Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Общество и его структура – одна из центральных проблем в социологии. Некоторые учебные пособия даже определяют ее как предмет науки. Любой социум – это не монолит, не нечто однородное. Он состоит из самых различных слоев и групп (национальных, социальных и так далее), которые тесно связаны экономическими, политическими, социальными и духовными отношениями. И проявлять себя они могут только в рамках этих взаимодействий. Этим и обусловлено функционирование общества как единого организма, его целостность. Суть этого вопроса раскрыта в работах Г. Спенсера, М. Вебера, К. Маркса и других известных социологов.
Общество и его структура состоит из нескольких элементов. К основным можно отнести следующие: 1) Классы. В системе разделения труда, деления средств и продуктов производства они занимают разные позиции. 2) Деревенские и городские жители. 3) Люди, занятые физическим и интеллектуальным трудом. 4) Демографические группы (старики и молодежь, женщины и мужчины). 5) Сословия. 6) Группы, объединенные по нации, этносу, народности.
Гражданским обществом называют обычно совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Речь идет о самопроявлении свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, которые в состоянии оградить себя от произвольного вмешательства со стороны государственной власти.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Существуют два подхода к общественному развитию – монистический (формационный) и плюралистический {цивилизационный). Соответственно выделяются марксистская и постиндустриальная теории. Марксистская концепция связана с признанием способа производства в качестве основной детерминанты общественного развития и выделением на этой основе определенных стадий или формаций (отсюда другое ее название – формационная); концепция постиндустриального общества выдвигает в качестве основной детерминанты технический фактор и различает в истории три типа обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. Коренная идея первого подхода – единство человеческой истории и ее прогресс в форме стадиального развития. Коренная идея второго – отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами.
"Воссоздать историю французского слова “цивилизация”, – подчеркивает видный представитель школы “Анналы” Люсьен Февр, – на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по настоящее время". Само слово появилось в языке недавно. Оно было придумано специально. К сожалению, не вполне ясно, кто первым употребил это понятие.
Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это слово в напечатанном виде. Затем оно получает право гражданства с приближением революции, оно празднует свободу. Однако до того как родилось имя существительное, в литературе употреблялся глагол "цивилизовать" и причастие "цивилизованный". Во Франции в конце XVI в. слово известно уже Монтеню, автору "Опытов". Полвека спустя Декарт в "Рассуждении о методе" явно противопоставляет понятия "цивилизованный" и "дикий".
Введенное энциклопедистами понятие цивилизации первоначально несло в себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах разума, с торжеством универсализма. Слово "цивилизация" явилось на свет после того, как "Опыт о нравах", заполнивший начиная с 1757 г. образованную Европу своими 7000 экземпляров первого тиража, установил в первой попытке синтеза связь между некоторыми из основных направлений человеческой деятельности – политической, религиозной, социальной, литературной и художественной – и сделал их неотъемлемой частью истории.
Цивилизация поначалу воспринимается как процесс. Так, П. Гольбах отмечает: "Нация цивилизуется под воздействием опыта". Он пишет: "Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков – все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта".
Этому широкому, но несколько нечеткому взгляду противостояли экономические теории. Своя теория была у физиократов. Адам Смит свяжет тесными узами богатство и цивилизацию. Для многих исследователей цивилизация оказывалась неким идеалом. В конце XVI в. споры практически не вели к критическому рассмотрению самого понятия "цивилизация". Ни у кого пока не возникло намерения конкретизировать ее, ограничить ее универсальную применимость.
Впоследствии "цивилизация" становилась многозначным понятием. Во-первых, цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера. Во-вторых, слово "цивилизация" появляется во множественном числе. Уже отмечалось, что революционный оптимизм поддерживал слово "цивилизация". Однако революция постепенно развивалась, и обнаружились ее последствия. Исследователи подчеркивали прежде всего, что цивилизация может умереть. Отсюда следовало, что пессимистическая концепция Руссо неожиданно возвратилась к жизни.
В эпоху Реставрации стали создаваться различные теории цивилизации. В 1827 г. появились "Мысли о философии человечества" Иоганна Гердера (1744–1803). В том же году вышли "Принципы философии истории" Дж.-Б. Вико. Но один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием "цивилизация" и его исторической интерпретацией. Это Франсуа Гизо, который писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого.
Ф. Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Стало быть, есть цивилизации. Их нужно изучать, анализировать, анатомировать, но над ними есть еще цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Ф. Гизо, состоит в основном из двух элементов: из некоторого уровня социального развития и уровня интеллектуального развития.
Третий смысл понятия "цивилизация" заимствован английской литературой из немецкого языка. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. Р. Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей более простых и устойчивых, "народных" обществ.