А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Писатель-публицист, историк, философ, противник коммунистического мировоззрения, автор исторической хроники «Архипелаг ГУЛАГ», эпопеи о России и революции «Красное колесо», романов «В круге первом», «Раковый корпус», рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» и др.
Имел свой особый взгляд на предназначение искусства, считая, что искусству свойствен тайный внутренний свет, он иррационален и не исчерпывается мировоззрением писателя.
Делил художников слова на два типа: первые «мнят себя творцами независимого духовного мира и взваливают на свои плечи акт творения этого мира»; вторые – знают над собой силу высшую: «не ими этот мир создан…, художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям».
Солженицын по-своему объяснил суть фразы героя Ф.М.Достоевского «Мир спасёт красота». Люди, нации, народы прикладывают свои собственные мерки к одним и тем же событиям, при этом каждый исходит из своего опыта жизни. От этого взаимного непонимания человечество должно прийти к конфликтам, войнам и гибели. «Но этого не произойдёт, ибо у человечества есть искусство, литература». В них писатель видит «заменитель не пережитого нами (чужого) опыта», возможность понимания этого чужого опыта, другого человека, другой нации. Это один из принципов гуманизма. Вот почему красота спасёт мир.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича»задуман автором в Экибастузском особом лагере зимой 1950-51 годов. Осуществлён сперва в 1959 г. Как Щ-854 (Один день одного зэка)», и в этом первом варианте был более остр политически. В 1961 г. смягчён автором для «Нового мира»: снят юмор с фигуры кавторанга, введено упоминание Сталина. По настоянию Хрущёва, Политбюро ЦК КПСС приняло решение опубликовать рассказ в №11 за 1962 г., затем в издательстве «Советский писатель» (100 тыс. экз.), в «Роман-газете» (700 тыс.). В 1971-72 годах все эти издания уничтожались в магазинах и библиотеках по прямому указанию ЦК КПСС.
Образ Ивана Шухова сложился из солдата, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну и никогда не сидевшего, а также из общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Шухов – образ собирательный. Остальные лица – все из лагеря, с подлинными биографиями. Автор применяет принцип сжатого повествования – в один день уложил все типичные события лагерной жизни.
Шухов деликатен, услужлив, незлобив, застенчив, хотя одновременно и упрям, принципиален. Солженицын вложил в героя лучшие качества русского человека, излучающего внутренний свет, чтобы яснее стала главная идея: жестокие и бесчеловечные условия лагеря не в силах убить человечность и нравственность, они лишь на время снижают планку представления о счастье – вот почему он показал «почти счастливый день», перечислив, казалось бы, такие незначительные, малые для других людей удачи этого дня: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножёвкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».
Героев в бесчеловечной жизни спасает причастность к сообществу людей – в рассказе это бригада, аналог семьи во главе с отцом – бригадиром. Авторитет бригадира держится на справедливости, человечности, еде и труде.
В эпизоде кладки стены на объекте показан не подневольный труд, каким он по идее должен быть в лагере а вполне радостный, производительный, с заботой о качестве, труд людей с совестью и человеческим достоинством, хотя и зэков. Это принципиально важно автору, который стремится показать, что закон жизни придурков, шакалов, доходяг, шестёрок и блатарей («подохни ты сегодня – я завтра») не коснулся Шухова и подобных ему. Они остались по эту сторону добра и зла. Советское искусство насаждало оценивать человека по достигнутому им успеху, по месту в жизни, по приносимой пользе. Но Шухов – в другой координате ценностей: его главная задача и высшее предназначение в жизни – пронести душу свою чистой через этот ад. Героев Солженицына удерживает на высоте человечности вера в конечную справедливость, любовь к самой жизни.
«Тайный внутренний свет всепобеждающей жизни» - пафос творчества и судьбы писателя.
Русская поэзия ХХ века: поколения, направления, имена.
Е годы.
Два основных направления: 1) революционная романтика (Э.Багрицкий, Н.Асеев, А.Безыменский, Н.Тихонов); 2) философия любви, жизни и смерти (Н.Заболоцкий, В.Луговской, П.Васильев).
Вне направлений – расцвет творчества О.Мандельштама, Б.Пастернака, М.Цветаевой.
Е годы.
Это поэтическое поколение связано с войной. К первой группе можно отнести поколение поэтов, погибших в Великую Отечественную войну: П.Коган, М.Кульчицкий, Н.Майоров, С.Гудзенко, Е.Ширман и др. Вторая большая группа поэтов – военное и послевоенное поэтическое поколение: О.Берггольц, К.Симонов, А.Сурков, А.Ахматова (расцвет творчества), М.Дудин, К.Ваншенкин, Б.Слуцкий, А.Межиров, Д.Самойлов, Я.Смеляков, А.Твардовский, С.Кирсанов, В.Рождественский, Ю.Друнина, Р.Казакова.
Е годы.
Поэтический «бум» шестидесятых развёл поэтов по нескольким направлениям, главными из которых были громкая («эстрадная») и тихая (философская) поэзия.
Гражданская поэзия («эстрадная лирика») получила своё развитие от футуристов московской поэтической школы. Для этой поэзии характерны острая постановка злободневных проблем в их связи с вечностью и судьбой страны в сочетании с обнажённой искренностью, ощущением личной сопричастности, яркостью поэтического языка. Это поэзия не только печатная, но и звучавшая в залах и на стадионах. Её отличает множество тем, разнообразие интонаций, поиски новых художественных средств: Н.Доризо, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Глазков, А.Дементьев, Г.Горбовский, В.Высоцкий.
Философская поэзия («тихая лирика») пошла от символизма и акмеизма петербургской поэтической школы. Для этой поэзии характерны осмысление вопросов бытия в высокохудожественной, неброской классической форме: Л.Мартынов, Е.Винокуров, И.Бродский, Б.Ахмадулина, Ю.Кузнецов, Арс.Тарковский, В.Шефнер, А.Кушнер, Ю.Мориц, Б.Окуджава.
Народно-крестьянская поэзия унаследовала лучшие традиции И.Никитина, А.Кольцова, Н.Клюева, С.Есенина. В этой поэзии – ярко выраженное природное начало, философское осмысление связи человека с землёй, с природой, с историей при яркой образности и простоте поэтической формы: Н.Рубцов, В.Боков, С.Викулов, А.Яшин, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Н.Тряпкин, О.Фокина, В.Солоухин.
Отдельно можно выделить ставшую популярной в эти годы песенную поэзию. Здесь выделяются три основных разновидности:
А) Бардовская песня. Для неё характерны острая исповедальность, предельная искренность, лиризм, романтика, поднятие запретных тем, дух независимости и раскрепощённости, некоторая приблатнённость: А.Галич, А.Городницкий, А.Дольский, А.Розенбаум, Ю.Левитанский, О.Митяев, Н.Матвеева, С.Трофимов и др.
Б) Классическая песенная поэзия. Для этой поэзии характерны упрощение содержания и поэтической формы, использование рефренов, ярких звучных фраз с целью усиления непосредственного эмоционального воздействия, особое внимание к музыкальности звучания и повторяемости ритма: Л.Ошанин, Н.Добронравов, М.Пляцковский, Л.Дербенёв, И.Резник, Л.Рубальская, М.Танич.
В) Рок-поэзия. Для этой поэзии характерны резкое высказывание передовых взглядов и ощущений своего поколения либо в прямом самовыражении (И.Тальков, Е.Летов), либо в романтических интонациях и символических образах-иносказаниях (А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, А.Башлачёв), либо в предельно натуралистических и грубых излияниях с элементами абсурда и антиэстетики (Ю.Шевчук, К.Кинчев, С.Шнуров). Особняком стоит чувственно-абстрактный женский рок: Мара, Земфира, С.Сурганова, Д.Арбенина.
Сатирическая поэзия.
Эта поэзия продолжает традиции С.Чёрного, В.Маяковского. Среди имён: А.Пьянов, А.Иванов, А.Вишневский, В.Гафт, Л.Филатов, В.Высоцкий.