Возникновение философии. Философия и мифология
Возникновение философии. Философия и мифология
Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор.
Можно проследить становление философии:
6 в. до н.э. – возникновение философии в Индии и Китае.
7 в. до н.э. – Гомер и Гесиод: систематизация мифов.
От мифа к Логосу – зарождение Античной философии
5-15вв - Средневековая философия
14-17вв - Философия эпохи возрождения
17в - Философия нового времени
18в - Эпоха просвещения
Современная философия
Мифология пыталась объяснить явления природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам.
В мифологии происходило очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении мира. Мифология – это ненаучная форма познания. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах.
Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства: сказки, легенды, предания. Никакая философия и наука и жизнь вообще не могут разрушить мифы: они не уязвимы и бессмертны.
Для мифов характерны следующие черты:
1. Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.
3. Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.
4. Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.
Отличия философии от мифа можно проследить по всем особенностям мифологического сознания.
1. философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.
2. философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить.
3. философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки. Она стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования.
4. философское мышление происходит в абстрактных понятиях и категориях, но не в символах и образах. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.
Возникновение философии. Философия и мифология
Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор.
Можно проследить становление философии:
6 в. до н.э. – возникновение философии в Индии и Китае.
7 в. до н.э. – Гомер и Гесиод: систематизация мифов.
От мифа к Логосу – зарождение Античной философии
5-15вв - Средневековая философия
14-17вв - Философия эпохи возрождения
17в - Философия нового времени
18в - Эпоха просвещения
Современная философия
Мифология пыталась объяснить явления природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам.
В мифологии происходило очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении мира. Мифология – это ненаучная форма познания. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах.
Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства: сказки, легенды, предания. Никакая философия и наука и жизнь вообще не могут разрушить мифы: они не уязвимы и бессмертны.
Для мифов характерны следующие черты:
1. Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.
3. Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.
4. Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.
Отличия философии от мифа можно проследить по всем особенностям мифологического сознания.
1. философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.
2. философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить.
3. философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки. Она стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования.
4. философское мышление происходит в абстрактных понятиях и категориях, но не в символах и образах. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.