Онтолоrия как философские учение о бытие, о категориях бытия, о формах мышления.
Понятие онтологии. Онтология как философское учение о бытии. Бытие как центральная категория онтологии. Основные вопросы онтологии: что такое существование? что такое объекты? что означает высказывание: “физический объект существует?” что такое свойства и отношения, и как они относятся к объектам? является ли существование свойством? Проблема универсалий и 62 проблема субстанции. Учение о категориях бытия как категориях мышления. Категории философии как рациональное прояснение смыслов универсалий культуры, как усмотрение общности в различных сферах культуры. Смыслообразы, метафоры и аналогии как генетически первичные формы бытия философских категорий, их последующее понятийное выражение в систематизации категорий. Категории философских систем античности, понятийно-символическое и метафорическое осмысление мира в их содержании (например, «огнелогос» Гераклита, «нус» Анаксагора). Бытие и небытие Бытие, ничто, становление. Бытие и субстанция. Проблема субстанциальности бытия. Субстанции, модусы, атрибуты. Единое и многое как тема философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Бытие, реальность, виртуальность. Бытие как единство сущности и существования. Вещь, свойство, отношение. Структурная организация бытия. Соотношение части и целого: принцип системности. Логически возможные модели мира, представленные античной философией при решении проблемы делимости целого на части: мир делится на части до определенного предела (неделимые, или атомы Левкиппа, Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир в его бытии неделим (элеаты). Рациональное обоснование неделимости бытия как выявление определенных смыслов категорий части и целого, движения, пространства, времени. Апории Зенона как логическое осмысление системных связей теоретического самодвижения категорий философии. Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Диалектика бытия: принцип развития. Материя и движение. Проблема возможности мышления движения. Умозаключение Зенона от невозможности мыслить движение к невозможности самого движения. Его оценка. Проблема источника движения. Диалектический материализм о самодвижении материи. Формы движения материи и их взаимосвязь. Количественные и качественные изменения, прогресс и регресс. Пространство и время. Их субъективная и объективная интерпретации. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Событие и закон. Динамические и статистические законы. Идея всеобщей связи событий. Детерминизм и индетерминизм. Человеческое бытие как Dasein. Бытие и сознание. Природа сознания. Структура сознания. Когнитивная, эмоциональная и волевая сферы сознания. Сознание и самосознание. Сознание и субъективная реальность. Сознание и его установки. К. Г. Юнг о двух фундаментальных установках сознания – экстравертной и интровертной. Сознание и бессознательное бытие личности. З. Фрейд о биологической природе бессознательного, об онтологической первичности бессознательного по отношению к сознанию в системе психики. Бессознательное и комплексы. Фрейд о соотношении Оно, Я и Сверх-Я в структуре субъективной реальности. Проблема конфликта Оно и Сверх-Я. Инстинкты (Эрос и Танатос), их роль в определении психического бытия личности. 63 К. Г. Юнг о символической природе бессознательного, структурированного посредством архетипов, о личной и коллективной формах бессознательного. Архетипы как универсальные структуры психики. Условия возможности онтологических допущений. Онтология материалистическая, идеалистическая, натуралистическая, трансцендентальная. Проблема онтологии субъекта. Онтологический поворот в современной философии. Онтологические концепции. Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Людвига Витгенштейна, Уилларда ван О. Куайна. Бытие как присутствие. Присутствие и отсутствие. Онтология присутствия и онтология отсутствия. Принципы тождественности / нетождественности бытия и мышления: классическое и неклассическое философствование.
25. Основные вопросы онтологии. Что так существование? что такое физические объекты? что означает высказывание: физический объект существует? что такое свойства отношения, как они относятся к объектам? является ли свойством? существование.
Вопросы онтологии (вышеприведенные и другие) выглядят абсурдными с точки зрения так называемого здравого смысла. Постановка таких вопросов несвойственна обыденному созна нию, которое склонно рассматривать лишь индивидуальное бытие человека и оценивать при этом лишь степень удовлетворенности-неудовлетворенности этим бытием. «Жить — хорошо!» — так, светясь радостью, оценил свое бытие Трус, герой знаменитой кинокомедии —«А хорошо жить еще лучше!» — тут же уточнил эту нехитрую «формулу бытия» другой ее герой — Балбес. Формулируя онтолст ические вопросы и размышляя над ними, человек выходит за пределы обыденного созна ний, поднимается над ним. Ему требуются иные мыслительные, средства, которыми обыденное сознание не располагает,
Понятия онтологии
Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления — категории. Это предельно широкие понятия, многие из которых раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Таковы, например, бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, единое и многое, целое и часть, движение и покой и др. Трактовка, содержательное наполнение, да и сам выбор категорий всегда оригинальны у разных мыслителей. Поэтому философия дает нам такое разнообразие онтологических схем.