Глава ii. руководство в жизни
Семенное счастье
1. Глупо не знать, что бедствие приходит изнутри, и думать, что оно приходит с востока или с запада. Неправильно защищать себя снаружи, не приведя себя в порядок изнутри.
Люди, обычно, встав утром, чистят зубы, умываются, молятся на шесть сторон, на запад, восток, север, юг, а также вверх и вниз, защищают ходы, откуда может прийти бедствие, и желают, чтобы день прошел благополучно.
Но по учению Будды надо поступать по-другому. Надо уважать шесть сторон правильной истины, надо поступать умно и делать добродетели, тогда можно защитить себя от бедствий.
Чтобы соблюдать эти шесть сторон истины, надо прежде всего избавиться от грязи четырех поступков, пресечь четыре дурных проявления души и закрыть шесть ходов, ведущих к разорению дома.
Грязь четырех поступков - это умерщвление живых существ, воровство, прелюбодеяние и ложь.
Четыре дурных проявления души - это жажда, гнев, неразумие и страх.
Шесть ходов, ведущих к разорению дома, - это спиваться, веселиться до поздней ночи, предаваться музыке и театру, играть в азартные игры, дружить с плохими друзьями и бежать от своей работы.
Избавившись от грязи четырех поступков, пресеча четыре дурных проявления души и закрыв ходы, ведущие к разорению дома, надо молиться на шесть сторон истины.
Шесть сторон истины: на восток - путь родителей и детей, на юг - путь учителя и учеников, на запад - путь супругов, на север - путь друзей, вниз - путь хозяина и слуг, вверх - путь верящего в учение Будды.
Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после их смерти аккуратно справлять панихиду.
Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару. И в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будет мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми.
Южный путь учителя и учеников - это значит, что ученики должны встречать своего учителя стоя, верно служить ему, покорно повиноваться всем его приказам, делать ему приношения и внимательно прислушиваться к его учению.
А учитель, со своей стороны, должен правильно вести себя, служить примером для учеников, правильно учить учеников тому, чему сам научился, правильно проповедовать и правильно учить, он должен заботиться о том, чтобы его ученики могли добиться славы и защищать их во всем. Тогда отношения между учителем и учениками будут идеальными.
На западном пути супругов муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. Он должен поручить ей все дела но хозяйству, иногда дарить ей украшения. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, должна уметь хорошо обращаться с прислугой, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок.
На северном пути друзей надо дополнять друг друга, быть добрым друг к другу, заботиться о взаимной выгоде и всегда быть чутким друг к другу.
Надо следить, чтобы друг не вступил на плохой путь, если же он ступит на плохой путь, надо присматривать за его состоянием, когда друг в затруднении, надо помочь ему советом, когда он в беде, надо протянуть ему руку помощи, если возникнет в этом необходимость, надо позаботиться о его жене и детях. И тогда отношения между друзьями будут хорошими, они будут счастливы.
На пути вниз, на пути хозяина и слуг, хозяин должен соблюдать пять обязанностей. Давать работу слуге соразмерно его силам. Хорошо платить слуге. Когда слуга заболеет, заботливо ухаживать за ним. Всеми редкими вещами делиться со слугой. Время от времени предоставлять ему отдых.
А слуги, со своей стороны, тоже должны соблюдать пять обязанностей. Быть честным, хорошо знать работу. А также всячески стараться не запятнать имя хозяина. Тогда между хозяином и слугой не будет осложнений, они будут жить в мире и согласии.
На пути верящего в учение Будды в любой семье должно быть учение Будды. И как человек, которому проповедуют учение, он должен относиться к своему учителю с благоговейным чувством, которым у него должны быть исполнены тело, рот и душа. Он должен вежливо встречать учителя, верно следовать его учению и делать ему приношения.
А учитель, проповедующий учение Будды, со своей стороны, должен хорошо понимать учение, чуждаться зла, учить добру, проповедовать правильный путь, должен вести своих учеников так, чтобы они обрели душевный покой. Тогда вся семья будет следовать этому пути, бережно храня учение. И в семье будет счастье.
Молиться на шесть сторон - это не значит, молиться на шесть сторон, желая избежать бедствия. Это значит следовать шести сторонам истины и стараться, чтобы бедствие не возникло изнутри.
2. Человек должен уметь различать друзей, с которыми надо дружить и с которыми нельзя дружить.
Нельзя дружить с жадным человеком, сладким на слова и льстивым, нельзя дружить с расточительным человеком.
Дружить надо с таким человеком, который готов помочь тебе в трудную минуту, готов делить с тобой радости и печали, который не скупится на полезные советы и отличается глубокой сострадательностью.
Человек, который следит, чтобы ты не сбился с правильного пути, беспокоится за тебя в душе, утешает тебя в беде, не жалеет себя, чтобы помочь тебе в нужную минуту, хранит твою тайну и всегда дает правильные советы, с таким человеком надо дружить, ему надо служить.
Обрести такого друга нелегко, и самому надо стараться стать таким другом. Хороший человек благодаря своим правильным поступкам становится солнцем для людей.
3. Великий долг перед родителями ничем не отплатить. Не отплатить, даже если будешь сто лет носить отца на правом, а мать — на левом плече.
Невозможно отплатить великий долг, даже если сто лет будешь купать родителей в ванне с духами днем и ночью, даже если будешь всячески заботиться о них как идеальный сын, даже если посадишь их на трон и окружишь их всевозможной роскошью.
Но если сделаешь так, чтобы они поверили в учение Будды, оставили неправильный путь и перешли на правильный, отказались от жадности и стали делать приношения, то можно отплатить им великий долг. И может быть, это будет даже больше, чем оплата великого долга.
В доме, где дети уважают и любят своих родителей, живут Будда и Бог.
4. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому, если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал.
В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти по правильному пути.
В старину жил один глубоко верующий молодой человек. Когда умер отец, он стал жить вдвоем с матерью. Они любили друг друга и жили хорошо. Вскоре сын женился и они стали жить втроем.
Сначала все шло благополучно, все были счастливы. Но однажды из-за пустяка возникло недоразумение между свекровью и невесткой. Начались раздоры, которые никак не стихали. И, наконец, старая мать не выдержала, оставила молодых и ушла из дому.
После того, как мать ушла, невестка родила сына. Слух о том, что невестка жаловалась на то, что когда она жила вместе со свекровью, та ее обижала и она не могла родить детей, когда же она ушла из дому, Бог дал им ребенка, достиг ушей одиноко жившей свекрови.
Свекровь разгневалась и воскликнула: "Нет на свете справедливости. Если невестке, выгнавшей мать, Бог послал ребенка, это справедливость вверх ногами!"
"Надо похоронить такую справедливость", - закричала она в безумстве и бросилась на кладбище.
Бог узнал об этом и предстал перед ней. Он расспросил ее и начал увещевать, но старая мать не слушала его.
Тогда Бог сказал ей: "Хорошо. Давай я сожгу твою ненавистную невестку и твоего внука. Ты будешь рада?"
От этих слов Бога свекровь опомнилась, поняла, что она неправа, покаялась в грехе и попросила Бога, чтобы он спас жизнь невестке и внуку. Сын и невестка тоже поняли, что они до сих пор заблуждались. Они пошли к матери и встретили ее на дороге с кладбища. Бог примирил свекровь с невесткой и в семью вернулся мир.
Если не откажешься от справедливости, не погибнет навеки учение. Учение исчезает не потому, что оно перестает существовать, а потому что человек забывает справедливость.
Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого.
5. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей или как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений.
Заработанное богатство не надо считать только своим и тратить его только на себя. Надо часть дать другим людям, часть оставить на черный день. Надо радоваться, если оно пойдет на пользу государства, общества или учения Будды.
Нет на свете ничего "своего". Все приходит к тебе по стечению обстоятельств и ты получаешь это только во временное пользование. Поэтому ко всему надо относиться очень бережно.
6. Когда Сямавати, жена царя Удаяна, принесла в приношение 500 одежд Ананде, тот с удовольствием принял это приношение.
Когда царь узнал об этом, он подумал, что, может быть, Ананда принял приношение из жадности. Он подошел к Ананде и спросил его:
"Благороднейший, что ты будешь делать, получив сразу целых 500 одежд?"
Ананда ответил ему: "Царь, многие монахи ходят в поношенной одежде. Я хочу дать им новую одежду". "А куда ты денешь поношенную одежду?" "Из поношенной одежды мы сделаем простыни". "А куда ты денешь старые простыни?" "Из них сделаем наволочки". "А старые наволочки?" "Их мы перешьем в половые подстилки". "А старые подстилки?" "Мы сделаем ковры для вытирания ног". "А что ты будешь делать со старыми коврами?" "Из них сделаем половые тряпки". "А старые тряпки?" "Царь, старые половые тряпки мы рвем на узкие полоски и замешиваем в глину. Из этой глины, когда мы строим дом, мы делаем стены".
К вещам надо относиться бережно. Им надо находить правильное применение. Так надо пользоваться не "своими" вещами, а данными нам во временное пользование.
Жизнь женщины
1. Есть четыре типа женщин. Женщины первого типа сердятся из-за пустяков, они капризны, жадны, завидуют чужому счастью и не делают приношении.
Женщины второго типа часто сердятся, капризны и жадны, но они не завидуют чужому счастью и делают приношения.
Женщины третьего типа, великодушны, не очень сердятся. Они не капризны, могут сдерживать свои желания, но завидуют другим и не делают приношений.
Женщины четвертого типа великодушны, никогда не сердятся, они сдерживают свои желания и всегда спокойны, не завидуют другим и делают приношения.
2. Когда девушка выходит замуж, ей нельзя забывать следующего. Родителей мужа надо уважать и служить им. Надо думать, что родители мужа заботятся о выгодах молодых и являются их умными защитниками, поэтому надо служить им с чувством благодарности и стараться всегда быть им подмогой.
Учитель учит мужа священному учению, поэтому и жена должна уважать и преклоняться перед учителем мужа. Потому что человек не может жить без духовного учителя.
Чтобы понимать работу мужа и помогать ему, жена должна учиться и заниматься самообразованием. Нельзя равнодушно относиться к работе мужа, как к работе чужого человека.
Надо стараться узнать характер, способности и вкусы подчиненных мужа и тех, кто приходит к мужу по работе, и относиться к ним хорошо. Надо бережно относиться к доходам мужа, не тратить лишние деньги на себя.
3. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны, по священному учению, совершенствовать свои души.
Супруги, которых в свое время ставили в пример другим как образец идеального супружества, пришли однажды к Возвышенному и обратились к Нему со следующими словами: "Возвышенный, мы с детства знакомы друг с другом, а когда стали взрослыми, поженились. До сих пор мы даже не помышляли об измене. Мы и в том мире хотим жить, так же любя друг друга, как жили в этом мире. Скажи, что нам делать, чтобы осуществить это желание". Возвышенный ответил им: "Тогда вам надо верить в одну веру. Если вы вместе последуете учению, вместе будете совершенствовать свою душу, вместе будете делать приношения, вместе обретете разум, вы и в том мире сможете жить одной душой".
4. Суджата, вышедшая замуж за старшего сына Анатхапинда, была очень надменная женщина. Она никого не уважала, не слушалась приказов родителей и мужа, и из-за этого в семье всегда были разлады.
Однажды Возвышенный зашел к этому богатому купцу и увидел, в каком состоянии находиться семья. Он позвал к себе молодую жену, Суджату, и сказал ей: "Суджата, на свете есть семь типов жен. Первый тип — это жены-убийцы. У них грязная душа, они не уважают и не любят своего мужа, изменяют мужу и, наконец, уходят к другому мужчине.
Второй тип - это жены-воры. Они не принимают работы мужа, думают только о том, чтобы удовлетворить свое тщеславие, для того чтобы насытить себя, расточают доходы мужа и тем самым обворовывают своего мужа.
Третий тип - это жены, как хозяева. Они не ведут домашних дел, ленивы и заняты только тем, чтобы удовлетворять своп потребности, они грубы в обращении с людьми и всегда ругают своего мужа.
Четвертый тип - это жены, как матери. Они окружают мужа заботливой лаской, защищают мужа, как своего ребенка, бережно относятся к доходам мужа.
Пятый тип - это жены, как младшие сестры. Они верно служат мужу, служат с такой любовью, какую они проявляют по отношению к своим сестрам, они скромны и сдержаны.
Шестой тип - это жены, как друзья. Они всегда рады мужу, как старому другу, с которым увиделись через много лет. Они ведут себя правильно, они тихи, уважают своего мужа.
Седьмой тип - это жены, как служанки. Они верно служат мужу, уважают его, беспрекословно подчиняются всем его приказам, не сердятся и не обижаются, они делают все для того, чтобы муж был счастлив.
Суджата, из жен этих семи типов какой ты хочешь стать?"
После этих слов Суджате стало стыдно, она покаялась и обещала стать женой, как служанка, во всем помогать мужу и вместе с ним следовать учению Будды.
5. Амрапали была богатой и известной куртизанкой в Вайсали, она содержала много молодых и красивых проституток. Однажды она посетила Будду, чтобы получить хорошее учение.
Возвышенный сказал ей: "Амрапали, душа женщины легко теряет покой и легко ошибается. Женщина жадная, поэтому она скупится и завидует другим. По сравнению с мужчиной у нее много препятствий на пути к просветлению.
Поэтому женщине труднее продвигаться по этому пути. Тем более, если она молодая я красивая. Ей надо идти по пути, одерживая победу над соблазном богатства и любви.
Амрапали, богатство и любовь, сильно соблазняющие женщин, - не постоянные сокровища. Постоянным сокровищем является только путь просветления. И сильный человек слаб перед болезнью, и молодой человек стареет, и жизни угрожает смерть. Приходится иногда расставаться и с любимым человеком, приходится иногда делить компанию и с ненавистным человеком, не всегда исполняются и желания человека. Так устроено в этом мире.
Поэтому в этом мире твоим хранителем может быть только путь к просветлению. Надо спешить к просветлению".
Услышав это учение, она стала ученицей Будды и пожертвовала буддийской общине красивый сад.
6. На пути просветления нет разницы между мужчиной и женщиной. Если женщина тоже решит искать просветления, и она станет последователем пути просветления.
Малика, дочь царя Прасснаджита и жена царя Айодхия, была последователем пути просветления, она нашла убежище в учении Возвышенного и пред Возвышенным дала десять следующих клятв.
"Возвышенный, с нынешнего дня до тех пор, пока не достигну просветления, я, во-первых, не буду нарушать священные заповеди. Во-вторых, я не буду надменна с теми, кто старше меня. В-третьих, не буду сердиться ни на кого. В-четвертых, не буду завидовать ни внешности, ни вещам других. В-пятых, я не буду жалеть ни своей души, ни вещей. В-шестых, я не буду хранить вещи для себя, буду делиться ими с бедными людьми, чтобы они стали счастливыми. В-седьмых, я буду делать приношения, буду любезна со всеми, буду делать все, что пойдет на пользу другим, буду думать о других, ставя себя на их место. Все это я буду делать не для себя, а для других без корысти и задних мыслей. В-восьмых, если я увижу одинокого, или сидящего в тюрьме, или больного, или других страдающих людей, чтобы облегчить их страдания, буду учить их истине в надежде спасти их. В-девятых, если увижу человека, который поймал живое существо, или держит его в неволе, если увижу человека, нарушающего разные заповеди, насколько мне позволят силы, кого надо, буду наказывать, кого надо, буду учить, чтобы они прекратили такие плохие дела. В-десятых, не буду забывать слушать правильное учение, потому что знаю, что человек, который забудет правильное учение, отойдет от истинного учения, кроющегося в каждой вещи, и не достигнет берега просветления.
Более того, чтобы спасти этих несчастных людей, я имею три желания. Во-первых, я желаю, чтобы все обрели покой. И благодаря этому доброму желанию, я верю, какую бы жизнь я ни получила после смерти, я обрету разум правильного учения. Во-вторых, когда я обрету разум правильного учения, я буду, не жалея своих сил, учить других людей.
В-третьих, чтобы защитить правильное учение, я готова пожертвовать своим телом, жизнью и всем своим состоянием".
Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления. И женщина, если она возжелает пойти по этому пути и будет иметь такие же великие желания, как и Малика, станет великим учеником Будды.
Для всех
1. Семь учений могут обеспечить процветание государства.
Первое - народ должен часто собираться для обсуждения политических проблем, должен надежно охранять свою страну.
Второе — люди всех социальных сословий должны жить в согласии и вместе обсуждать дела государства.
Третье - надо уважать старые обычаи и не менять их без причины, соблюдать правила вежливости и долга.
Четвертое - надо признавать различия в поле и старшинстве, поддерживать чистоту семьи и общества.
Пятое - надо почитать родителей, уважать учителей и старших.
Шестое - надо почитать предков, молясь перед алтарем, справлять панихиду и каждый год посещать их могилу.
Седьмое - надо соблюдать общественную мораль, ценить добродетели, следовать учению добродетельного учителя и делать ему приношения.
Любое государство, если в нем будут верно следовать этим семи учениям, несомненно, будет процветать и будет уважаемо другими государствами.
2. В древние времена жил царь, хорошо управляющий своей страной. За большой ум его назвали Великим Светом. Поясняя принципы своего правления, он говорил:
"Прежде чем управлять страной, надо взять под контроль свою душу. Надо с милосердием относиться к своему народу, вести и учить его, очищая души людей от грязи. Надо дать людям правильное учение, чтобы они успокоились и телом, и душой, и поняли, что на свете нет ничего лучшего, чем это учение.
Если придет бедный, надо открыть перед ним все свои кладовые и позволить ему взять все, что он хочет. И при этом ему надо внушить, чтобы он отдалился от всех зол.
Каждый человек видит вещи по-разному в зависимости от того, в каком состоянии находится его душа. Даже жители этой столицы по-разному смотрят на свой город. Одни находят его красивым, а другие - нет. Все зависит от состояния их души и окружающей обстановки.
Человек, уважающий учение, с правильной и прямой душой может увидеть красивый свет лазури и в простом дереве и камне. А для жадного человека, который даже и не пытается взять под контроль свою душу, даже самый богатый дворец не будет красивым.
Точно так же все происходит и в повседневной жизни народа. Самое главное - это душа, и поэтому я считаю, что главное в управлении страной, это - чтобы народ совершенствовал свою душу".
3. Как и говорит Великий Свет, главное в управлении страной, это - чтобы народ совершенствовал свою душу.
Совершенствовать душу - это значит идти по пути просветления. И поэтому, человек, управляющий страной, должен прежде всего верить в учение Будды.
Если человек, управляющий страной, будет верить в Будду, в Его учение, будет уважать милосердных и добродетельных людей и делать им приношения, он не будет иметь врагов, никто не будет таить против него злобы, его государство будет непременно процветать.
Если же государство будет процветать, отпадет необходимость захватывать другие страны, не нужным станет и оружие для войны с другими государствами.
Следовательно, народ будет жить в счастье и довольствии, все сословия будут жить в мире и согласии, добро и добродетель будут процветать, люди будут уважать и любить друг друга. Люди будут процветать и климат станет хорошим, не будет резких холопов и невыносимой жары, и солнце, и луна, и звезды будут светить постоянно, дожди и ветры будут благовременными и умеренными, и не станет стихий.
Долг царя защищать свой народ, царь для народа, как отец и мать, так как он защищает его своими законами. Он должен бережно относиться к своему народу, как родители к своему ребенку. Как родители, не дожидаясь напоминаний от ребенка, меняют ему мокрые пеленки, так и царь должен заботиться о счастье своего народа и освобождать eго от страданий. Для царя народ – это поистине сокровище государства. Потому что без народа не может быть государства. А государство может быть сильным и крепким, когда народ живет в довольстве.
Царь должен постоянно заботиться о своем народе. Он должен видеть все радости и печали народа, заботиться о его процветании. А для этого должен знать обо всем - о воде, о ветрах, о дождях, должен уметь предвидеть урожай, предугадать засуху, должен знать заботы и радости народа, должен быть хорошо осведомлен о преступлениях и заслугах. Совершивших преступление он должен наказывать в зависимости от тяжести преступления, а отличившихся — награждать.
Царь должен хорошо знать свой народ. Когда надо давать народу, надо давать своевременно. Когда надо брать с народа, надо брать, тщательно отмерив. Чтобы не обирать народ, налоги должны быть небольшие. Тогда народ будет жить в довольствии.
Царь своей силой и властью защищает народ. Тот, кто заботится о народе, как о самом себе, тот по праву называется царем.
5. Царем царей является Царь Истины. У него правильная и знатная родословная. Он правит не только всеми странами света, но и чтит учение.
Куда бы этот царь ни пошел, нет нигде ни раздоров, ни обид. Он делает добродетели силой истины. Приносит мир и довольствие народу и искореняет зло.
Царь Истины не убивает, не ворует, не прелюбодействует, не обманывает, не злословит, не лицемерит, не болтает попусту, не знает жадности, не гневается, он разумен. Этими добрыми 10-ю делами он искореняет 10 зол народа. Так как он правит силой истины, он всемогущ. Там, где он, там нет войн и нет обиды, люди не ссорятся друг с другом. Следовательно, народ спокоен, а государство устойчиво. Народ может наслаждаться жизнью. Поэтому его называют Царем Истины.
Так как Царь Истины является царем царей, все цари радуются его добродетелям и правят своей страной, беря с него пример.
Так, Царь Истины является хранителем всех царей, которые благодаря ему хорошо правят своими странами в соответствии с учением Будды.
6. Разбирая преступления, царь должен относиться к делу с милосердием и состраданием. Примечая все своим ясным разумом, он должен руководствоваться пятью принципами.
Первый - он должен основываться на действительности. Он обязан установить действительное положение вещей и выносить решение на основе этой действительности.
Второй - наказания надо налагать, когда царь в силе. Если царь в силе, наказание возымеет действие. Если царь не в силе, наказание может вызвать одни только беспорядки. Поэтому царь должен ждать, когда он снова будет в силе.
Третий - надо судить по побуждениям, а не по результатам. Надо заглянуть в душу преступника и выяснить, намерено он совершил преступление или не намеренно. Если не намеренно, его следует простить.
Четвертый - надо вежливо обращаться с преступником и ни в коем случае нельзя допускать грубость. Это необходимо для того, чтобы точно установить, какой закон нарушил преступник, и не наказывать его сверх меры. Более того, добрыми и ласковыми словами надо пронять душу преступника, чтобы он раскаялся в совершенном.
И пятый - надо относиться к преступнику с милосердием и состраданием, и ни в коем случае не с ненавистью. Ненавидя преступление, нельзя ненавидеть человека. Необходимы милосердие и сострадание, чтобы преступник раскаялся в своем преступлении.
7. Если важный министр, позабыв интересы государства, начнет заботиться только о своих личных интересах, будет брать взятки, злоупотребляя своей властью, и тем самым разложит общественную мораль, люди начнут обманывать друг друга, сильные будут притеснять слабых, благородные будут презирать низших, богатые будут обманывать бедных и не станет справедливости. Беды будут только шириться и расти.
Тогда верные министры отстранятся от дел, честные люди, опасаясь за свою жизнь, замолчат. Только лицемеры займут важные посты и, злоупотребляя властью, начнут наживаться. А народ будет все беднеть и беднеть.
При таком положении дел указы царя будут игнорироваться, его власть пошатнется.
Такие злодеи лишают народ счастья, поэтому это злейшие враги государства. Они обманывают вышестоящих и разлагают нижестоящих, они служат источником бедствий государства. Таких злодеев царь должен наказать особенно строго.
Если в стране, где царь правит по справедливым законам согласно священному учению, есть люди, которые не чтят своих родителей, заботятся только о своей семье, не удостаивая внимания родителей, или же забирают все у родителей и не слушаются их, их надо причислить к наиболее злейшим.
Потому что долг перед родителями такой большой, что дети ничем не могут его возвратить. Преступника, который не верен своему хозяину и не чтит своих родителей, надо наказывать строжайшим образом.
Если в стране, где царь правит по справедливым законам согласно священному учению, есть люди, которые не верят в три сокровища, то есть в Будду, в Его учение и в буддийскую общину, разрушают храмы и сжигают молитвы, ловят монахов и изгоняют их, а также всячески нарушают учение Будды, они являются самыми тяжкими преступниками.
Потому что такие действия подрывают веру народа, лежащую в основе всех добрых дел. Они уничтожают все добрые побуждения и сами себе роют могилу.
Эти три преступления - самые тяжкие и их надо наказывать самым строгим образом. Все другие преступления, по сравнению с этими тремя, незначительны.
8. Если против царя, который правит в стране в соответствии со священным учением, устраивается заговор или на него нападает внешний враг, он должен иметь три убеждения.
Во-первых, он должен знать, что заговорщики или внешний враг только убивают людей и хотят закабалить народ, поэтому он обязан взять в руки оружие и спасать свой народ.
Во-вторых, если есть возможность, надо пытаться без применения силы подавить заговорщиков и отразить внешнего врага.
И в-третьих, надо стараться, по возможности, взять врага в плен, не убивая его, а обезоружив.
Опираясь на эти три убеждения, царь должен дать своим войскам соответствующие приказы, разместить их по боевым позициям и приготовиться к сражению.
В таком случае солдаты будут благоговеть перед добродетельностью своего царя, пред его твердостью и величием. Они поймут, какую они ведут войну, и будут поддерживать своего царя. Веря в милосердие и сострадание своего царя, они будут сражаться, не жалея своей жизни, поэтому царь всегда будет побеждать. И притом его победы станут его добродетелью.