. Громцева. – М. : Просвещение, 1990. – 191с
Тематика практических занятий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 1
АНТИЧНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ(2 ч).
План занятия.
1. Формирование древнегреческого литературоведения
1.1.«Поэтика» Аристотеля и ее основные концептуальные идеи.
1.2.Вклад греческих философов (Аристотель, Платон, Сократ и др.) в развитие литературы.
2. Новые концептуальные идеи развития литературы у римских писателей и поэтов.
2.1.Гораций и его вклад в развитие теории литературы.
2.2.Римская философия и литература.
3. Эллинистическая литература и философия о литературном процессе.
4. Античная литература и МЛП
Литература.
1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература: Учебное пособие. – Л. – 1989.
2. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. – М. – 2007.
3. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М. – 2001.
4. Мирецкая Н.В. Прочтем, подумаем, поспорим… Беседы и размышления об искусстве и культуре античности: Книга для учителя. – М. – 2006.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. – М. – 1991.
6. Словарь античности. Перевод с немецкого. – М. – 1989.
7. Трухина Н.Н. История Древней Греции: Экспер. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2006.
8. Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Эксперем. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2007.
9. Фролов Э.Ю. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л. – 1991.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовить презентации
- Подготовить доклады по вопросам (на занятии используется метод Сократа)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 2
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ЕЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ (2 ч.)
План занятия
(занятие с элементами диспута)
1. Особенности литературного процесса Средневековой Европы.
1.1.Христианская концепция развития литературы: первые труды христианских ученых о духовности и нравственности
1.2.Труды средневековых философов Западной Европы и развитие литературы.
2. Средневековые писатели и поэты о развитии литературы.
a. Героический эпос Средневековья и его духовно-нравственный мир («Беовульф», «Сказание о Кухулине», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде»).
b. Духовный мир городского фольклора и народной литературы (баллады о Робин Гуде, народные книги о докторе Фаустусе и др.)
3. Нравственная концепция рыцарской литературы (рыцарский роман и рыцарская поэзия).
4. Нравственная концепция городской литературы
Литература.
1. Гершензон М. «Робин Гуд». Л., 1966г.
2. Маркова А.Н. Культурология: История мировой культуры. М.: ЮНИТИ, 2000г. – 600с.
3. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. М.: 1974г.– 460с.
4. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., 2001г. – 560с.
5. Средневековой роман и повесть: Тристан и Изольда – М., 1974г.
Задания для самостоятельной работы
1. Презентации и микрофильмы
2. Доклады и рефераты
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3
НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ч)
План занятия
(практическое занятие с элементами дискуссии)
- Особенности гуманистического мышления эпохи Возрождения
1.1.Концепция гуманистического мировоззрения и ее идеологи
1.2.Особенности антропоцентризма в зарубежной литературе Возрождения.
- Философия эпохи Возрождения и идеи гуманизма.
- Новые концептуальные идеи живописи эпохи Возрождения и их отражение в литературе
Литература.
1. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая культура).
2. Зарубежная Литература. Эпоха Возрождения” Шайтанов И. О. Изд. “Просвещение” . – М., 2003
3. Философия” Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Юристъ, 2004
4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа", 1987.
5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев, М.,1978.
6. Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм.- М., 1977.
7. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев, М.,1976
Задания для самостоятельной работы
1. Презентации
2. Подготовить доклады и рефераты по темам занятия
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 4