Критика схоластической методологии в философии Ф. Бэкона. Роль наблюдения, эмпирических методов научного познания, проблема индуктивных умозаключений в трактовке Ф. Бэкона (см 41).

Критика схоластической методологии в философии Ф. Бэкона. Роль наблюдения, эмпирических методов научного познания, проблема индуктивных умозаключений в трактовке Ф Бэкона и с современной точки зрения

Бэкон – последний крупный философ Возрождения и зачинатель философии Нового времени. Философия Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий.

Еще будучи на гос. службе, он занимается литературным и научно-философским творчеством, и когда политическая карьера завершилась, он всецело посвятил себя научному творчеству. Бэкон является автором таких произведений как: «Опыты или наставления нравственные и политические», «Новая Атлантида», «Изречения новые и старые». Главным трудом (так и не законченным) был труд – «Великое Восстановление Наук» - его первая часть – «О достоинстве и приумножении наук», вторая, наиболее известная – «Новый Органон», в третьей части он хотел провести работу по изучению и систематизации различных природных фактов, явлений, экспериментов. Из шести задуманных трактатов третьей части он опубликовал только два «Историю ветров» и «Историю жизни и смерти». Умер Бэкон простудившись – проводил опыт по замораживанию курицы.

Частью творческого наследия Бэкона является классификация наук, проведенная по принципу Аристотеля – т.е. исходя из того, что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия. Философия, по Бэкону, должна включать в себя содержание всей теоретической науки. Предмет философии троякий: Бог, природа и человек. Эта философия у Бэкона называется «второй», а «первая» - некая всеобщая материнская наука (общие аксиомы типа – «изменяется все, но ничто не гибнет», категории типа – «много – мало», «целое – часть»). Причем исследование этих аксиом и категорий понимается не как логическая, а как натуралистическая проблема (так исследование категорий «мало» - «много» - это исследование почему одних вещей в природе много, а других мало).

Физика конкретного изучает небесные явления, землю и море, огонь, воздух, растения, животных. Физика абстрактного – различные состояния материи (тяжелое –легкое), разновидности её движения (сопротивляемость, покой). Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и неизменное, чем материальная и действующая причины, а именно форму и конечную причину.

Бэконовская метафизика – это часть науки о природе, как бы высший и более абстрактный раздел физики. Иначе, чем схоластики он понимал «форму». Форма, по Бэкону, это сама материальная вещь, но взятая в своей объективной сути, т.е. не субъективно. Вообще Бэкон различал формы конкретных вещей, или субстанций и формы простых свойств, или природ. Вторых, т.е. простых форм существует конечное число и все из них складывается (например, золото имеет желтый цвет, определенный вес, ковкость и т.д. Надо узнать как получаются эти качества, сложить их и получится золото.)(магия – практика метафизики).

Математика – великое приложение к естественной философии (т.е. к физике и метафизике). Более того математика даже часть метафизики (количество - мера прирорды). Цель знания – установление господства человека над природой. Однако не всякое знание дает это господство. Наука, по мнению Бэкона, не должна служить целям обоснования Бога, также быть знанием ради знания. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий – человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей. Однако, по мнению Бэкона, современная ему наука не способна решать такие задачи. Необходимо перестроить здание науки, а для этого необходимо проделать два вида работ: критическую работу и позитивную.

Критическая часть философии Бэкона направлена на выработку рекомендаций по преодолению несовершенств науки. Здесь можно выделить два основных направления: критику схоластического метода познания и учение об идолах или призраках.

Схоластический метод, по Бэкону, главное препятствие на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в её абстрактности, в сосредоточенности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий.

Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных философских споров и дать ей возможность самостоятельного развития, Бэкон воспользовался теорией двойственной истины: у религии своя истина, а у философии – своя; теология пусть изучает Бога, а философия – природу. Причем, различны предметы, различны и методы: теология опирается на сверхъестественное откровение, на авторитет Святого писания и Церкви, а философия – на совпадение мысли с действительностью. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей искаженными образами действительности – так называемыми «идолами» или «призраками».

Аристотель в свое время написал произведение «Опровержение софистических аргументов». Бэкон расширил представления о заблуждениях человеческого ума – помимо разоблачения софизмов он предпринял разоблачение идолов.

Итак, критика идолов разума – это критика заблуждений, присущих человеческому разуму. Само слово «идол» заимствовано у Эпикура. Последний называл идолами истинные образы вещей, Бэкон вложил новое содержание – идолы у Бэкона – искаженные, ложные образы. Бэкон выделял четыре вида «идолов».

«Идолы рода или племени» – изъяны познания присущие всему человеческому роду. Ум склонен окрашивать вещи в субъективные тона. Например, люди склонны поддерживать то, к чему привыкли или в чем заинтересованы. Трудное отвергается т.к. нет терпения его исследовать, трезвое, потому что угнетает надежду. Или, например, люди предполагают в вещах больше порядка, чем есть на самом деле.

«Идолы пещеры» – искаженные представления о действительности связанные с особенностями характера человека, с его воспитанием и пристрастиями. Одни более склонны видеть в вещах сходство, иные –различия. Одни привержены традиции, другие новации. Идолы рода и пещеры искоренить невозможно, но возможно ослабить их влияние. Самый тягостный вид идолов – «идолы площади или рынка». Штампы расхожего словоупотребления. При этом люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл. (идолами рынка их назвали потому, что в средневековых городах схоластические словопрения происходили в местах скопления людей, часто на рынках и площадях).

Идолы театра воспринимаются из надуманных теорий и превратных доказательств.

Позитивная часть работы, которую наметил Бэкон в связи с замыслом преобразования науки – это его учение о новом методе познания. Его заслуга в частности состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, причем не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.

Конечно, Бэкон не был не изобретателем экспериментального метода в естествознании, ни пионером его применения в новой науке. Задолго до него Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи и Парацельс провозгласили этот метод единственно верным. Он приводит опыты проводимые другими без ссылок на авторство.

По Бэкону задача научного познания заключается в том, чтобы расшифровывать тайный язык природы исходя из документов самой же природы, т.е.из фактов опыта. Бэкон был сторонником эмпирического (т.е. опытного) индуктивного метода.

Впрочем простой индукцией, простым перечислением фактов опыта он не ограничивался, а пытался создать систему научной индукции. Он разработал специальные таблицы, с помощью которых отсеивал неверные обобщения и выводы.

Таблицы Открытия-Присутствия, Отсутствия и Степеней. Собирается достаточное количество разнообразных случаев некоторого «простого свойства» (например, плотности, теплоты, тяжести, цвета и т.п.), закон или «форма» которого ищется. Затем берется множество случаев, как можно более подобных предыдущим, но уже таких, в которых это свойство отсутствует. Затем – множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности интересующего нас свойства. Сравнение всех этих множеств позволяет исключить факторы, не соответствующие постоянно исследуемому свойству.

Необходимо отметить также, что у Бэкона средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», на которые разлагаются все природные тела. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух. А такие их свойства или качества, как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п.

Бэкон можно назвать первым теоретиком экспериментального естествознания нового времени, мыслителем, который зажег факел новой науки, опирающейся на практику опытного познания. Материалистическая тенденция очевидная в философии Бэкона была продолжена и развита в философии его соотечественника Томаса Гоббса.

Декарт и становление европейской науки. Проблема субъекта познания в философии Декарта. Принцип рационализма в философии Р. Декарта. Декарт о методе научного познания. Аксиоматический метод построения теорий в трактовке Декарта (см 20, 25, 12).

Наши рекомендации