Методологические принципы психокоррекционной работы при социальном отчуждении личности
Как уже выяснилось, социальное отчуждение личности практически в любом возрасте тесно связаны с проблемами семейных и супружеских взаимоотношений, в основе которых, как правило, лежат нарушения в иерархической системе. От четкости ее прописания и признания всеми членами структуры зависит, насколько успешным будет функционирование данной структуры.
Кроме того, при анализе ситуации специалисту необходимо учитывать такие факторы, как:
- возрастной период каждого из членов семьи;
- этап развития семьи как самостоятельного организма;
- специфику проблемы.
Причем при построении психокоррекционных мер значимость возрастного периода будет превалировать, поскольку специфика проблемы часто зависит от возрастных особенностей клиента.
Таким образом, при психокоррекционном воздействии семья будет выступать в двух ипостасях:
- семья как источник девиаций ее членов;
- семья как инструмент психокоррекционного воздействия.
А поскольку понятие «девиации» тесно связано с понятием «норма», то основной целью психокоррекционного воздействия при девиациях является «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических условий.
Таким образом, при анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, разумно пользоваться следующим алгоритмом:
- определить возраст, пол, социальную принадлежность, состояние здоровья клиента;
- выяснить формулировку проблемы в интерпретации клиента и/или его значимых близких (в случае если клиент обратился не по своей инициативе);
- определить структуру девиации;
- узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);
- вид взаимодействия с реальностью;
- выдвинуть гипотезы (2—3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;
- проверить гипотезы при помощи психодиагностики;
- спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.
При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:
- всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;
- с какого момента возникла;
- что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из родственников, смерть, болезнь);
- что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);
- то первый обратил внимание на данную проблему;
- как сам клиент ее воспринимает;
- что уже делали для решения данной проблемы;
- в чем сам клиент видит ее причины;
- что намерен предпринять;
- какие возможные препятствия видит на своем пути;
- что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.
Перед началом исследования необходимо заключить с клиентом (или с родителями клиента, в том случае, если исследуемый является несовершеннолетним) психотерапевтический контракт.
Обсуждение психотерапевтического контракта подразумевает:
- распределение ответственности (специалист — за безопасность клиентов, технологии доступа к разрешению проблемы клиентов; клиенты — за свою активность, искренность);
- общую продолжительность работы, длительность одного сеанса, периодичность встреч (обычно вначале один раз в неделю, далее один раз в две-три недели);
- условия оплаты (если оказание психологической помощи происходит в рамках муниципального учреждения, то предоставление информации о стоимости данной услуги в. частном порядке);
- санкции за нарушения условий контракта.
Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов типа:
1.«Каким образом вы раньше справлялись с трудностями?»
2.«Что именно вам помогало?»
3.«В каких конкретно ситуациях вы чувствовали себя наиболее сильными?»
4.«Как вы применяли свою силу?»
5.«Какие качества (свои и других челнов семьи) вы считаете наиболее ценными?»
При проведении психокоррекции специалист должен способствовать:
- укреплению веры клиентов в безопасность и успешность психокоррекционного процесса;
- инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения при помощи вопросов типа: «Как вы думаете, что самое плохое в данной ситуации?», «Что, по вашему мнению, в данной ситуации хорошего?»;
- осуществлять совместно с клиентами поиск новых способов поведения — «веер решений»: «Что еще можно сделать для решения данной проблемы?», «Как вели бы себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?», «Приемлем ли для вас подобный способ поведения?», «Что вам мешает (поможет) вести себя подобным образом?».
Заключительной фазой работы с девиацией должна быть «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер, 1995). Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1—3—5—10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сообщают о чувстве удовлетворения, то специалист может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правильно. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (что именно?).
Следует отметить, что в данном учебном пособии дан общий алгоритм работы с девиациями. Безусловно, что каждый случай должен рассматриваться отдельно, с учетом всей совокупности нюансов. Тем более, что для работы с каждой отдельной девиацией существуют свои специфические методы. Например, «Кризисная модель психотерапии», которая применяется при наркомании, попытке суицида, психозе.
Контрольные вопросы:
1.Что является основной целью психокоррекции при социальном отчуждении личности?
2.Назовите основной инструмент психокоррекционного воздействия.
3.Каков алгоритм анализа социальном отчуждения клиента?
4.Что необходимо выяснить при сборе психологического анамнеза?
5.Дайте определение понятию «экологическая проверка».