Античная философия: основные школы, идеи, этапы развития.
Общая характеристика: античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э.-Vв). Это первая форма философии. Величайшее достижение этих философов – постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем. У древних мыслителей было одно «орудие» познания – созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.
Этапы развития античной философии:
· досократовский (7-5 в. до н.э.)
· классический (5-4 в. до н.э.)
· эллинистический (4-2 в. до н.э.)
· римский (с 1 в. до н.э.-5,6 в.н.э.)
1.досократовский. Основные школы: милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элейская - элеаты (Парменид, Зенон); атомистическая (Левкипп и Демокрит); Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор.
Стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Поиск первоначал (в природе: первоначала – стихии: вода, воздух, огонь, земля). В центре – природные явленияфилософы-«физики» (физис – природа). Центральный мотив – онтологический, бытийный (рациональное объяснение происхождения и сущности мира).
Милетцы – учение о неопределённой материи, материалистическое учение;
Эмпедокл – стихии-элементы, из которых образуются органические вещества и многообразие мира;
Элеаты – освобождение от натурфилософских мотивов, от метафоричности, чувственных образов; противопоставляли истинное бытие как умопостигаемое, рационально-понимаемое чувственному миру.
Демокрит – атомистическая трактовка бытия («атом»-наименьшая физическая частица, их бесчисленное множество, атомы различаются по форме, порядку и положению, есть и пустотаатомы движутся, соединяются и разъединяютсячувственные вещи;
С 5 в. – софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор) – проблематика политической жизни граждан.
2. классический. Сократ, Платон (Академия), Аристотель (Лицей).
Сократ отвергает всю натурфилософию. Центр философских интересов – проблемы субъекта. Человека.
Различие между добром и злом – абсолютный характер. Знание того, что такое добро и что – такое зло, делает человека добродетельным.
Майевтика («повивальное искусство») – рождение истины в процессе диалога; собеседник приводился к противоречиюсовместный поиск истины.
Платон – объективный идеалист.
Мир идей – истинное бытие.
Мир вещей (хора), где мы живём – всегда изменчив
Идея души – бессмертна и перерождается. До своего вселения в телесную оболочку находится в сфере идей, человеческое тело – лишь темница для души;
Идея театра – намеренное преобразование, за образом стоит не то, что на самом деле;
Идея рода – перерождение, припоминание – опытная душа;
Учение о государстве – философы-правители, воины, граждане.
Аристотель. 4-х принципная система вещей:
1-материя (возможное существование вещи)
2-форма (определённая вещь)
3-производящая причина материи
4-целесообразность
Классическая концепция истины; классификация наук.
Система категорий: сущности, количества, качества, действия.
3. эллинистический. Школы: эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар), стоики (Посидоний, Зенон, Хрисипп), неостоики (Сенека, Эпиктект), скептики (Пиррон, Секст Эмпирик).
Индивидуализм, скептицизм, атараксия (поиск спокойствия души).
Эпикуреизм (Эпикур: высшее благо – блаженство, наслаждение, удовлетворение естественных потребностей).
Стоицизм – воздержание от страстей, отрицали удовольствие, естественная жизнь; стойко выдерживать трудноститак достигается добродетель.
Скептицизм:
· сомнение во всём (из-за невозмутимости, спокойствия духа)
· воздержание от утверждения
· относительность всех вещей в мире
Ни одно из суждений не более правдоподобно, чем ему противоречащее.
Ни одно из суждений не более правдоподобно, чем ему противоречащее.
4.римский. Решающая сила античного мира – Рим. В этот период осуществляется культурная защита, сохранение идей древнегреческой философии, нежели её продолжение.
Неоплатонизм: (Платон, Прокл, Ямвлих)- сер.3-сер.6 века)
· учение об иерархически устроенном мире;
· «восхождение» души по своему истоку;
· Разработка практических способов единения с божеством на основе языческих культов;
· Разработка диалектики платоновской Триады:
Единое – Ум – Душа
Иерархия бытия:
Единое (сверхсущее благо)
Ум (дифференциация на множество идей)
Душа (чувственное начало, существа)
Умственный и чувственный Космос
· Учение о переселении душ
· Бог – непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизречённое начало.