Глава ii. душа и истинное положение вещей

Всё имеющееся не имеет постоянной сущности

1. Так как плоть и душа созданы по стечению обстоятельств, тело не имеет своей субстанции. Тело есть стечение обстоятельств, оно не вечное.

Если бы тело имело субстанцию, оно могло бы стать таким, каким пожелает стать.

Царь в своем государстве может сделать все, что хочет: может наказать, если захочет, может вознаградить, если пожелает. Но над своим собственным телом он не имеет никакой власти. Хотя он не желает этого, тело его болеет. Хотя он не хочет этого, оно стареет.

Точно также и душа не имеет своей субстанции. Душа тоже есть стечение обстоятельств, она непостоянна.

Если бы душа имела субстанцию, она бы могла делать то, что хочет, и не делала бы того, чего не хочет. Но на самом деле, хотя этого не хочет, она имеет дурные помыслы. Хотя этого не желает, она отдаляется от добра.

2. Если спросят, постоянно тело или оно все время меняется, то всякий, наверно, ответит, что оно все время меняется.

Если спросят, непостоянство, страдание или удовольствие, то всякий, когда поймет, что рожденный в этом мире со временем стареет, болеет и умирает, ответит, наверно, что это страдание.

Поэтому ошибочно считать, что все это непостоянное, меняющееся во времени, а потому являющееся страданием, имеет субстанцию.

Душа тоже непостоянная. Она есть страдание и не имеет своей субстанции.

Поэтому наше тело в душа, все то, что окружает их, не имеет никакого отношения к понятиям "я" и "мое".

Это только неразумная душа считает все это "своим" и дорожит им.

Тело и все то, что окружает его, создано по стечению обстоятельств, поэтому оно вечно меняется и никогда не бывает постоянным.

Душа меняется, как текущая вода, как горящее пламя. Она вечно находится в движении, как обезьяна, которой не сидится на одном месте. Она ни минуты не пребывает в покое.

Умный человек, увидев и узнав это, должен отказаться от привязанности к своему телу и душе. Когда он откажется от привязанности к телу и душе, он достигнет просветления.

3. В этом мире есть пять вещей, недостижимых для человека. Во-первых, не стареть, будучи подверженным старению. Во-вторых, не болеть, будучи подверженным болезням. В-третьих, не умереть, будучи смертным. В четвертых, не истлеть, будучи тленным. В пятых, не иссякнуть, будучи иссякаемым.

Обычные люди, столкнувшись с этими неизбежными вещами, начинают страдать. Но человек, постигший учение Будды, понимает, что неизбежного не избежать, он свободен от таких глупых страданий.

И еще в этом мире есть четыре истины. Первая истина - все живое рождается из мрака невежества. Вторая истина - предметы желаний непостоянны, они есть страдание, они все время меняются. Третья истина - все существующее непостоянно, все есть страдание, все меняется. Четвертая истина - нет ни "я", ни ничего "моего".

То, что все непостоянно, все меняется, ни в чем нет собственного "я", — это непреложная истина, независимо от того, появился Будда в этом мире или нет. Будда понял эту истину, постиг ее и начал учить людей этой истине.

Душа

1. И заблуждение, и просветление порождаются душой, все на свете - результат деятельности души. Точно из рукава мага, все может появиться из нее.

Изменения души бесконечны, ее возможности безграничны. Так, оскверненная душа создает вокруг себя оскверненный мир, а чистая душа - чистый мир. Внешний мир может всячески меняться в зависимости от души.

Картины создаются художником, а внешний мир создается душой. Мир, создаваемый Буддой, чист и свободен от мирских страстей, а мир, создаваемый человеком, осквернен и полон мирских страстей.

Душа, как искусный художник, создает различные миры. Нет ничего в этом мире, что бы не могло быть создано душой. Такой же способностью души обладает и Будда. Такой же способностью Будды обладают и люди. Поэтому в создании мира нет различий между душой, Буддой и людьми.

Будда правильно понимает, что все на свете создается душой. И тот человек, который понимает это, может увидеть истинного Будду.

2. Однако душа все время боится, печалится и переживает. Боится того, что уже произошло, и боится того, что еще не произошло. Потому что в душе царят мрак, невежество и болезненная привязанность.

Из такой невежественной и жадной души рождается мир заблуждений. Все причины мира заблуждений заключаются, в конце концов, в самой душе.

Так как и рождение, и смерть происходят только из души, если погибнет душа, порождающая заблуждение о жизни и смерти, исчезнет вместе с ней и это ошибочное представление.

Мир заблуждений происходит из души. Так как смотрят на мир глазами заблуждающейся души, мир становится полным заблуждений. Когда человек поймет, что мир заблуждений не может существовать безотносительно к душе, он освободится от осквернения и достигнет просветления.

Таким образом, этот мир направляется душой, ведется душой и управляется душой. Если эта душа заблуждается, то мир этот полон заблуждений и страданий.

3. Все на свете создается душой, подвластно душе и состоит из души. И человека, который говорит и поступает с оскверненной душой, всегда сопровождают страдания, точно так же, как за коровой следует повозка.

Но если человек будет говорить и поступать с доброй душой, его будут сопровождать удовольствия, точно так же, как тень следует за своим хозяином. Человек, совершающий дурные поступки, страдает в этом мире от того, что делает дурное, и будет страдать в последующем мире еще больше, получив возмездие.

Человек, совершающий добрые поступки, получает удовольствие в этом мире за то, что делает добро, и будет получать удовольствия в последующем мире, получив воздаяние.

Если душа затуманится, дорога перестанет быть ровной и человек начнет спотыкаться. Если же душа чистая, дорога всегда ровная и гладкая.

Человек с чистым телом и душой разрывает сети дьявола и идет по земле Будды. Человек со спокойной душой обретает покой и день и ночь будет совершенствовать свою душу.

Истинное положение вещей

1. Так как все в этом мире создано по стечению обстоятельств, не существует различий между вещами. Но люди усматривают между ними различия, это их предубеждение.

У неба нет ни запада, ни востока, но люди делят его на запад и на восток и думают, что так оно и должно быть.

Числа существуют от единицы до бесконечности. Все это целые числа, и в количестве нет различий, нет ни большего количества, нет ни меньшего количества. Это только люди делят числа на большие и маленькие из удобства и желания отметить различия.

Вообще нет ни процесса жизни, ни процесса гибели, люди усматривают жизнь и смерть. Точно так же сами поступки не бывают ни хорошими, ни плохими, но человек делит их на хорошие и на плохие. Это предубеждение человека.

Будда же ни в чем не усматривает различий. Он рассматривает мир, как облако, плывущее в небе, как призрак, и знает, что все, чего желает душа, и все, чего не желает душа, - все это пустое, не имеет субстанции. Он свободен от всяких желаний души.

2. Из-за желания души жить удобно и хорошо люди привязываются ко всему на свете. Они привязываются к богатству, привязываются к состоянию, к славе, к жизни.

Люди привязываются ко всему: к тому, что есть и чего нет, к добру и злу, к правильному и неправильному, и оттого заблуждаются и страдают.

Жил-был один человек. Отправившись в долгое путешествие, он пришел однажды к большой реке. "На этом берегу опасно, но на том опасности нет", - подумал он. Он связал плот и на нем благополучно переправился на противоположный берег. Достигнув безопасного берега, он решил: "Этот плот благополучно переправил меня на этот берег. Он очень мне помог. Поэтому я его не брошу, а понесу на своих плечах".

Правильно человек поступил с плотом? Нет, неправильно.

Эта притча учит: "Даже к правильному не следует иметь привязанности, надо отказаться от него. Тем более с неправильным. Надо сразу от него отказываться".

3. Все, что нас окружает в этом мире, ниоткуда не приходит и никуда не уходит, не рождается и не погибает, и, значит, нельзя его ни приобрести, ни потерять.

Будда учит: "Все на свете свободно от понятий "есть" и "нет". Поэтому нельзя сказать, что вещи есть, и нельзя сказать, что их нет. Они не рождаются и не погибают". Это и значит, что все на свете создается по стечению обстоятельств и не имеет своей субстанции, поэтому нельзя сказать, что они существуют на самом деле, нельзя сказать, что их нет.

Если, увидев вещи, привязываешься к ним, это причина заблуждения души. Если, увидев вещи, не привязываешься к ним, в душе не возникнет желания. Просветление — это значит постичь эту истину и избавиться от желаний души.

Поистине мир, как сон. Сокровище тоже, как призрак. Все как на картине. Хотя мы видим низкие и высокие места на ней, на самом деле их нет, они нарисованы на одной плоскости. Все на свете, как струящийся от жары воздух.

Верить в то, что все, что создано по стечению неизмеримых обстоятельств, существует вечно, - это ошибочный взгляд, называемый "теорией вечного существования". С другой стороны, верить в то, что все это исчезнет, - тоже ошибочный взгляд, называемый "теорией несуществования".

Все эти категории вечной жизни и смерти, существования и несуществования — не истинное положение вещей. Это только так кажется человеку из-за его привязанности к ним. На самом деле, все на свете существует независимо от привязанностей человека.

Так как все на свете создано по стечению обстоятельств, все меняется. Вещи не имеют субстанции и потому не могут быть вечными и постоянными. Так как они все время меняются, они как призрак, как струящийся от жары воздух. Одновременно с этим они истинны. Они вечны в своем намерении.

Река человеку кажется рекой, но для прета, то есть для голодного духа, для которого вода означает огонь, она не река. Поэтому нельзя сказать, что "есть" река для прета и что "нет" реки для человека.

Точно также ни о чем нельзя сказать, что они есть или что их нет, ибо все это призрак.

Более того, так как помимо этого призрачного мира нет ни реального мира, ни вечного мира, нельзя сказать, что этот мир условный и временный. Нельзя сказать, что этот мир реальный.

Люди думают, что причины ошибок заключаются в этом мире, но если этот мир уже призрак, он не может вызывать желания души у человека и вводить его в ошибку. Люди же впадают в эту ошибку по своей глупости, потому что они не знают этой истины и считают этот мир или условным и временным, или реальным.

Умный же человек постигает эту истину, рассматривает призрак как призраки не впадает в эту ошибку.

Средний путь

1. Тот, кто следует учению Будды, должен избегать двух крайних образов жизни: во-первых, предавания своим низменным желаниям, поддавшись им, во-вторых, аскетической жизни, подвергая свое тело и душу всевозможным истязаниям.

Избегая этих двух крайних образов жизни, надо жить средним образом жизни, который открывает духовные глаза, развивает разум и ведет к просветлению.

Что значит средний образ жизни? Это значит восемь правильных путей: правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение.

Все в этом мире создается и разрушается по стечению обстоятельств и нельзя сказать, что вещи существуют и не существуют. Одни глупые люди считают, что они существуют, другие — что они не существуют. Но для людей с правильным разумом все это вне существования и вне несуществования. Это и есть средний правильный взгляд на вещи.

2. Представим, что у нас плывет большое бревно по большой реке. Если оно не будет приближаться ни к правому, ни к левому берегу, не утонет на середине реки, не будет выброшено на берег, не будет выловлено человеком, не будет вовлечено в водоворот и не подгниет изнутри, оно в конце концов достигнет моря.

Тот, кто следует учению Будды, как это бревно, не должен привязываться к внутреннему и внешнему, к существованию и несуществованию, к правильному и неправильному, он должен избавиться от заблуждений, не должен думать о просветлении, а должен плыть по середине реки. Это и есть средний взгляд на вещи, средний образ жизни.

Для того, кто следует учению Будды, важно в своей жизни избегать крайностей и всегда придерживаться середины.

Не следует привязываться к чему-либо, надо знать, что все на свете не создается и не разрушается, не имеет определенных свойств. Не следует привязываться даже к своим добрым делам, не следует привязываться ни к чему.

Не привязываться - это значит не держаться крепко за что-либо, не иметь привязанности. Следующий учению Будды не боится смерти и не просит себе жизни. Он не следует разным взглядам.

Когда человек привязывается к чему-либо, сразу же начинается его заблуждение. Поэтому следующий по пути просветления не должен ни к чему привязываться, не должен ни за что держаться, не должен ни чем увлекаться, не должен ни на чем останавливаться.

3. Просветление не имеет определенной формы или цвета, чем бы оно могло проявиться. Поэтому в просветлении нет того, что просветляется.

Так как есть заблуждение, есть и просветление. Если не будет заблуждения, не будет и просветления. Без заблуждения не может быть просветления, без просветления не может быть заблуждения.

Поэтому существование просветления становится помехой. Светить надо, потому что есть мрак. Если не будет мрака, не надо светить. Не будет тогда ни света, ни того, что надо освещать.

Поистине, тот, кто следует учению Будды, достигнув просветления, не останавливается на нем. Потому что существование просветления есть заблуждение.

По достижении такого состояния все, будучи заблуждением, является просветлением. Все, будучи мраком, является светом. Надо просветлеть до такой степени, когда все мирские страсти будут ни чем иным, как просветлением.

4. Все вещи равны между собой, между ними не существует различий. Это понятие называется шуньята или пустота. Вещи сами по себе не имеют субстанции, они не создаются и не разрушаются. Их невозможно описать словами. Потому - они пустота.

Все на свете взаимосвязано, все зависит друг от друга и не могут вещи существовать одни, сами по себе.

Это как тень и свет, как длина и короткость, как белое и черное. Вещи сами по себе не могут существовать одни. Они являются несубстанциональными.

Более того, без заблуждения нет просветления, без просветления нет заблуждения. Так как эти два понятия не противоречат друг другу, вещи не имеют двух противоположных свойств.

5. Человеку всегда кажется, что вещи создаются и разрушаются. Но на самом деле вещи не создаются, а, значит, и не разрушаются.

Человек, который приобрел глаза, увидевшие истинное положение вещей, познает, что вещи не рождаются и не разрушаются, постигает истину и начинает понимать, что это не разные понятия.

Человек думает, что есть "я", поэтому он твердо держится за "свое". Но на самом деле нет "я" и не может быть "своего". Узнав, что нет ни "я", ни "своего", человек постигает истину и начинает понимать, что это не разные понятия.

Человек думает, что есть чистое и грязное, и делит все на чистое и на грязное. Но на самом деле нет вещей ни чистых и ни грязных. Чистое и грязное - все это ошибочные представления человека.

Человек думает, что есть добро и зло, и делит все на доброе и на злое. Но нет одного добра, и нет одного зла. Человек, следующий по пути просветления, постигает истину и понимает, что добро и зло - это не разные понятия.

Человек боится несчастья и желает счастья. Но если посмотреть на эти понятия глазами с истинным разумом, то выяснится, что несчастное состояние есть не что иное, как счастливое состояние. Поэтому он поймет, что несчастья есть не что иное, как счастье. Он постигнет истину и поймет, что нет ни заблуждения, овладевающего телом и душой и сковывающего свободу, ни истинной свободы.

Поэтому, когда говорят "существование" и "несуществование", "заблуждение" и "просветление", "существенное" и "несущественное", "правильное" и "неправильное", на самом деле не существует двух противоположных понятий. Их истинное состояние невозможно выразить словами, невозможно показать, невозможно постичь. Нужно освободиться от слов и представлений души. Когда человек освободится от этих слов и представлений, он познает истинную пустоту.

6. Например, лотосы не растут на чистых плоскогорьях и на возвышенностях, а цветут в грязном болоте. Точно так же просветление достигается в заблуждениях, семена Будды рождаются из ошибочных взглядов и заблуждений.

Как не достать бесценных сокровищ, не спустясь на морское дно, преодолевая всевозможные опасности, так и не обрести сокровища просветления, не войдя в грязное море заблуждений. Хоть привязанность человека к себе ростом и с гору, если он сможет решиться последовать учению Будды, он непременно достигнет просветления.

Как в старину мудрецы не получали ранений, взбираясь на остроконечные скалы, не сгорали и не умирали, бросаясь в полыхающий огонь, и оставались всегда свежими и бодрыми, так и человек, следующий учению Будды, на остроконечных скалах чести и славы, в полыхающем огне ненависти будет чувствовать свежий ветерок просветления.

7. Следующий учению Будды постигнет истину и поймет, что противоположные понятия - это не разные понятия. Если из двух противоположных понятий выбрать одно и твердо держаться за него, это будет ошибкой, если даже оно доброе или правильное.

Если человек будет придерживаться мнения, что все на свете меняется, это тоже будет ошибкой. Если же он будет твердо придерживаться мнения, что ничего на свете не меняется, это будет еще большей ошибкой. Если человек будет твердо верить в то, что есть свое "я", это будет ошибка, и он не сможет прекратить своих страданий. Если же он будет твердо верить в то, что нет своего "я", то это тоже будет ошибка и ему не будет смысла следовать учению Будды.

Если человек будет неколебимо верить, что все на свете страдание, это тоже ошибка. Если же человек будет неколебимо верить, что все на свете удовольствие, это тоже ошибка. Учение Будды указывает средний путь, оно учит избегать крайностей.

Наши рекомендации