Практическое расчленение и соединение предметов и логическая деятельность

Собственно анализ и синтез есть мысленное расчленение и соединение

предметов в указанном выше смысле. Однако необходимо при этом учесть, что

исторически содержание этого процесса логической деятельности формируется

впервые в предметно-вещественной деятельности человека (то есть отнюдь не в

созерцании) и только впоследствии распространяется на предметы, связанные

отношением "целое - часть", независимо от практики человека. На этом

основаны как связь, так и различие вещественной и логической деятельности.

Человек практически расчленяет и воссоединяет тела в связи с какими-то

своими потребностями. Он или различным образом пользуется разными частями

одного предмета или создает для своего использования целое, не существующее

в природе. Связь координации, то есть наличие определенных необходимых

частей в предмете, является здесь результатом практических действий человека

и фиксируется как необходимая в зависимости от условий использования

созданного предмета в общественной практике. Хотя свойства целого, благодаря

которым оно может быть определенным образом использовано практически и ради

получения которых впоследствии соединяется предмет, следуют из объективных

свойств воссоединяемых предметов10, в логическом знании это первоначально

еще не фиксируется. Необходимость связи вытекает из того факта, что без

наличия таких-то частей невозможен такой-то общественно фиксированный и

повторяющийся способ пользования вещью. Например, создавая составное орудие

или строя жилище определенного типа, человек фиксирует наличие определенных

частей как условие повторного воспроизведения предметов и удовлетворения той

или иной общественной потребности. Если не соединены предметы A, B, C, то

нет явления F, и наоборот, если соединить предметы A, B, C, то есть явление

F. На основе этой вещественной деятельности и происходит различение и

связывание чувственных образов предметов в плане практически создаваемой

связи: чтобы собрать предмет, нужно различить части, а чтобы разобрать

предмет, нужно связать чувственные образы частей.

Первые представления о целом и его необходимых частях возникают, таким

образом, на основе вещественной деятельности и связаны с ней. Человек что-то

практически меняет в предметах окружающего мира и фиксирует определенную

необходимую связь (в данном случае - координацию частей предмета) как

необходимый результат изменений, производимых его предметной деятельностью,

которая может быть повторена миллиарды раз по данному ее типу. Но дело

меняется, когда наличные представления о координированных целях применяются

к предметам, возникающим и существующим независимо от практики человека, или

когда объективная координация частей предмета не совпадает с их практическим

использованием, с их ролью в практике человека. Здесь предполагается умение

устанавливать объективную координацию логически (которое, между прочим,

может применяться и к предметам, создаваемым или расчленяемым человеческой

деятельностью, и заключается в выработке общего знания об объективных

свойствах этих предметов, в силу каковых они и могут выполнять определенную

роль в практике человека).

Расчленяя и воссоединяя предметы практически и устанавливая тем самым

какую-то их координацию, человек научается делать это мысленно, независимо

от возможностей практического расчленения и воссоединения тел, и отражает

посредством этого умственного действия объективно существующую координацию в

логическом знании. "Научается" здесь означает возникновение особого типа

деятельности - логической деятельности - и фиксирование объективной связи

"целое - часть" в виде обобщенного мысленного содержания форм этой

деятельности. Раскрытие этого перехода, его необходимости - дело истории

мышления. Нашей же задачей было лишь указать на него как на факт. Отметим

только, что осуществление логических действий расчленения и воссоединения

предметов предполагает фиксирование содержания в понятийной форме. Возникают

понятия целого и части, фиксирующие отношение свойств целого (то есть

результата координации его частей) и свойств частей в общем виде, и на их

основе протекает определенная логическая деятельность. Ее особенности мы

сейчас и рассмотрим, предполагая теоретическое отношение к предмету.

Хотя процесс логического анализа и синтеза и возникает из

практически-чувственной деятельности человека, но, раз возникнув, обладает

своими собственными законами. Это видно уже из того, что практическое

расчленение и воссоединение предмета исключают друг друга (расчленение

предмета не дает его соединения), тогда как в применении к логическому

процессу мы будем говорить об анализе посредством синтеза, и наоборот.

Наши рекомендации