Методике составления развернутых высказываний
Задание 1. Пример протокола обследования. Составление пересказа прослушанного текста
Фамилия, имя ребенка_____
Возраст___________
Какую группу посещает______
Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/
Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы.
Методика:
Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа.
Инструкция: « Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал».
Запись рассказа ребенка
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности выполнения задания_____________________________________
Критерии оценки:
Полнота передачи содержания текста
Наличие / отсутствие смысловых несоответствий
Смысловые пропуски
Повторы (микротем, фрагментов текста и др.)
Соблюдение логической последовательности изложения
Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Уровень выполнения задания:_____________________________________
Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов.
Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок).
Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках».
Запись рассказа ребенка
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки выполнения задания:
Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках.
Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации.
Соблюдение логической связи между картинками‒эпизодами.
Наличие и характер аграмматизма.
Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.
Уровень выполнения задания:_____________________________________
Задание №3.Составление рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов ‒ заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам.
Инструкция: «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…»
Запись рассказа ребенка
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки выполнения задания:
Особенности фразовой речи.
Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы).
Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание).
Наличие и характер аграмматизма.
Уровень выполнения задания:_____________________________________
Задание №4.Составление описательного рассказа.
Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки ‒куклы ‒ персонажи сказок; домашние животные и др.
Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану.
Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове».
Запись рассказа ребенка
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки:
Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета.
Наличие/ отсутствие логико‒смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики.
Наличие и характер аграмматизма.
Характер оказываемой ребенку помощи.
Уровень выполнения задания:_____________________________________
Задание №5. Вариант заданияпо методике окончания рассказа.
Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа («У новогодней елки с дедом Морозом»); Производится разбор содержания картинки; Дважды прочитывается текст незавершенного рассказа; Предлагается придумать продолжение.
Инструкция:« Посмотри внимательно на картинку. Давай разберем, что на ней изображено. А теперь послушай, что было до этого…
А сейчас посмотри, что изображено на картинке. Что ты видишь на ней?
А теперь придумай, что было дальше?».
Запись рассказа ребенка
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки:
Смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала;
Соблюдение логической последовательности событий;
Особенности сюжетного решения продолжения рассказа;
Используемые языковые средства;
Грамматическая правильность речи.
Уровень выполнения задания:_____________________________________
Задание № 6. Вариант задания насоставление рассказа на заданную тему.
Показ картинок с изображением мальчика, удочки, реки на фоне леса;
Задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика?», «Куда решил пойти мальчик?»,
«Зачем он пошел на реку?»;
После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с мальчиком на рыбалке, указав, что это должен быть собственный, самостоятельно придуманный рассказ.
Критерии оценки:
Структура и содержание составленного рассказа;
Особенности монологической речи;
Наличие элементов собственного творчества (количество и оригинальность актуализированных образов).
Грамматическая правильность речи.
Уровеньвыполнения задания_____________________________
Приложение 3.
Примеры обучающе‒развивающих заданий, используемых на