Приложения понятия превращенной формы
Понятие "превращенной формы" дает ключ к анализу сознания на различных
его уровнях. Применяя это понятие, Маркс сумел поставить явления
общественного (и индивидуального) сознания в систему социальной
деятельности. Это понятие позволяет вывести духовные, идеологические
образования из их материально-социальной основы (а не сводить их к ней,
ложно предполагая зеркальное отображение общественных структур в
идеологических, культурных и т.п., выявить постоянно меняющееся отношение
между автоматическим и сознательным в общественном поведении и действии,
проникнуть в особенности функционирования личностных структур,
складывающихся из ассимиляции индивидом общественных культурных систем, и
т.д. Понятие превращенной формы плодотворно в исследовании явлений
общественного фетишизма, первобытного антропоморфизма, в анализе знаковых
культурных систем, в том числе при выявлении условий отчуждения в культуре и
т.п. В применении к идеологическим отношениям Маркс интерпретировал
превращенную форму как ложное сознание, то есть не как субъективное
индивидуальное заблуждение, а как общественно необходимую видимость
отношений, воспроизводящуюся в представлениях их агентов. Именно
превращенные формы действительных отношений являются содержанием мотивов,
побуждений к действию непосредственных агентов общественных отношений.
Маркс пользовался понятием превращенной формы и для характеристики
научного познания. Задачей науки, по Марксу, является раскрытие внутренних
связей, а исследования, ограничивающиеся натуралистическим воспроизведением
превращенных форм проявления, он относил к вульгарному типу науки. Но этим
же, с другой стороны, ставится задача объединения содержательных и
феноменологических исследований, задача тем более актуальная, что в
современной буржуазной философии (в феноменологии, в экзистенциализме и
т.д.) развиваются различные "теории феномена", которые "заменяют реальность
вещи объективностью явлений" (Сартр) и тем самым подводят гносеологическое и
онтологическое обоснование как раз под процедуры вульгарной науки. Без
понятия превращенной формы переход от содержательности к феноменальности (и
наоборот) и их объединение в некотором единстве науки невозможны. В системе
науки, состоящей, в принципе, из различных методов и различных по типу
теоретических построений, должна существовать и реализовываться также и
качественная теория Марксова типа (с соответствующим ей
содержательно-предметным методом анализа). Она - посредствующее звено как к
формально-математическим, так и к феноменалистическим типам теории (т.е.,
например, к теориям, принимающим продукт феноменологического замещения за
конечную реальность, за элементарный и конечный факт и, соответственно, не
пользующимся понятиями "превращенности", "замещения", "восполнения" и т.п. в
своих построениях и описаниях, которыми - и только которыми - выполняются,
тем не менее, определенные задачи).
В социально-исторических исследованиях понятие превращенной формы
позволяет выявлять социально-исторические закономерности в максимально
приближенном к действительности виде. Если с точки зрения научного знания
превращенная форма является воспроизведением предмета в виде представления о
нем, то в исторической действительности такое "представление" является
реальной силой, частью самого исторического движения. Очагом и реальной
движущей силой истории, т.е. "объективным событием", "фактом" (а не
представлением, отличным от факта) истории является интерпретированное
бытие, в применении к которому нельзя отдельно выделить анализом
"интерпретацию" бытия его субъектами (ложную или же более или менее
приближающуюся к действительности) и "истинное бытие", которое складывалось
и действовало бы помимо своей интерпретированности.
6. КОНТИНУУМ "БЫТИЕ-СОЗНАНИЕ" И ЕГО НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ61
Вообще этот случай, как и многие другие в гуманитарных науках,
показывает, что приходится оперировать понятием единого континуума
бытия-сознания и рассматривать "бытие" и "сознание" лишь в качестве
различных его моментов, имея в виду области, где теряют смысл классические
различения объекта и субъекта, реальности и способа представления,
действительного и воображаемого и т.д. Но здесь как раз и появляются (и
сохраняются в теории, претендующей на объективность метода описания)
превращенные объекты (иррациональные выражения, "желтые логарифмы") как
знаки, "свидетельства" неустранимого различия между бытием и сознанием, как
символы того, что при всей слитости в некотором общем континууме бытие и
сознание не могут быть отождествлены. Наличие оператора "превращенность" в
концептуальном аппарате теории указывает именно на это.
Понятие и проблема превращенной формы являются фундаментальным элементом
развития современной логики и методологии гуманитарных наук, наиболее
радикально ставящим задачу пересмотра и ограничения всего классического
философского поля мысленных операций и идентификаций (так называемого
декартово-кантовского мыслительного пространства), которые обычно
практикуются наукой применительно к объектам человеческой реальности. Если
более глубоко и до конца продумать и развернуть философские последствия
проблемы превращенной формы, то окажется, что учитывающий ее способ
обращения с фактами этой реальности предполагает иные метафизические
допущения и постулаты, чем те, которые допускались классикой и полагались ею
в качестве всеобщих и универсальных. Наоборот, последние могут быть частным,
специальным случаем. Это касается прежде всего пересмотра формулировки таких
абстракций, как абстракции упорядоченности бытия или его хаотичности,
прерывности и непрерывности, однородности и неоднородности, понятий истины и
заблуждения, отношения "описания извне" объектов человеческой реальности и
их "описания изнутри" и т.д. Речь в принципе должна пойти о построении
онтологического пространства мысли, отличного от так называемого "декартова
пространства" и могущего тем самым послужить лоном отработки или, если
угодно, изобретения расширенных форм рациональной мысли и объективного
знания и описания.