Материал из волшебки (почти то же, что и в 14 билете)
Возрождение началось в Италии в 14 веке. Почему именно в Италии - там развелось много городов, не вписывавшихся в феодальную систему. Возрождение - это по сути отход от феодализма, освобождение от влияния церкви и возврат к античным корням, забытым в Средние века. Гуманизм и всё такое. Закончилось Возрождение во Франции в 16 веке. Некоторые произведения ("Божественная комедия", "Декамерон") относят иногда к позднему Средневековью, а иногда - к проторенессансу (раннее Возрождение). К основным тенденциям Возрождения можно отнести борьбу с влиянием церкви, перестройку вертикальной модели мира, восстановление связи с античностью, идею универсального человека (и её кризис в конце периода). Борьба с церковным и феодальным влиянием лежала у истоков Возрождения. Это появление и развитие светской литературы, светских жанров и светского же содержания. Светская литература здесь - не та, которая не церковная, а та, которая о существовании церкви вообще не думает. В то же время восстанавливалась связь с античностью, утерянная в варварское Средневековье. Если в Средние века всё делалось как бы с нуля, то в Возрождение народ вспомнил, что до 473 года что-то было, и это славное что-то можно продолжить. В то же время не отказывались и от средневекового наследия, а видели решение в диалоге античной и средневековой культур. Одновременно с отходом от церковного мышления происходит перестройка вертикальной модели мира. Если раньше все отношения в мироздании строились по вертикали власти (например, скандинавский ясень с Асгардом, Мидгардом и Утгардом), то теперь мир стал плоским и горизонтальным. Не вверх и вниз, а вперёд и назад. Соответственно, меняется вся философия. Кстати, Возрождение - это единственный в истории период, когда люди были довольны и называли свой век золотым (в то время как до него и после всякий интеллигентный человек считал своим долгом поругать настоящее и вспомнить, что раньше снег был белее, а люди честнее). Эти любители светской литературы, античного наследия и плоского мира назывались гуманистами. Заодно они любили и человека, считая его универсальной скотинкой. Квинтэссенцией праха он стал потом, а пока он в центре мира и всех устремлений, там, где раньше был бог. Считается, что освобождённое человеческое естество придёт к добру, поэтому нужна максимальная свобода. Кончилось всё тем, что вылез Макиавелли, показал гнусную сущность человека и извратил понятие доблести. Шпора: Возрождение: 14 век Италия - 16 век Франция. Данте и Боккаччо - то ли Возр., то ли ещё нет. Борьба с церковным влиянием. Вспомнили, что было что-то до Средних веков. Диалог античной и средневековой культур. Горизонтальная модель мира: не вверх-вниз, а вперёд-назад. Единственный век, который современники признавали золотым. Человек - в центре и на вершине всего, гуманизм предполагает свободу.
1) Хронологически границы.
14-16 в. вообще, а конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. – расцвет.
2) Перестройка вертикальной модели мира.
Возрождение – борьба светской и церковного миропонимания. Раскол католической церкви (Реформация – 1517 г.). Сначала духовную диктатуру церкви пытались расшатать, а потом восстанавливали, но не получилось. Вертикальная модель мира перестраивается в горизонтальную. Движение вперед-назад в реальном пространстве и реальном историческом времени. Атеизма не было, ни у Боккаччо, ни у Эразма Роттердамского, ни у Рабле. Просто проблема Бога отошла на второй план, на 1 – проблема человека.
3) Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова. (в вопросе 14)
4) Кризис ренессансного мифа о человеке в период позднего Возрождения. Увидели гуманисты, что мир-то не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия.
В пьесе Шекспира “Буря” Гонзало говорит, что образ “золотого века” возник только для того, чтобы исчезнуть. Золотого века нет и не будет, против него логика исторического развития. Уверенность в том, что золотой век невозможен, -- основа произведений поздних гуманистов.
Если гуманист Леонардо Бруни писал, что прекрасно подарить счастье одному человеку, но многим – еще лучше, то 100 лет спустя Гвичардини сомневался, что благополучие государства возможно.
Разочарование в ренессансном мифе о человеке: а совершенна ли человеческая природа? Изначально ли человек добр? Ведь человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности. То, что было положительным, стало отрицательным. Теперь начинается дисгармония человека и мира (см. подробнее про Гамлета и Дон Кихота).
5) Ренессансная этика доблести.
Доблесть – это активность, предприимчивость, энергия ума и воли. Это добрые качества, которые угодны Богу и кот. совершенствуют человека.
6) Отношение к античной культуре. Гуманисты ставили задачу возродит античность целиком, а не избирательно, как в Средневековье. У них существовало такое понимание развития истории:
a) греко-римская древность (Солнце, музы);
b) с 5 в. – готическое варварство (ночь, музы уходят);
c) Возрождение (возрождение наук, искусств, литературы, музы возвращаются, солнце). Короче, Возрождение = античности.
7) Идея универсального человека. В человеке заложены все возможности, он сам должен выбрать, подняться или пасть. Человек – сам кузнец своего счастья и судьбы.
8) Понятие христианского гуманизма. Писатели Возрождения обращались и к наследию раннехристианских мыслителей (особенно в Сев. Европе, где Эразм Роттердамский отказывался признавать труды современных ему теологов, но переводил труды ранних отцов церкви), отсюда соединение античной учености и христианской духовности.
9)Понятие Реформации и ее влияние на духовную жизнь. Вспоминаем дату – 1517 г., когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге. Кат. церковь все больше и больше дискредитировала себя, что вылилось в конечном счете в движение Реформации и отделении части верующих от католической церкви и образовании новой ветви христианства – протестантизма. Что там Лютеру не понравилось: злоупотребления папой властью (продажа индульгенций и т.д.).
Сущность учения Лютера закл. в противопоставлении личной веры, индивидуального религиозного чувства – формально понимаемым “добрым делам” (т.е. выполнению церковных обрядов) и священного писания, свободно толкуемого человеческим разумом, -- авторитету церковных догматов. Фишка в том, что Библия тогда была только на латинском языке, народ ее сам не читал, а верил всему, что с кафедры скажут. Кто ее перевел на нем. яз.? Правильно, Лютер (в энциклопедии сказано, что этим он способствовал становлению лит. немецкого языка. Но этого можете не говорить. Главное, что теперь каждый мог прочитать Библию и сам во всем разобраться => усиление личностного начала в культуре).
17. Макиавелли Н. «Государь»: философия истории и структура личности государя