Глава iii. образы будды и его добродетели

Три образа Будды

1. Нельзя Будду искать в образе или форме. Образ и форма – это не настоящий Будда. Настоящий Будда - это не что иное, как просветление. Тот, кто достигнет просветления, тот увидит настоящего Будду.

Если кто-нибудь, увидев замечательный образ Будды, скажет, что он увидел Будду, это ошибка невежественного глаза. Настоящий образ Будды никому не виден. Никакими красками невозможно изобразить Будду. Никакими словами невозможно описать образ Будды.

То, что имеет образ, это не Будда. У Будды нет образа. Одновременно с этим Будда проявляется в любых прекрасных образах.

Если кто-нибудь ясно увидел Будду независимо от формы Его проявлений, это значит, что он приобрел способность видеть Будду.

2. Тело Будды - это само просветление, вечное создание, не знающее разрушения. Это не плоть, поддерживаемая пищей, а вечное тело, представляющее собой разум. Оно не знает ни страха, ни недуга. Оно
вечное и неизменное.

Поэтому Будда никогда не разрушается. Пока не погибнет просветление, не погибнет и Будда. Просветление проявляется в виде света разума, которое просветляет людей и создает мир Будды.

Тот, кто познает эту истину, станет сыном или дочерью Будды, получит учение от Будды, будет следовать ему и передавать его последующим поколениям. Нет ничего чудеснее, чем сила Будды.

3. У Будды есть три тела. Одно из них Дхармакая или сама сущность Будды. Второе - Самбхогакая или потенция Будды. И третье — Нирманакая или форма проявления Будды.

Дхармакая — это сама Дхарма. Дхарма же есть не что иное, как слияние истины и разума, постигающего эту истину.

Дхарма — это сам Будда. Будда не имеет ни цвета, ни формы. Так как нет ни цвета, ни формы, Он не приходит и не уходит никуда. А поскольку он не приходит ниоткуда и не уходит никуда, нет места, где бы Его не было. Как бескрайнее небо, Он простирается над всем и всеми.

Будда существует не потому, что люди думают о Нем. Он не приходит, когда люди радуются, и не уходит, когда люди ленятся. Будда существует везде и всюду, чтобы люди ни думали и ни чувствовали.

Тело Будды наполняет собой все миры, оно существует везде, оно вечно, чтобы о Нем ни думали люди.

4. Самбхогакая — это проявления не имеющего формы Будды Дхармакая. чтобы спасти страдающих людей, Он появляется перед ними в каком-либо облике, молится за них, подвергает Себя физическим испытаниям, называет Свое имя и ведет людей к спасению.

Сущность этого Будды - Высшее сострадание. Он спасает людей всевозможными средствами. Он, как всепожирающий пламень, сжигает дрова мирских страстей. Он, как ветер, сметающий пыль, разгоняет пыль заблуждения.

Нирманакая - это Будда, который появляется перед людьми, чтобы спасти их, в каком-нибудь облике в зависимости от того, какой перед Ним человек. Он рождается в этом мире, покидает мирскую жизнь и достигает просветления. Всевозможными средствами он наставляет людей на правильный путь, предостерегая их, показывая им болезни и смерть.

У Будды изначально одно тело — Дхармакая. Но так как люди по характеру отличаются друг от друга, Он появляется перед ними в разных обликах. И хотя ищущие Будду люди в зависимости от своей души, поведения и способностей видят разные образы Будды, Будда учит их одной истине.

Хотя тело Будды делится на три разных тела, это делается для достижения единственной цели. И эта цель - спасение людей.

Хотя бесконечное и вечное тело Будды появляется во всех мирах, везде и всюду, это тело - не Будда, так как Будда не имеет плоти. Тело Будды —просветление, оно наполняет собой все на свете. Будда непременно появляется перед человеком, постигшим истину.

Появление Будды

1. Будда редко появляется в этом мире. Сейчас в этом мире Будда достиг просветления, проповедует Дхарму, рвет сети сомнений, выдергивает корни страстей и вожделений, затыкает источники зла. Он беспрепятственно, совершенно свободно ходит по этому миру. И нет большего добра, чем уважать и любить Будду.

Будда появляется в этом мире, чтобы проповедовать Дхарму и дать людям истинное счастье. Так как Будда не может бросить страдающих людей, Он появляется в этом мире, полном страданий.

В этом мире, где нет истины, где царит несправедливость, люди утопают в желаниях, разлагаются физически и нравственно. Жизнь здесь коротка, здесь очень трудно проповедовать Дхарму. Только из Высшего сострадания к людям Будда может преодолеть эти трудности.

2. Будда в этом мире - лучший друг для каждого человека. Если Он увидит человека, страдающего под тяжким бременем мирских страстей, Он возьмет эту тяжелую ношу на Свои плечи.

Будда в этом мире - истинный учитель. Если Он увидит неразумного человека, страдающего от заблуждения, Он светом разума рассеет тьму перед его глазами.

Как теленок ни на шаг не отходит от матери, так и человек, узнавший учение Будды, не отходит от Него. Потому что слушать Его учение всегда доставляет радость.

3. Когда луна скрывается из виду, люди говорят, что луна зашла. Когда луна появляется, люди говорят, что луна взошла. Но луна всегда находится в небе, она не заходит и не восходит. Так и Будда существует вечно. Он не рождается и не умирает. Он рождается и умирает только для того, чтобы открыть людям глаза на истину.

Люди говорят, что луна прибывает или что луна убывает, но луна всегда полная, она не убывает и не прибывает. Так и Будда. Будда вечно существует. Он не рождается и не умирает. Это людям только кажется, что Он рождается и умирает.

Луна появляется над всеми и всем. И над городом, и над деревней, и над горами, и над реками, и в пруду, и в кувшине, и в каплях росы на кончике листьев. Когда человек идет лунной ночью, луна всегда следует за ним. Сама луна не меняется, но в зависимости от того, какой человек на нее смотрит, она кажется другой. Так и Будда. Он всегда следует за людьми и предстает перед ними в разных обликах. Но Будда существует вечно, Он неизменный.

4. Будда появляется в этом мире и исчезает из этого мира не без причинной связи. Когда стечение обстоятельств способствует спасению людей, Он появляется в этом мире. Когда это стечение обстоятельств проходит, Он исчезает из этого мира.

Хотя в Своих проявлениях Будда рождается и умирает, на самом деле Он не рождается и не умирает. Надо постичь эту истину, не удивляться и не печалиться, видя рождение и смерть Будды и постоянное изменение окружающего, надо достигнуть просветления и обрести высший разум.

Будда не имеет плоти, это само воплощение просветления. Плоть - это только сосуд. Если в сосуд поместить просветление - это будет Будда. Тот, кто считает плоть за Будду и печалится о Его плотской смерти, не может увидеть истинного Будду.

В действительности все вещи в своем существе пусты и нет между ними никакой разницы. Они существуют безотносительно к появлению и исчезновению, к приходу и уходу, к добру и злу.

Все эти различия возникают из-за предубеждений смотрящих на них людей. Так и с образом Будды. Истинный Будда никогда не появляется и не исчезает.

Добродетели Будды

1. Будда уважаем всеми за пять добродетелей: за прекрасное поведение, за выдающиеся воззрения, за выдающийся разум, за выдающиеся способности проповедования и за выдающиеся способности ставить людей на правильный путь.

Кроме того, Будда обладает восьмью другими способностями. Во-первых, Он одаряет человека благами и счастьем. Во-вторых, учение Будды на этом свете приносит пользу. В третьих, Он правильно учит о зле и добре, о правде и неправде. В четвертых, Он учит правильному пути и ведет людей к просветлению. В пятых, Он всех ведет по одному пути. В шестых, Будда чужд гордости и кичливости. В седьмых, Он верен Своим словам и поступает так, как говорит. В восьмых, таким образом Он непременно выполняет Свои обеты и клятвы. Через медитацию Будда обретает мир и покой, исполняется ко всем милосердием и состраданием. Он достигает полного беспристрастия, освобождается от всех осквернений души и достигает счастья, которое ведомо только человеку с чистой душой.

2. Будда - отец и мать для всех людей. Как и родители, которые в течение 16 месяцев после рождения ребенка говорят с ним на языке детей и только потом начинают учить его говорить языком взрослых, так и Будда проповедует свое учение словами людей, появляется перед людьми в таком образе, чтобы они могли Его узнать, и переносит их в умиротворенный и спокойный мир.

Будда проповедует Свое учение на одном языке, а люди понимают Его каждый по-своему и думают, что Будда обращается только к нему.

Душа Будды непостижима для заблуждающихся, ее невозможно описать словами, можно только объяснить с помощью притчи.

Хотя воды Ганга постоянно загрязняют черепахи и рыбы, лошади, слоны и другие животные, река всегда чиста. Так и Будда. Сколько бы рыбы и черепахи других вероисповеданий ни плавали и ни возмущали воду, Дхарма Будды остается по-прежнему чистой и невозмутимой.

3. Разум Будды знает все истины. Будда избегает крайностей и всегда придерживается среднего пути. Будучи выше всякой письменности и языка, Он читает мысли других людей в мире и в один миг Своим разумом охватывает весь мир.

Как на бескрайнем море отражаются все звезды, так и на море разума Будды отражаются намерения и мысли всех людей и все тому подобное. Поэтому Будду называют Всеведающим.

Разум Будды освежает иссохшиеся души людей, дает им свет, учит людей, в чем заключается значение жизни, открывает глаза на истину процветания и гибели, причин и результатов. Только благодаря разуму Будды люди познают этот мир.

4. Будда появляется перед людьми не только в образе Будды. Иногда Он принимает образ дьявола, иногда - образ женщины, иногда приходит в облике бога, в облике царя или министра. Он приходит и в дом проститутки, и в дом игрока.

Когда свирепствует эпидемия Будда становится врачом, раздает всем лекарства и проповедует Свое учение. Когда возникает война, Он проповедует правильное учение, чтобы люди могли избежать бедствий. Того, кто твердо держится только одного взгляда, Он учит, что в мире нет ничего постоянного. Того, кто исполнен гордости и эгоизма, Он учит скромности и самоотверженности. Тому, кто живет мирскими наслаждениями, Он показывает несчастья и бедствия мира.

Все действия Будды, проявляемые во всех случаях жизни, исходят из Дхармакая (абсолютной натуры Будды). Его бесконечная жизнь и бесконечный свет спасения тоже исходят из Дхармакая.

5. Жизнь в этом мире не спокойна, как в горящем доме. Люди живут во мраке невежества, они сердятся, завидуют, обижаются друг на друга, мирские страсти портят им жизнь. Так же, как и младенцу нужна мать, так и людям нужно милосердие и сострадание Будды.

Будда из всех святых святой. Он — отец этого мира. Поэтому все люди - Его дети. Они ищут только удовольствия и не имеют разума предвидеть бедствия. Этот мир полон страданий, в нем постоянно горят огни старости, недугов и смерти.

Будда же находится за пределом объятого пламенем мира заблуждений в тихом лесу и говорит:

"Это мой мир. Все, кто живет в нем, мои дети. Спасти их от бесконечных страданий могу только я".

Будда поистине великий царь Дхармы. Он может проповедовать Свое учение, как хочет. Будда появился в этом мире для того, чтобы умиротворить людей и дать им счастье. Чтобы спасти людей от страданий, Он проповедует Дхарму. Но люди из-за страстей не слышат Его и не обращают на Него внимания.

Однако, люди, которые обрадовались, услышав это учение, будут перенесены в новый мир, откуда они уже не попадут в мир заблуждений. Как сказал Будда: "Мое учение могут принять только такие люди, которые поверят в него. Только верой в Будду можно постичь учение, а не умом". Поэтому надо прислушиваться к учению Будды и точно следовать ему.

ДХАРМА

ГЛАВА I. ПРИЧИННОСТЬ

Четыре истины

1. Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. - Всякая привязанность к чему бы то ни было - страдание. Это и есть истина страдания.

Страдания бытия, несомненно, вызываются мирскими страстями, которые вселяются в душу человека. Мирские страсти своими корнями уходят в жажду, сильное желание. Эта жажда порождается сильной привязанностью к жизни. Все то, что видит глаз и слышит ухо, начинает желать человек. Он даже начинает желать смерти. Это и есть истина причины страдания.

Если уничтожить все корни мирских страстей и освободиться от привязанностей, исчезнет и страдание. Это и есть истина уничтожения страдания.

Чтобы достигнуть состояния, свободного от страданий, нужно следовать восьмеричным правильным путем. Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение. Этот восьмеричный путь, устраняющий жажду, называется истиной правильного пути.

Необходимо глубоко постичь все эти истины, ибо этот мир полон страданий, а чтобы избавиться от страданий, нужно освободиться от мирских страстей. Состояние, свободное от мирских страстей и страданий, может быть достигнуто только через просветление. А просветление может быть достигнуто только этим восьмеричным правильным путем.

2. Следующий Дхарме должен постичь эти четыре благородные истины. Кто не постигнет их, будет долго блуждать в потемках. Человека, постигшего эти благородные истины, называют просветленным.

Тот, кто хочет следовать учению Будды, обязан всеми своими силами правильно постичь эти благородные истины. Во все времена всякий святой постигает эти истины и проповедует их другим людям.

Когда человек постигнет эти четыре благородные истины, он впервые освободится от желания, перестанет спорить с людьми, перестанет убивать, воровать, прелюбодействовать, обманывать, ругать, льстить, завидовать, сердиться, будет всегда помнить о бренности существования и не будет сбиваться с правильного пути.

3. Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнем в темную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.

Если человек, следующий Дхарме, постигнет эти четыре истины, он приобретет огонь разума, который рассеет тьму невежества.

Будда учит людей, указывая только эти четыре истины. Тот, кто правильно примет Его учение, благодаря этим истинам достигнет просветления в этом бренном мире и сам станет охранять других людей, станет их опорой.

Потому что постижение этих истин означает рассеивание мрака, служащего источником мирских страстей.

Благодаря этим четырем истинам ученики Будды овладеют всеми учениями, обретут разум, постигающий все истины мира, и добродетели. Они смогут свободно проповедовать учение Будды любому человеку.

Удивительная связь

1. Как страдания людей имеют свои причины, как к просветлению ведет правильный путь, так и все на этом свете является результатом стечения обстоятельств. По стечению обстоятельств все появляется на этом свете и по стечению же обстоятельств все исчезает.

Дождь идет, ветер дует, цветы цветут, листья опадают, - все это происходит по стечению обстоятельств. Человек рождается благодаря связи отца и матери. Пища поддерживает его тело, опыт и знания развивают его душу.

Поэтому надо сказать, что и тело и душа существуют благодаря стечению обстоятельств и изменяются по стечению обстоятельств.

Как сеть образована из связанных друг с другом ячеек, так и все на этом свете связано между собой.

Если кто-нибудь думает, что ячейка сети может существовать сама по себе, то он глубоко ошибается.

Ячейка только в связи с другими ячейками может быть ячейкой. Каждая ячейка является частью других смежных ячеек.

2. Цветы цветут по стечению обстоятельств, опадают тоже по стечению обстоятельств. Сами собой они не цветут, сами собой они не опадают.

Так как цветы цветут по стечению обстоятельств и опадают тоже по стечению обстоятельств, нет ничего в мире постоянного. Все в мире меняется. Не может быть ничего независимого, что бы не менялось.

То, что все рождается по стечению обстоятельств и гибнет по стечению обстоятельств, есть непреходящая истина. То, что все меняется, не остается в прежнем виде, есть единственная в мире неизменная истина. Только она не меняется во веки веков.

Взаимосвязь

1. Что же служит причиной беспокойства, печалей, страданий и переживаний у человека? Причиной служит привязанность.

Человек привязан к богатству, к славе и чести, к комфорту и наслаждениям, к самому себе. Эта привязанность и порождает страдания.

Изначально в этом мире существуют бедствия. Помимо них человек не может избежать старости, болезни и смерти, поэтому есть страдания и печали.

Страдания и печали существуют потому, что есть привязанность. Если не станет привязанности, бесследно исчезнут страдания и печали.

В корне привязанности человека лежат мрак невежества и алчность.

Мрак невежества - это неспособность людей видеть, что все на свете меняется, видеть истинную причинную связь. Алчность — это свойство людей желать того, что невозможно приобрести, и не отказываться от этого в своем желании.

Вообще не существует различия между вещами, но люди видят в них различия. Причина тому мрак невежества и алчность. Вообще не бывает вещей хороших и плохих, но люди делят вещи на хорошие и плохие. К этому побуждает их мрак невежества и алчность.

В душе людей постоянно возникают дурные помыслы, из-за неразумия они не видят вещей в их истинном свете, из-за привязанности к себе совершают неправильные поступки. Поэтому они и заблуждаются.

В огород своих деяний, посеяв семена души, люди присыпают их землей мрака невежества, увлажняют дождем алчности, поливают водой своего эгоизма, взращивают неправильные взгляды и заблуждаются.

2. Следовательно, мир заблуждений с беспокойствами, печалями, страданиями и переживаниями порождает душа человека.

Мир заблуждений - это мир представлений, порожденных душой. Мир просветления - тоже порождение души.

3. В этом мире есть три ошибочные точки зрения. Если придерживаться их, надо отрицать все на этом свете. Согласно первой точке зрения люди утверждают, что все, что происходит с человеком в этом мире, предписано судьбой. В соответствии со второй точкой зрения люди говорят, что все от бога. По третьей точке зрения люди говорят, что все, что происходит на этом свете, не имеет причинной связи.

Если все предрешено судьбой, то выходит, что все хорошие дела в этом мире и все плохие дела - это судьба. Счастье и несчастье - тоже судьба, и, кроме судьбы в этом мире ничего не остается.

Следовательно, люди потеряют всякую надежду на улучшение и перестанут трудиться, на свете не будет тогда ни прогресса, ни улучшений.

То же самое важно сказать и о точке зрения, по которой все на свете совершается богом, и о последней точке зрения, что не существует никакой причинной связи между вещами. Если люди последуют им, они потеряют всякое желание прекратить злые дела и делать добрые дела. Не будет смысла прикладывать к этому усилий.

Поэтому все эти точки зрения ошибочны. Все порождается стечением обстоятельств и все погибает тоже по стечению обстоятельств.

Наши рекомендации