Когнитивно-поведенческое направление
Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скиннера. Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Можно сделать вывод, что при помощи целенаправленного воздействия возможно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную (Мейхенбаум, Бандура, Эллис).
Основные положения когнитивно-поведенческого направления:
- большинство поведенческих проблем — следствие проблем в обучении и воспитании;
- поведенческие реакции — реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия «организм — среда»;
- моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.
Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данного направления, состоит в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. Соответственно, основным методом воз-, действия становится формирование навыков, а основная задача специалиста заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведения. При этом акцент делается не на рефлексии клиента по поводу действий, а на самих конкретных действиях.
В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Данное четкое представление он получает при помощи операционализации поведения — переводе неясных моментов в объективные наблюдаемые действия. Следующие шаги — выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель определялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». Соответственно, в процессе консультации затрагиваются три уровня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
В рамках данного направления применяются:
- самоконтроль (обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектом тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений; моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение);
- самонаблюдение (ведение дневников);
- составление контрактов (клиент—специалист; клиент—значимые близкие; клиент с самим собой);
- домашние задания (предписания).
Особое внимание специалист должен уделять тому, чтобы работа по решению проблемы происходила в системе существующих правил клиента, которыми он руководствуется в своем поведении. Следовательно, на первых же этапах одной из основных задач, которую должен решить специалист, является определение данных правил. В 1979 году Хоффман обобщил и систематизировал правила клиента:
- правила, формулирующие ценностные установки клиента («Косметика вредна для здоровья»);
- правила, связанные с воздействием стимула («После развода все будет по-другому»);
- поведенческие оценки («Так как я рыжий, все думают, что я хитрый и не способен на искренние чувства»);
- правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности («Я больше не верю»);
- правила, связанные с воздействием реакции («Я буду раньше приходить домой, только бы она не сердилась»);
- правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности («Мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, вырастить сына, построить дом»).
Основой эффективности считается активная позиция клиента.
Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления — диагностически-обучающая.
Примеры приемов воздействия на личность клиента в когнитивно-поведенческом направлении.
Название: «Правило жизни».
Показание: наличие у клиента заложенных родителями программ, которые проявляются в настоящий момент его самореализации.
Цель: выработка новой адаптивной программы поведения.
Алгоритм:
- прояснение под руководством специалиста родительских посланий клиенту;
- осознание и вербализация данных посланий;
- их запись;
- прояснение чувств клиента к ним;
- выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;
- переформулирование родительских посланий, вызывающих негативные реакции на положительные.
Название: «Самоконтроль».
Показание: выявление проблемной части личности клиента.
Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.
Алгоритм:
- попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пяту» — эмоцию, контроль над которой он боится потерять больше всего;
- позволить выразить ее, используя для этого любые предметы, игрушки, в танце, в борьбе, в любом движении;
- изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;
- вернуться к чувству и посмотреть:
а) как изменилось оно;
б) как изменилось отношение клиента к нему;
в) принять его, «став его другом».
Название: «Систематическая десенсибилизация». Показание: наличие тревожных состояний, страхов. Цель: уменьшение, снижение силы страха. Алгоритм:
- обучение снижению мышечной релаксации;
- выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;
- предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, представлять объекты из данной иерархической системы (в случае повышения страха он дает специалисту об этом знать, специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п. 3); 4) экологическая проверка.
Название: «Мишень».
Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.
Цель: пробуждение желания жить. Алгоритм:
- обнаружение причины и/или негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;
- нахождение альтернативных способов поведения в противовес суициду;
- в процессе специально организованной беседы подвести клиента к осознанию абсурдности его желания;
- создание положительной установки на жизнь.