Основные направления буддизма
Хинаяна | Махаяна |
§ Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений § На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий § Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей § Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений § Отсутствуют обряды и магия § Отсутствуют иконы и культовая скульптура | § Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение § Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения § Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи § Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству § Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв |
Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э. он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом. Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:
§ развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;
§ вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;
§ решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв. и принесшие с собой ислам.
Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени.
http://alexeylopatkin.livejournal.com/3567.html - здесь есть про ментальность. Просто очень емкий вопрос.
Всякий народ имеет свой специфический образ мышления, своё мировосприятие, духовную настроенность. Каждый из этих компонентов, так или иначе, проявляется в отдельно взятых индивидах, представителях той или иной народности. А весь комплекс подобных качеств и называется менталитетом. Китайский народ, естественно, обладает собственным уникальным менталитетом, который у жителей вырабатывался на протяжении нескольких тысячелетий. Так, к примеру, китайская письменность, которая основана на базе иероглифов, на многие века разъединила Китай и Запад, так сказать встала мощной границей, не позволяющей определенным элементам из западной культуры вливаться в самобытные традиции и быт китайского народа. Следует отметить, что китайская ментальность есть точнейшее зеркальное отражение от менталитета народов Европейского континента. К примеру, символом траура для китайцев считается белый цвет, предложения в китайской речи строятся абсолютно иным способом, не так, как в преимущественном большинстве европейских языках, высказывания вежливости и «галантности» будут здесь восприняты как обычный расчет. Если китаец настойчиво уступает вам проход в какое-нибудь помещение, то он скорее всего рассчитывает, что все равно пойдёт первым нежели Вы. Естественно, что все люди совершенно разные, и нельзя судить о целом миллиардном народе лишь по некоторым из его представителей.
Давайте определим главные психологические черты среднестатистического китайца. Это терпение, дисциплинированность, внушаемость (часто переходящая в фанатичность), щедрость, патриотизм, коллективизм, сплоченность, завышенная самооценка (проявление любых изолированных культур). Например, развитию дисциплинированности, сплоченности, коллективизма, терпению способствовали компактное обитание на небольшой территории, совместная борьба с различными стихийными бедствиями, общая работа, которая раньше касалась развития важной ирригационной системы.
Ученые и исследователи данного вопроса также выделяют и такие качества, как внешнее миролюбие, гостеприимство и доброжелательность. Вот к примеру, когда китайцы приветствуются, то произносят «Ни цзинтянь чифаньлэ ма?», что дословно, в переводе означает: «Вы сегодня кушали?». Подобная форма приветствия демонстрирует нам их общее голодное прошлое, и неподдельную заботу, которую китайцы выявляли друг к другу.
В связи с этим, лишь глубокое изучение психологии китайцев, их менталитета может помочь вам в установлении с ними надёжных, тесных и прочных связей, которые вы ищите
10. Особенности китайской мифологической системы.
Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 столетия до нашей эры; «Ицзин», древнейшие части 8-7 века до нашей эры; «Чжуаньцзы», 4-3 столетия до нашей эры; «Лецзы», с 4 века до нашей эры по конец 3 века нашей эры). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 века до нашей эры), а также в поэзии Цюй Юаня (4 век до нашей эры). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т.п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами. А птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя).
11. В современном буддизме имеется несколько концепций, касающихся характера взаимоотношений государства и религии, и все они, несмотря на адаптацию к современным условиям, связаны либо с доктринальными положениями канонического буддизма, либо с древнеиндийскими концепциями царской власти.
Повышенный интерес тхеравады к государству обусловлен рядом причин. В конечном счете, все учение и практика тхеравады ориентированы на улучшение кармы человека. Основным способом улучшения кармы является накопление религиозных заслуг, осуществляемое через культовые и ритуальные отношения мирян с монастырем и сангхой. Для реализации этой религиозной идеи необходимо иметь значительное число монастырей и монахов, нормальное функционирование которых невозможно без поддержки центральной власти и контроля со стороны государства, иначе происходит вырождение тхеравады. Характерно и то, что тхеравада существует только в странах, исторически находившихся под влиянием индийской культуры, и эта религия всегда была неотъемлемой частью политической системы. Из вышесказанного следует, что в тхераваде не только создаются концепции взаимоотношения религии с государственной властью, но и возвеличивается культ правителя или правительства, которое действует в интересах сангхи и религии. Это наглядно подтверждается буддийскими концепциями о чаккаватине (всемирном правителе), бодхисатве и дхармарадже (просветленном или истинном правителе), деварадже (божественном правителе).
***
Все древнеиндийские концепции царской власти, восходящие к «Ведам», подчеркивают небесное происхождение цари и его божественное предназначение.
Ритуальная сакрализация царя осуществлялась преимущественно брахманами. Поскольку тхеравада была частью индийской политической культуры, постольку в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Кампучии, Лаосе сакрализация личности царя всегда сопровождалась и сопровождается брахманскими церемониями.
Концепция «бога-царя» была особенно тщательно разработана и реализована в Ангкорской империи. Китайский путешественник Чжоу Дагуань (1296- 1297) писал о царском выезде следующее:
«Когда царь выезжает из дворца, во главе эскорта движутся войска; за ними следуют знамена, штандарты и оркестры. Особой группой следуют от 300 до 500 фрейлин дворца в узорчатой одежде, с цветами в волосах и со свечами, горящими лаже средь бела дня. За ними идут придворные дамы, несущие золотистые и серебряные предметы царского обихода… За ними движутся амазонки из внутренней охраны дворца, вооруженные копьями и щитами. Потом движутся повозки, украшенные золотом и запряженные козами и лошадьми. Министры и принцы следуют верхом на слонах; их видно издали благодаря бесчисленному множеству красных зонтов. За ними появляются жены и наложницы царя в паланкинах, в повозках, верхом на лошадях и слонах; рядом с ними несут не менее сотни зонтов, украшенных золотом. Позади них едет государь верхом на слоне, держа в руках драгоценный меч. Слон одет в золотые доспехи. Рядом с царем несут 20 белых зонтов, отделанных золотом… Те, кто увидит царя, должны пасть на колени и коснуться лбом земли. В противном случае их хватают и держат под арестом» (5).