Роль научного сообщества в мире науки
С понятием парадигмы тесно связано понятие научного сообщества. В некотором смысле эти понятия синонимичны. "Парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму". Представители научного сообщества, как правило, имеют определенную научную специальность, получили сходное образование и профессиональные навыки. Каждое научное сообщество имеет свой собственный предмет исследования. Большинство ученых-исследователей, по мнению Куна, сразу решают вопрос о своей принадлежности тому или иному научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы. Если вы не разделяете веру в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества.
Понятие научного сообщества после выхода книги Куна "Структура научных революций" прочно вошло в обиход всех областей науки, и сама наука стала мыслиться не как система знаний, а прежде всего как деятельность научных сообществ. Однако в деятельности научных сообществ Кун отмечает некоторые недостатки, ведь "поскольку внимание различных научных сообществ концентрируется на различных предметах исследования, то профессиональные коммуникации между обособленными научными группами иногда затруднительны; результатом оказывается непонимание, а оно в дальнейшем может привести к значительным и непредвиденным заранее расхождениям". Представители разных научных сообществ зачастую говорят на "разных языках" и не понимают друг друга.
Эволюция развития науки
Рассматривая историю развития науки, Кун выделяет, прежде всего, допарадигмальный период, который, по его мнению, характерен для зарождения любой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую, признанную всеми теорию, иначе говоря, парадигму. На смену допарадигмальной науке приходит зрелая наука, которая характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной парадигмы. В своем развитии она проходит последовательно несколько этапов - от "нормальной науки" (когда господствует принятая научным сообществом парадигма) до периода распада парадигмы, получившего название научной революции.
"Нормальная наука", с точки зрения Куна, "означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности". Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, выступают предпосылками для генезиса "нормальной науки".
В отличие от Поппера, считавшего, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что "...ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает".
Таким образом, "нормальная наука" практически не ориентируется на крупные открытия. Она обеспечивает лишь преемственность традиций того или иного направления, накапливая информацию, уточняя известные факты. "Нормальная наука" предстает у Куна как "решение головоломок". Есть образец решения, есть правила игры, известно, что задача разрешима, а на долю ученого выпадает возможность попробовать свою личную изобретательность при заданных условиях. Это объясняет привлекательность нормальной науки для ученого. До тех пор пока решение головоломок протекает успешно, парадигма выступает как надежный инструмент познания. Но вполне может оказаться, что некоторые задачи-головоломки, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению. Доверие к парадигме падает. Наступает состояние, которое Кун называет кризисом. Под нарастающим кризисом он понимает постоянную неспособность "нормальной науки" решать её головоломки в той мере, в какой она должна это делать, и тем более возникающие в науке аномалии, что порождает резко выраженную профессиональную неуверенность в научной среде. Нормальное исследование замирает. Наука по сути дела перестает функционировать.
Понятие "научная революция"
Период кризиса заканчивается только тогда, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых. Эту смену парадигм, переход к новой парадигме Кун называет научной революцией. "Переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция "нормальной науки", представляет собой процесс далеко не кумулятивный и не такой, который мог бы быть осуществлен посредством более четкой разработки или расширения старой парадигмы. Этот процесс скорее напоминает реконструкцию области на новых основаниях, реконструкцию, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и приложения парадигмы".
Каждая научная революция изменяет существующую картину мира и открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних предписаний. "Поэтому, - отмечает Кун, - во время революции, когда начинает изменяться нормальная научная традиция, ученый должен научиться заново воспринимать окружающий мир". Научная революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру научных работ и учебников. Она затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить за рамки той области, где произошла.
Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, потому что суть дела в профессиональном самочувствии научного сообщества: либо сообщество обладает средствами решения головоломки, либо нет, и тогда сообщество их создает. Научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте.
Подводя итог, можно отметить, что "как ни одна другая работа, книга Куна возбудила интерес к проблеме объяснения механизма смены представлений в науке, то есть по существу к проблеме движения научного знания... она в значительной степени стимулировала и продолжает стимулировать исследования в этом направлении".
Основные определения, которые нужно знать для кандидатского экзамена (минимума) по философии науки
АНТРОПОЛОГИЯ - (от древнегреческого "человек" и "слово, речь") - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
ГИПОТЕЗА - форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ДИАЛЕКТИКА - (от греческого - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово "диалектика" происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря "Диалогам" Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика - это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, - "движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…". Вопрос Г.В.Ф.Гегель «Энциклопедия философских наук».
ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ - система ценностей, соответствующих научному знанию на конкретном этапе. Вопрос динамика науки как процесс порождения нового знания.
МЕТОД - (от греч. metodos - путь исследования или познания) - совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода в научном знании - внутренняя организация и регулирование процесса познания того или иного объекта. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
МЕТОДОЛОГИЯ определяется как система методов и как учение об этой системе, общая теория метода. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
НАТУРФИЛОСОФИЯ - (от латинского natura - природа) - исторический термин, обозначавший (примерно до 18 века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - общее представление о мире и объективной реальности. Вопрос динамика науки как процесс порождения нового знания.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - согласно Томасу Куну, переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция "нормальной науки". Вопрос Т.Кун Структура научных революций.
НАУЧНЫЙ ФАКТ (от лат. factum - сделанное, свершившееся): а) синоним понятия "истина", реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
НООСФЕРА - есть новое геологическое состояние биосферы, подготовленное эволюцией живого вещества и определяемое разумом человечества. ВопросВ.И.Вернадский О научном мировоззрении.
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА - с точки зрения Т.Куна, означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. Вопрос Т.Кун Структура научных революций.
ОБЪЕКТ НАУКИ - предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя. Вопросуровни, формы и методы научного познания.
ОНТОЛОГИЯ - (от греческого on - родительный падеж ontos - сущее и…логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
ОСНОВАНИЯ НАУКИ - фундаментальные представления, понятия и принципы науки. Вопрос основания науки.
ПАРАДИГМА - согласно Томасу Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Вопрос Т.Кун Структура научных революций.
ПРЕДМЕТ НАУКИ - в широком смысле - это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов науки. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ПРОБЛЕМА - это форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
СУБЪЕКТ НАУКИ - ключевой элемент научного познания - отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив или общество в целом. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ТЕОРИЯ - является наиболее развитой и сложной формой научного знания, дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории. Гипотеза, подтвержденная практикой. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - (от немецкого Phanomenologie - учение о феноменах) - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Цель феноменологии - построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к "всеобъемлющему единству сущего", которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Встречается в вопросе Г.В.Ф.Гегель «Энциклопедия философских наук».
ФИЛОСОФИЯ - это форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Вопрос предмет философии науки.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - это специфика познавательного процесса, сущность стиля научного исследования. Вопрос динамика науки как процесс порождения нового знания.
ФОРМЫ БЫТИЯ НАУКИ - в рамках философии науки принято выделять несколько форм бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как особый вид мировоззрения, наука как специфический тип познания, наука как социальный институт. Вопрос формы бытия науки.
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - научный факт, эмпирическая закономерность, понятие как форма знания, эксперимент как форма знания, научная проблема, научная гипотеза, научная теория. Вопрос теория познания.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ - существует пять точек зрения: наука была всегда с момента зарождения человеческого общества, наука возникла в Древней Греции, наука возникла в Западной Европе в 12-14 веках, наука начинается в 16-17 веках, наука начинается с первой трети 19 века. Большее количество сторонников у второй точки зрения. Вопрос возникновение науки и основные этапы ее развития.
ЯЗЫК НАУКИ - специфическая знаковая система - как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).