Тема 1. Отечественная философия
Вопросы и задания:
1. Религиозно-этическая и антропологическая тематики сочинений русских мыслителей XI-XIII вв.: Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Климент Смолятич, Нил Сорский, И.Волоцкий и др.
2. Роль петровской эпохи в развитии отечественной философии: Феофан Прокопович, В.Татищев, Д.Кантемир.
3. Русское просвещение XVIII в.: М.В.Ломоносов, С.Десницкий, Я.Козельский, М.Щербатов, А.Радищев.
4. XIX век – «золотой век» русской философии:
- западничество и славянофильство;
- метафизика Всеединства В.С.Соловьева;
- космизм Н.Ф.Федорова;
- русский марксизм: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.
5. Философский «ренессанс» начала ХХ века:
- «философия свободы» Н.А.Бердяева;
- интуитивизм Н.О.Лосского и С.Л.Франка;
- «нравственная философия» Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
6. Судьбы отечественной философии после Октября 1917г.:
- философское зарубежье как специфический феномен в развитии отечественной философии;
- советская философия: проблемы и достижения.
7. Составьте конспект произведения какого-либо русского философа.
Литература
1. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4-х книгах. – Л., 1991.
2. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова и Д.В.Бугая. – М., 2005.
3. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.П.Кохановского. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2004.
4. История философии: Запад – Россия – Восток: В 4-х книгах/Под ред. И.В. Моторошиловой. – М., 1995.
5. Малявин С.И. История русской социально-философской мысли: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. А.А.Агапова. – М., 2003.
Отечественная философия представляет собой самобытный пласт мировой философии. До сих пор не прекращаются дискуссии по поводу периодизации отечественной философии. Большинство исследователей до недавнего времени сходились в том, что собственно философии до XIX века в России не было. Однако в последнее время все глубже исследуется так называемый «предфилософский период» XI - XVIII веков, помогающий понять и осмыслить корни и традиции отечественной религиозной философии.
При подготовке первого вопроса обратите внимание, что философская мысль начинает зарождаться в России в XI веке под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Иларион создает знаменитое «Слово о Законе и Благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию включения русской земли и славянских народов в общемировой процесс божественного света, особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Нравственно-практическая направленность и религиозный православный характер стали основными характеристиками отечественной философии. Своеобразные концепции отношения к православной вере, некие религиозно-философские нравственные образцы поведения были развиты в дальнейшем в учениях Сергия Радонежского, «нестяжателей» и «иосифлян».Наиболее законченная историософская концепция дана в учении игумена Елизаровского монастыря Филофея «Москва – третий Рим».Значительную роль в развитии отечественной философии сыграли преобразования Петра I.Во-первых, они вывели философию за пределы религиозных догматов, во-вторых, еще более обострили противоборство двух тенденций:первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни; вторая выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что, поскольку Россия встала на путь развития позже других европейских стран, она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Противоборство "Россия-Запад"стало одной из главных особенностей и одним из истоков развития отечественной философской мысли.
Наивысшего расцвета отечественная философия достигла в XIX веке. В это время она предстает как многообразие философских школ и систем, в которых, с одной стороны, возрождаются традиции духовности религиозной философии, с другой, получает оригинальную трактовку западноевропейский материализм и рационализм. XIX векне случайно называют "золотым веком" отечественной философии. Многие историки философии отмечают, что к концу века центр духовной культуры перемещается в Россию. Бесполезный труд в коротких строках пытаться передать хотя бы малую часть того огромного философского наследия, которое оставил XIX век. Сосредоточим внимание на основных традициях и тенденциях.
Упомянутое выше противостояние русской исторической традиции и западного влияния обусловили появление в XIX веке культурно-исторической альтернативы "славянофильство-западничество".Обратите внимание на историософский характерэтой альтернативы. Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин) занимали позицию философии соборности (тотальности), вытекающую из православной традиции, идеальной формой правления считали монархию, а идеальной экономической структурой - крестьянскую общину. Западники (Бакунин, Белинский, Герцен) ориентировались на рационализм западно-европейской цивилизации, критиковали православие и церковь, симпатизировали зарождающимся идеям социализма.
Прямо или косвенно альтернатива Россия-Запад проявлялась во всех школах и течениях отечественной философии. При подготовке следующих вопросов обратите внимание, как оригинально эти две тенденции переплелись в учениях В. Соловьева, Л. Толстого и Ф. Достоевского, Н. Бердяева.Именно здесь, на наш взгляд, наиболее ярко проявилась самобытность отечественной философии, вобравшей в себя и органично соединившей культурное наследие Запада и истории развития мысли своей страны.
Главным итогом семинара должно стать осмысление отличительных особенностей отечественной философии. Историк отечественной философии В.В.Зеньковский формулирует их так: религиозностькак источник творчества и духовности; онтологизм, причем в смысле бытийственности, укорененности в быт; историософизм, стремление отыскать смысл истории, внимание к проблемам общества, его устройства и развития; панморализм и антропоцентризм– в центре внимания философов проблемы человека, смысла его жизни, Добра и Зла, Справедливости; целостностькак цель философии. Постарайтесь найти корни этих черт и увидеть их проявление в изучаемых Вами философских школах и учениях. Поразмышляйте, как проявляются эти черты в современных процессах духовной и социально-политической жизни нашей страны.