Практическое расчленение и соединение предметов и логическая деятельность
Собственно анализ и синтез есть мысленное расчленение и соединение
предметов в указанном выше смысле. Однако необходимо при этом учесть, что
исторически содержание этого процесса логической деятельности формируется
впервые в предметно-вещественной деятельности человека (то есть отнюдь не в
созерцании) и только впоследствии распространяется на предметы, связанные
отношением "целое - часть", независимо от практики человека. На этом
основаны как связь, так и различие вещественной и логической деятельности.
Человек практически расчленяет и воссоединяет тела в связи с какими-то
своими потребностями. Он или различным образом пользуется разными частями
одного предмета или создает для своего использования целое, не существующее
в природе. Связь координации, то есть наличие определенных необходимых
частей в предмете, является здесь результатом практических действий человека
и фиксируется как необходимая в зависимости от условий использования
созданного предмета в общественной практике. Хотя свойства целого, благодаря
которым оно может быть определенным образом использовано практически и ради
получения которых впоследствии соединяется предмет, следуют из объективных
свойств воссоединяемых предметов10, в логическом знании это первоначально
еще не фиксируется. Необходимость связи вытекает из того факта, что без
наличия таких-то частей невозможен такой-то общественно фиксированный и
повторяющийся способ пользования вещью. Например, создавая составное орудие
или строя жилище определенного типа, человек фиксирует наличие определенных
частей как условие повторного воспроизведения предметов и удовлетворения той
или иной общественной потребности. Если не соединены предметы A, B, C, то
нет явления F, и наоборот, если соединить предметы A, B, C, то есть явление
F. На основе этой вещественной деятельности и происходит различение и
связывание чувственных образов предметов в плане практически создаваемой
связи: чтобы собрать предмет, нужно различить части, а чтобы разобрать
предмет, нужно связать чувственные образы частей.
Первые представления о целом и его необходимых частях возникают, таким
образом, на основе вещественной деятельности и связаны с ней. Человек что-то
практически меняет в предметах окружающего мира и фиксирует определенную
необходимую связь (в данном случае - координацию частей предмета) как
необходимый результат изменений, производимых его предметной деятельностью,
которая может быть повторена миллиарды раз по данному ее типу. Но дело
меняется, когда наличные представления о координированных целях применяются
к предметам, возникающим и существующим независимо от практики человека, или
когда объективная координация частей предмета не совпадает с их практическим
использованием, с их ролью в практике человека. Здесь предполагается умение
устанавливать объективную координацию логически (которое, между прочим,
может применяться и к предметам, создаваемым или расчленяемым человеческой
деятельностью, и заключается в выработке общего знания об объективных
свойствах этих предметов, в силу каковых они и могут выполнять определенную
роль в практике человека).
Расчленяя и воссоединяя предметы практически и устанавливая тем самым
какую-то их координацию, человек научается делать это мысленно, независимо
от возможностей практического расчленения и воссоединения тел, и отражает
посредством этого умственного действия объективно существующую координацию в
логическом знании. "Научается" здесь означает возникновение особого типа
деятельности - логической деятельности - и фиксирование объективной связи
"целое - часть" в виде обобщенного мысленного содержания форм этой
деятельности. Раскрытие этого перехода, его необходимости - дело истории
мышления. Нашей же задачей было лишь указать на него как на факт. Отметим
только, что осуществление логических действий расчленения и воссоединения
предметов предполагает фиксирование содержания в понятийной форме. Возникают
понятия целого и части, фиксирующие отношение свойств целого (то есть
результата координации его частей) и свойств частей в общем виде, и на их
основе протекает определенная логическая деятельность. Ее особенности мы
сейчас и рассмотрим, предполагая теоретическое отношение к предмету.
Хотя процесс логического анализа и синтеза и возникает из
практически-чувственной деятельности человека, но, раз возникнув, обладает
своими собственными законами. Это видно уже из того, что практическое
расчленение и воссоединение предмета исключают друг друга (расчленение
предмета не дает его соединения), тогда как в применении к логическому
процессу мы будем говорить об анализе посредством синтеза, и наоборот.