Когнитивно-поведенческое направление

Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скиннера. Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Можно сделать вывод, что при помо­щи целенаправленного воздействия возможно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную (Мейхенбаум, Бандура, Эллис).

Основные положения когнитивно-поведенческого направления:

- большинство поведенческих проблем — следствие проблем в обучении и воспитании;

- поведенческие реакции — реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия «организм — среда»;

- моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.

Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данного направления, состоит в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. Соответственно, основным методом воз-, действия становится формирование навыков, а основная задача специалиста заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведения. При этом акцент делается не на рефлексии клиента по поводу действий, а на самих конкретных действиях.

В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Данное четкое представление он получает при помощи операционализации поведения — переводе неясных моментов в объективные наблюдаемые действия. Следующие шаги — выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель определялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». Соответственно, в процессе консультации затрагиваются три уровня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

В рамках данного направления применяются:

- самоконтроль (обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектом тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений; моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение);

- самонаблюдение (ведение дневников);

- составление контрактов (клиент—специалист; клиент—значимые близкие; клиент с самим собой);

- домашние задания (предписания).

Особое внимание специалист должен уделять тому, чтобы работа по решению проблемы происходила в системе существующих правил клиента, которыми он руководствуется в своем поведении. Следовательно, на первых же этапах одной из основных задач, которую должен решить специалист, является определение данных правил. В 1979 году Хоффман обобщил и систематизировал правила клиента:

- правила, формулирующие ценностные установки клиента («Косметика вредна для здоровья»);

- правила, связанные с воздействием стимула («После развода все будет по-другому»);

- поведенческие оценки («Так как я рыжий, все думают, что я хитрый и не способен на искренние чувства»);

- правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности («Я больше не верю»);

- правила, связанные с воздействием реакции («Я буду раньше приходить домой, только бы она не сердилась»);

- правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности («Мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, вырастить сына, построить дом»).

Основой эффективности считается активная позиция клиента.

Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления — диагностически-обучающая.

Примеры приемов воздействия на личность клиента в когнитивно-поведенческом направлении.

Название: «Правило жизни».

Показание: наличие у клиента заложенных родителями программ, которые проявляются в настоящий момент его самореализации.

Цель: выработка новой адаптивной программы поведения.

Алгоритм:

- прояснение под руководством специалиста родительских посланий клиенту;

- осознание и вербализация данных посланий;

- их запись;

- прояснение чувств клиента к ним;

- выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;

- переформулирование родительских посланий, вызывающих негативные реакции на положительные.

Название: «Самоконтроль».

Показание: выявление проблемной части личности клиента.

Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.

Алгоритм:

- попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пяту» — эмоцию, контроль над которой он боится потерять больше всего;

- позволить выразить ее, используя для этого любые предметы, игрушки, в танце, в борьбе, в любом движении;

- изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;

- вернуться к чувству и посмотреть:

а) как изменилось оно;

б) как изменилось отношение клиента к нему;

в) принять его, «став его другом».

Название: «Систематическая десенсибилизация». Показание: наличие тревожных состояний, страхов. Цель: уменьшение, снижение силы страха. Алгоритм:

- обучение снижению мышечной релаксации;

- выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;

- предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, представлять объекты из данной иерархической системы (в случае повышения страха он дает специалисту об этом знать, специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п. 3); 4) экологическая проверка.

Название: «Мишень».

Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.

Цель: пробуждение желания жить. Алгоритм:

- обнаружение причины и/или негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;

- нахождение альтернативных способов поведения в противовес суициду;

- в процессе специально организованной беседы подвести клиента к осознанию абсурдности его желания;

- создание положительной установки на жизнь.

Наши рекомендации